НИ: Переучет
У российского бизнеса могут отнять собственность в странах ближнего зарубежья, - пишет Светлана Гамова в статье "Переучет", опубликованной 18 октября в российской газете "Новые Известия".
Российские предприниматели, вложившие сотни миллионов долларов в предприятия Приднестровья, могут лишиться собственности. Парламент Молдавии отменил проведенную на левом берегу Днепра масштабную приватизацию. Активными участниками этой приватизации были российские бизнесмены, компании и госструктуры. Эксперты говорят, что это только начало: глядя на Молдавию, Грузия может поставить под вопрос права россиян на недвижимость в своих сепаратистских регионах. Если это произойдет, у российских собственников отнимут здравницы Абхазии и Аджарии.
О цене вопроса в точных суммах говорить сложно, но, судя по всему, она высока. На кону сотни миллионов долларов, причем потратили их на покупку приднестровских предприятий не только частные, но и государственные структуры. Напомним, что Тирасполь (столица Приднестровья) начал активно распродавать свои заводы и фабрики два года назад. Тогда власти непризнанной республики приняли решение продать все что можно - лишь бы не досталось Молдавии. Главным покупателем стала Россия.
В результате московский "Салют" (госпредприятие) приобрел бендерский завод "Прибор", который сейчас работает на оборонный комплекс России. Затем российским (на паях с немцами) стал тираспольский "Молдавизолит", аналогов которому нет на всем постсоветском пространстве. А никому не известная российско-бельгийская фирма купила Молдавскую ГРЭС, которая теперь экспортирует электроэнергию в Румынию, а планирует еще дальше - на Балканы. При полной загрузке мощностей электростанция может приносить владельцам, по оценкам экспертов, 2 млрд. долларов в год. Как утверждают в тираспольской администрации, настоящий владелец ГРЭС - вовсе не выигравшая тендер фирма, а сын бывшего губернатора Тюменской области, которому объект достался "за гроши" - 29 млн. долларов вместо 200, по самым скромным оценкам.
Еще одно выгодное приобретение россиян - Молдавский металлургический завод (ММЗ) в приднестровском городе Рыбница. 90% его проката уходило на Запад, что обеспечивало треть бюджета непризнанной Приднестровской Республики. Его купила ИТЕРА, но недавно перепродала Металлургическому консорциуму Украины. По свидетельству молдавских чиновников, держателем солидного пакета акций ММЗ сегодня является украинский премьер Виктор Янукович.
Речь, впрочем, не только об "оборонке" и тяжелой промышленности. Московскому торговому дому "Арома" всего в 2,5 млн. долларов обошелся известный бренд "Букет Молдавии" вместе с одноименным заводом в Дубоссарах. Выставлено на продажу одно из лучших в Европе текстильных предприятий - "Тиротекст", продукцию которого покупают французы, канадцы и шведы. Новым собственником этого акционерного общества, скорее всего, станет "Ростекстиль". По крайней мере, замминистра промышленности Приднестровья Юрий Ганин считает, что вхождение "Тиротекса" (он оценен в 95 млн. долларов) в российский концерн вписывается в "переориентацию на Восток предприятий региона, поскольку их экспорт в Европу в настоящее время заблокирован Молдовой". "Севкабель" из Санкт-Петербурга купил Бендерский кабельный завод. Обувная фабрика "Тегина", которая последние 15 лет работала исключительно на немецкий рынок, стала собственностью российского ЗАО "Грин".
Недавно в приватизационный список региона включено еще одно стратегическое предприятие Приднестровья - коньячный комбинат "KVINT". Здесь производятся лучшие в Молдавии коньяки и водка. О других возможных приватизационных сделках с российскими инвесторами руководство региона предметно разговаривало в правительстве Москвы, и, как сказал "НИ" председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца, переговоры были успешными.
Именно высокой ликвидностью предприятий левобережья Днестра, а также нежеланием потерять столь лакомый кусок объясняется скорость, с которой "прогнали" через молдавский парламент закон, запрещающий приватизацию в неподконтрольном Кишиневу регионе. Кстати, инициатором законопроекта является президент Владимир Воронин, который год назад отказался от проекта объединения Молдавии по кремлевскому сценарию и пригласил вместо России на роль главных посредников в разрешении приднестровской проблемы ЕС и НАТО. Логика действий президента Молдавии вполне очевидна: сначала "убрать" Россию из процесса урегулирования политически, затем - подвести под разногласия Москвы и Евросоюза на почве Приднестровья еще и экономический базис. Дескать, Москва с помощью непризнанных сепаратистов отхватывает собственность суверенного государства.
Как бы то ни было, но после принятия закона о приватизации в Приднестровье и без того крайне прохладные отношения между Кишиневом и Москвой обречены на дальнейшее похолодание. Молдавские чиновники рассказали корреспонденту "НИ", что когда Владимиру Воронину позвонил Анатолий Чубайс по поводу приватизации части молдавских энергетических линий, тот вообще отказался брать трубку. Само собой, решение аннулировать итоги приватизации в приднестровском регионе в Кишиневе рассматривают как действие, направленное против России. В свою очередь, министр юстиции Приднестровья Виктор Балала сказал "НИ", что молдавские власти "пытаются провести в регионе аджарский вариант" "Там, - напомнил он, - Аслана Абашидзе сдали местные предприниматели, которым Саакашвили пообещал неприкосновенность их собственности, но слова затем не сдержал". По словам г-на Балалы, в Приднестровье же передачу российским инвесторам собственных предприятий расценивают как гарантию их сохранения. Что касается буквы закона, то идею о том, что российские частные и федеральные компании должны вернуть приобретенные предприятия (многомиллионной стоимости) трудовым коллективам, считают и вовсе абсурдной.
Москва же пока отмалчивается. Отобрать предприятия у российских собственников Молдавии пока не по силам, потому ситуация с самопровозглашенной приватизацией может длиться довольно долго. Как заявил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Борис Пастухов, право "российских инвесторов на собственность является безоговорочным, независимо от того, как относится к нему Кишинев".
Тем не менее решение молдавских парламентариев может стать прецедентом. Грузия давно возмущается тем, что отколовшаяся от нее Абхазия продает гражданам России бывшие всесоюзные здравницы и особняки на Черноморском побережье. Тбилиси предупредил Москву, что любые сделки, заключенные в обход грузинских властей, считаются незаконными. Но разгоревшиеся в Аджарии и Южной Осетии конфликты отвлекли внимание от законодательной постановки вопроса.
Между тем распродажа в Абхазии продолжается. По данным Верховного совета республики, санаторий «Армения» передан местными властями в пользование Министерству обороны РФ на 25 лет. Дом творчества "Литфонд" в Пицунде на 15 лет арендовало Минэнерго РФ. Бизнесмены из России приватизировали санатории "Украина" и "Самшитовая роща". Владельцем пансионата "Мюссера" в Гудауте и дома отдыха "Абрскил" в Гаграх стала фирма "Березка" из Мордовии, Министерство архитектуры, строительства и энергетики Республики Коми намерено приобретать жилье в Абхазии для переселяющихся северян. В Тбилиси внимательно отслеживают все это, но пока что ограничиваются напоминанием, что согласно решениям саммита СНГ от 1996 года сотрудничество с сепаратистскими кругами Абхазии недопустимо. А стало быть, все сделки, заключенные с ними, незаконны.
Впрочем, как свидетельствует аджарский опыт, способы "договориться" существуют даже при самых непримиримых противоречиях. Ранее много говорилось о российской собственности в Аджарии, в связи с чем не раз упоминалось имя московского мэра. Сами батумцы и сегодня уверены, что огромный жилой комплекс, который возводится в центре города на набережной, - детище Юрия Лужкова. Но власти, прежде считавшие так же, ныне утверждают обратное. Так, руководитель службы протокола минэкономики Аджарии Лаши Гогиберидзе сказал корреспонденту "НИ", что этот комплекс называется "Батус", он действительно является частной российской собственностью, но кому именно он принадлежит, уточнить не захотел. Заметив, что доля российских бизнесменов или госструктур в аджарских проектах есть, но настолько мала, что об этом не стоит и говорить. Эксперты объясняют такую позицию тем, что теперь все российские проекты в Аджарии согласовываются с Тбилиси, а потому у новых грузинских властей к инвесторам нет никаких претензий.