The Economist: На границе - и на грани
"Захватывающие выборы в Украине, печальный референдум в Беларуси: что все это значит для России и Запада?", - задается вопросом авторитетный британский журнал The Economist.
"Взгляните на меня", - говорит Виктор Ющенко, когда его спрашивают о таинственной болезни, которая чуть не погубила его в прошлом месяце. Он считает, что его пытались отравить, и болезнь эта - результат отравления. Его глаза едва видны на обрюзгшем, как бы покрытом оспинами, едва узнаваемом лице. "Я абсолютно убежден, - говорит Ющенко, - что это было покушение на мою жизнь".
Хоть и пострадавший, Ющенко все же может стать следующим президентом Украины. Он вернулся на дорожку предвыборной гонки перед первым туром голосования, которое должно состояться 31 октября, чем вызвал восторг тысяч украинцев, собирающихся на массовые митинги. Он возбуждает украинцев своими обещаниями бороться с коррупцией и отстаивать главенство закона. Его рвение, а также решимость его противников вполне понятны. Впервые в Украине демократия проявляет себя так явно, что ее буквально можно потрогать.
С 1991 года, когда Борис Ельцин и лидеры двух наиболее "русифицированных" советских республик - Украины и Беларуси - вместе распустили Советский Союз, каждая из этих стран в отдельности разочаровала тех людей, которые ожидали расцвета демократии на развалинах коммунизма. Беларусью, которая, как и Украина, втиснута между расширившимся Евросоюзом и Россией, уже десять лет правит капризный и самовластный Александр Лукашенко. После "победы" Лукашенко на фальсифицированном референдуме 17 октября Беларуси придется терпеть его еще десять лет, а может и больше. Россия пережила резкие колебания в эпоху Ельцина, а сейчас переживает возрастающий авторитаризм Владимира Путина. Украина, тем временем, прошла через десятилетие коррупции, возглавляемая своим нынешним президентом Леонидом Кучмой. Если сейчас ей удастся провести справедливые и честные президентские выборы, их последствия скажутся как на восточных, так и на северных соседях.
Знакомьтесь с кандидатами
По словам сторонников Ющенко - а также по словам сторонников его главного соперника Виктора Януковича, Украина стоит перед выбором между манной небесной и ужасными последствиями. Команда Ющенко говорит о нем как о реформаторе экономики. По их заявлениям, во время краткого периода пребывания на посту премьер-министра в 1999-2001 годах Ющенко сумел остановить экономический спад в стране, который был даже глубже, чем в большинстве бывших советских республик. Экономика Украины пострадала от тех же недугов, что и российская: коррупции, удушающей все и вся бюрократии, продажных судов и оттока капитала. Зарплаты и пенсии выплачивались с опозданием; сократилась численность населения и уменьшилась продолжительность жизни; деревни опустели, поскольку молодежь отправилась в поисках работы на Запад. За исключением эффектно выглядящего центра Киева страна большей частью остается болезненно бедной, средний класс здесь немногочислен. Но, как гласит штаб Ющенко, он заложил основы роста и более надежного социального обеспечения, наблюдаемого последние четыре года.
Более того, Ющенко выступает в качестве поборника прозрачности и власти закона и заклятого врага коррупции, которая при Кучме даже по российским меркам расцвела махровым цветом. Например, Ющенко заявляет, что пересмотрит результаты приватизации сталелитейного предприятия, проданного в середине этого года за половину своей рыночной стоимости двум самым богатым людям страны, один из которых - Виктор Пинчук - является зятем Кучмы.
По словам команды Ющенко, нынешний премьер-министр Янукович, одиннадцатый по счету с момента провозглашения украинской независимости, является креатурой коррумпированной нынешней администрации и олигархов. Две судимости Януковича, слухи о его злоупотреблениях властью, а также периодическое употребление им ненормативной тюремной лексики не способствуют формированию положительного образа кандидата. Но, по словам Сергея Тигипко, возглавляющего предвыборный штаб Януковича, "есть слова, а есть реальные дела". Тигипко отмечает, что во время нахождения Януковича на посту премьера был введен фиксированный 13-процентный подоходный налог, что позволило "перетащить" ранее не облагавшиеся налогом капиталы в легальную экономику. Увеличены размеры пенсий и прочих социальных льгот (хотя пока не ясно, может ли экономика позволить себе это). Пересмотр результатов приватизации, по мнению Тигипко, будет противоречить национальным интересам.
Во время кампании Янукович апеллировал к русскоязычному населению восточной Украины, предлагая сделать русский вторым официальным языком страны и ввести двойное украинско-российское гражданство. Это помогло создать впечатление, что в качестве президента он будет еще активнее дружить с Москвой, чем Кучма. Но Тигипко подчеркивает, что внешняя политика Януковича будет "прагматичной". Оппоненты Ющенко характеризуют его как крайнего националиста, расположенного к западной Украине, говорящей на украинском. Пропаганда, направленная против Ющенко, изображает его американской марионеткой, называя "Бущенко". Довольно странное утверждение, не стыкующееся с его обещанием вернуть украинский миротворческий контингент из Ирака.
Как подоить двух коров
Но есть и другие альтернативы, с другими последствиями. Некоторые из прочих кандидатов на президентский пост, такие как лидер социалистов Александр Мороз, критикуют Ющенко за то, что он не занял жесткую позицию в отношении Кучмы в связи с убийством в 2000 году журналиста, якобы организованным правительством. Это бросает тень сомнения на демонстрируемую им смелость. Кроме того, вокруг него вертится несколько довольно сомнительных личностей.
Есть также и Верховная Рада - расколотый на фракции недоразвитый парламент Украины, который будет препятствовать выполнению целого ряда обещаний кандидатов. В то время как российские олигархи, оставшиеся еще на свободе и не эмигрировавшие за рубеж, сегодня стараются тактично помалкивать о действиях государства, в Украине многие олигархи трудятся в парламенте (который, среди прочих привилегий, дает им депутатскую неприкосновенность). Партии в Украине рождаются и умирают, заключают браки и разводятся с такой быстротой, что любому президенту будет очень трудно проводить длительные и последовательные реформы.
А связи Украины с Россией - культурные, религиозные, исторические и языковые - настолько прочны, что их нельзя разрубить мимоходом. Если победит Ющенко, Соединенные Штаты и Европейский Союз будут более дружелюбно относиться к его стране. То же самое, вероятно, относится и к западным инвесторам. Но благорасположение имеет свои пределы, и членство в ЕС останется для Украины очень отдаленной перспективой независимо от того, кто станет ее президентом. С учетом ее удобного расположения на Черном море и вблизи от нестабильного Кавказа, членство в НАТО может быть более реальным вариантом. С учетом этого Янукович, по словам Григория Немири из Киевского центра европейских и международных исследований, будет следовать тактике "дойки двух коров", подлаживаясь к Москве и одновременно не отказываясь от долгосрочных планов интеграции с Европой.
Все равно, победа Ющенко может стать символом перемен, пусть медленных и противоречивых. Этого достаточно, чтобы заставить волноваться Россию, которая более или менее открыто поддержала Януковича. Путин в середине октября принял в Москве премьер-министра вместе с президентом. Он также посетил Украину как раз накануне выборов, якобы чтобы поприсутствовать на параде в честь годовщины освобождения Киева от нацистов. В программу его визита входило выступление по телевидению, в котором он похвалил Януковича за экономические достижения и пообещал укрепить связи.
Почему Путин проявляет такую активность? Отчасти из-за деловых интересов России в Украине, отчасти из-за российской военно-морской базы в Крыму, отчасти из-за обеспокоенности относительно возможного вступления Украины в НАТО и его последствий. Но главным образом, из-за постсоветского невроза, такого же темного и покрытого мраком, как и лабиринты сделок по энергоресурсам, пополнивших карманы российских и украинских представителей власти.
Многие россияне чувствуют себя униженными в связи со снижением авторитета и статуса страны после крушения Советского Союза, особенно из-за вмешательства Запада и его стремления оказывать влияние на бывшие советские республики Средней Азии и Прибалтики. При Путине российская "сфера влияния" еще больше сузилась с "потерей" Грузии. Чувство обиды и недовольства - вот объяснение нелогичных действий России по поддержке мелкотравчатых сепаратистских режимов в Южной Осетии и Абхазии - регионах, отколовшихся от Грузии и представляющих собой последние рудименты обширной российской империи, от которых России предстоит полностью отказаться.
Для российских державников (великодержавные националисты) потеря влияния в Украине, такого близкого и возможного, благодаря большому количеству проживающих там русских и общим славянским корням, будет означать, что Россия отказывается от всех своих притязаний на величие. Как довольно резко заявил один высокопоставленный западный дипломат в Киеве, "при наличии демократической Украины российской империи не получится". Для таких великодержавных россиян разговоры Запада о прелестях демократии представляются ни чем иным, как прикрытием истинных целей - снова отодвинуть границу Европы как можно дальше на восток.
Добьется ли Путин продвижения своего человека - и своих целей? Трудно сказать, поскольку результаты опросов общественного мнения в Украине вызывают сильные сомнения, многие избиратели отказываются открыто говорить о своих истинных предпочтениях, очень многие не определились с выбором. Можно почти с полной уверенностью говорить, что оба Виктора пройдут во второй тур, проведение которого запланировано на 21 ноября. Исход второго тура голосования будет в значительной степени зависеть от того, за кого проголосуют избиратели, поддержавшие в первом туре иных кандидатов, особенно сторонники коммунистов и социалиста Мороза. Мороз говорит, что если сам не пройдет во второй тур, то ни в коем случае не поддержит кандидатуру Януковича. Но он может не поддержать и Ющенко.
Тайны, яйца и любопытство
Тем не менее, все вышесказанное основывается на предположении о том, что выборы пройдут честно. Это довольно оптимистичное предположение на фоне предвыборной кампании, уже пользующейся дурной славой из-за якобы имевшего место отравления главного кандидата. Каковы бы ни были причины болезни, так обезобразившей лицо Ющенко (его противники говорят, что это результат довольно экзотической диеты кандидата), она стоила ему нескольких недель отсутствия на предвыборном поле битвы. Болезнь стала особенно жестоким ударом по лицу Ющенко, поскольку почти все телевизионные станции Украины контролируются либо государством в лице главы нынешней президентской администрации Виктора Медведчука, либо Пинчуком. Соответственно, они освещают события в благоприятном для Януковича свете. А телевизионная станция, находящаяся в руках ближайшего помощника Ющенко Петра Порошенко, подвергается запугиванию и нападкам.
После "отравления" последовал откровенно странный инцидент в западном украинском городе Ивано-Франковске. Там в Януковича из толпы бросили яйцо, и этот, отнюдь не маленький и не слабый человек, упал в обморок на землю как подрубленный под корень. По слухам, он ожидал готовящейся попытки его убийства, которую сорвал своим броском яйцеметатель-недоросль. Другие случаи менее комичны. Были заявления о бомбах, заложенных в офисах продемократического студенческого движения (власти говорят, что это были "террористы"). Государственных служащих запугивают, заставляя голосовать за Януковича. Срываются митинги оппозиции.
Ющенко утверждает, что уже начато осуществление планов грандиозной фальсификации результатов голосования. Якобы состав местных избирательных комиссий формируется в угоду властям, якобы подготовлены тысячи "мертвых душ" (умершие избиратели, чьи имена не вычеркнуты из списков для голосования), а итоги голосования на избирательных участках, создаваемых для украинцев в России, будут сфальсифицированы.
Но любой вариант мирной передачи власти будет предпочтительнее тех зловещих картин, которые рисует Ющенко и прочие. Некоторые заявляют, что парад в Киеве, проходящий за девять дней до даты реального освобождения города, является предлогом для ввода в столицу большого количества воинских частей. Говорят, что с востока Украины в сторону Киева выдвигаются целые колонны автобусов с уголовниками и шахтерами, которые должны будут создать хаос в Киеве. Хаос станет оправданием для отмены выборов и для введения Кучмой чрезвычайного положения.
Согласно циркулирующим слухам, Медведчук и его друзья-олигархи не доверяют Януковичу, которого поддерживает клан олигархов-конкурентов. Поэтому первая группа найдет способ оставить Кучму у власти и найти ему позже более податливую замену, либо путем внесения поправок в конституцию "разбавить" президентские полномочия. "Для таких людей, - утверждает Порошенко, - это война, а не состязание". Тем временем сторонники Януковича утверждают, что оппозиция готовит "каштановую революцию" (в Киеве растет много каштанов, и они являются символом этого города), которая должна пройти по сценарию "революции роз" в Грузии в прошлом году. Они также заявляют, что такой план не пройдет. "Украина это не Грузия", - твердо говорит Тигипко.
Возможно, он прав. История привила украинцам чувства покорности и долготерпения. Как и другие земли между Балтийским и Черным морями, Украина пережила 700 лет вторжений и завоеваний, от монголо-татар до фашистов. Часть западных территорий Украины вошла в ее состав только в 1945 году; Крым был присоединен в 1954-м. до 1991 года Украина никогда не была независимым государством.
Сидя на гвозде
История Беларуси, северного соседа Украины, еще более драматична, а ее политическая культура более миролюбива. Белорусы рассказывают о себе такой анекдот. Русский, украинец и белорус вместе садятся на поезд и обнаруживают, что из их сидений торчат гвозди. Русский выдергивает гвоздь и выбрасывает его в окно. Украинец вытаскивает его и кладет в карман, чтобы отвезти домой. Белорус же думает: раз он торчит здесь, значит так и нужно, поэтому спокойно и покорно садится на него. После многовекового владычества здесь литовцев, поляков и русских, после полного разорения в годы второй мировой войны и сталинских репрессий Беларусь в 1994 году села на новый гвоздь. Имя ему Александр Лукашенко.
Организованный и сфальсифицированный Лукашенко референдум 17 октября дал ему право изменить конституцию страны и баллотироваться в 2006 году на третий президентский срок. Однажды он уже продлевал срок своего правления. Он кастрировал и подкупал белорусский парламент. Даже непонятно, зачем он беспокоится насчет выборов. У него, как и у Кучмы, есть основания беспокоиться за свое будущее и за свою свободу - если он уйдет с поста. Но в отличие от Кучмы, который мог еще раз баллотироваться в президенты, но не стал, Лукашенко вряд ли уйдет с поста по доброй воле.
Но оппозиция в Беларуси и близко не стоит с той массой сторонников, которую сумел завербовать в Украине Ющенко. На митинг оппозиции накануне референдума в Минске пришло лишь несколько сот человек. Кучка отважных студентов размахивала национальным флагом Беларуси, который Лукашенко заменил на знамя советской эпохи. Протесты несколько большего размаха прошли в Минске после референдума, но они были жестоко подавлены полицией. Лидера оппозиции Анатолия Лебедько избили до полусмерти.
Такого рода отношение властей помогает понять, почему белорусы предпочитают ворчать на своих кухнях, а не выходить на уличные демонстрации. Правозащитные организации и независимые газеты в этой стране регулярно закрывают и подвергают преследованиям налоговых органов (хотя и в Украине налоговики составляют боевой отряд борьбы с нарушителями политического спокойствия). Недавно был закрыт даже целый университет. Страх перед увольнением является мощным сдерживающим фактором выражения протеста, поскольку экономика страны, действующая по советскому образцу, не предлагает больших альтернатив работе на государственном предприятии.
Но западные критики Лукашенко сталкиваются с обескураживающей их действительностью. Хотя Лукашенко популярен не настолько, как это представляют липовые результаты референдума, его все же любят в стране. За пределами Минска с его пугающей монументальной архитектурой и необычайно чистыми улицами Беларусь - это бедная страна. Но Лукашенко следит за тем, чтобы государственные зарплаты, а также пенсии сельским бабушкам выплачивались вовремя. Он даже устраивает скромные прибавки к ним. Господин Лебедько надеется, что молчаливые легионы критиков президента в один прекрасный день поймут, что они не одиноки; но не исключено, что надежды его не оправдаются.
Уроки от Лукашенко
Беларусь меньше, чем Украина, и она менее значимая страна. Обстановка с соблюдением прав человека здесь мрачная, хотя она не самая худшая в мире. Однако Запад не может игнорировать ужимки трагикомичного белорусского президента по двум причинам.
Первая состоит в том, что Беларусь Лукашенко составляет часть российской буферной зоны, отражающей посягательства Запада. Перспективы полного объединения Беларуси и России пошли на убыль после обострения отношений между Лукашенко и Путиным. Беззастенчивые оскорбления и выпады Лукашенко против Запада приводят в замешательство. Но для Путина Лукашенко играет роль полезного, хотя и раздражающего его дурачка. Поэтому Россия продолжает субсидировать его дешевыми энергоносителями.
Более важная причина состоит в том воздействии, которое маленькая Беларусь может оказать на могучую Россию. Украинские либералы опасаются, что если Ющенко проиграет выборы, Украина станет все больше походить на путинскую Россию. А либералы российские тем временем боятся, что при Путине Россия все больше будет походить на лукашенковскую Беларусь. Свидетельством тому, как утверждают критики, является план Путина по назначению региональных губернаторов, его шаги по восстановлению государственного контроля над экономикой и укрощению олигархов (класс, который в Беларуси так и не расцвел). По Москве ходят слухи о том, что Путин может взять пример с Лукашенко и тем или иным путем остаться у власти после окончания своего второго президентского срока (хотя в одном из своих телевизионных выступлений на этой неделе Путин намекнул, что делать этого не намерен).
Отсюда вытекает еще одна причина, по которой украинские выборы так важны и символичны. Их исход поможет определить не только границы теневой российской империи, но и перспективы развития демократии в самой России. Тот же высокопоставленный западный дипломат в Киеве говорит, что "легитимные выборы окажут очень позитивное воздействие на всех соседей Украины, включая "большого парня", в плане развития демократии". Подлинно демократическая Украина покажет России пример для подражания иного рода.
Ющенко совершенно справедливо требует, чтобы международные наблюдатели, прибывающие в эти дни на украинские выборы, не были "глухи и немы" к нарушениям в ходе голосования. Он говорит, что "весь мир должен продемонстрировать солидарность" своим отказом в признании незаконно избранного президента, появись такой у власти. Да, наблюдатели не должны молчать. Но даже если они и промолчат, рано или поздно Украина добьется своей демократии, потому что она слишком оживлена, слишком активна и европеизирована. Но Россия - это другое дело.
Перевод: ИноСМИ.Ru
Оригинал публикации: On the border and on the brink