Daewoo Motors – будущее и перспективы
Информацию о банкротстве компании Daewoo Motors украинская делегация, оказавшаяся в нужное время в нужном месте, получила из первых уст - от премьер-министра Республики Корея Ли Хан Донга, который с сожалением констатировал, что его правительство было вынуждено объявить компанию неплатежеспособной. В то же время он заверил главу делегации - председателя Верховной рады Украины Ивана Плюща, что "правительство сделает все возможное для нормального функционирования совместных предприятий за рубежом".
Daewoo Group является вторым по величине южнокорейским конгломератом (так называемым чеболем). Само название Daewoo в переводе с корейского означает "Великая вселенная", сообщает Поток.net.ua со ссылкой на российское издание «Эксперт».
Более ста компаний, входящих в его состав и действующих в 65 странах, накопили долговые обязательства перед двумя сотнями кредиторов, внешних и внутренних, на общую сумму в 55 млрд долларов. Но проблема заключалась не собственно в обязательствах и даже не в слишком малой величине чистой прибыли, которую получал чеболь в последние годы, а в том, что, как выяснилось, было обнаружено несоответствие сведений о финансовом состоянии компаний реальному положению дел.
Так, Ford после углубленного анализа финансового состояния автомобилестроительных предприятий Daewoo обнаружил факты сокрытия долгов на общую сумму почти в 20,5 млрд долларов. Теперь понятно, почему американская корпорация буквально за два дня до окончательного срока подачи тендерного предложения, а именно 15 сентября, отказалась от планов приобретения Daewoo Motors за 6,9 млрд долларов. Теперь едва ли кто даст за нее более 5 млрд. Во всяком случае General Motors вместе со своим новым партнером FIAT выразила готовность погасить часть долгов компании на сумму от 2 до 3 млрд.
Между тем Daewoo Motors - один из основных дебиторов чеболя. По аудиторским данным общая сумма ее активов оценивается в 11,8 млрд долларов, в то время как задолженность - приблизительно в 18 млрд.
Решение о банкротстве, которое, несомненно, весьма болезненно скажется на южнокорейской экономике в целом и на цене Daewoo в частности, было принято после того, как профсоюзы отказались дать письменное согласие на выполнение плана по спасению компании. Одним из его условий было увольнение 3,5 тыс. работников компании. Самое грустное заключается в том, что сокращения все равно неизбежны. Об этом прямо говорится и в обнародованном недавно плане самостоятельного выхода из финансового кризиса, если покупатель так и не найдется.
Между прочим, в этом плане есть пункт о закрытии нерентабельных предприятий в Индии, России, Польше, Узбекистане и на Украине. Все это позволит концерну сэкономить около 80 млн долларов, а в случае если кредиторы пойдут навстречу, то и получить в будущем году кредиты в 660 млн долларов.
Любопытно, что интересы работников совместного корейско-украинского предприятия "АвтоЗАЗ-ДЭУ" в результате банкротства не пострадают. В соответствии с учредительными документами СП и украинским законодательством, штаты предприятия не могут быть сокращены по инициативе администрации, и это условие строго соблюдается. Даже сегодня, когда автозавод испытывает значительные финансовые трудности, а на производстве задействовано всего 10-15% работников, остальные, находясь дома, по-прежнему получают две третьих тарифа или оклада.
Тем не менее "банкротство создает для Украины очень серьезные проблемы", считает председатель Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), народный депутат Украины Анатолий Кинах. В то же время он убежден, что данный шаг необходим, так как должен повлечь за собой комплекс мер по санации компании и по ее выходу на более высокий уровень конкурентоспособности.
Анатолий Кинах сообщил, что украинская сторона ведет в настоящее время переговоры с потенциальными покупателями Daewoo Motors, в том числе с GM, относительно будущего СП. Более того, вне зависимости от будущего самой Daewoo Украина намерена развивать этот проект и искать новых партнеров.
В частности, сказал глава УСПП, будет продолжена "локализация производства необходимых комплектующих и сборка автомобилей непосредственно на базе машиностроительного комплекса Украины". По его мнению, еще в начале осуществления совместного проекта, который в последнее время практически не работал, были сделаны серьезные просчеты в политике производства и реализации автомобилей, в маркетинговых исследованиях рынка. Авторы проекта не учли платежеспособности украинских граждан, не выполнили условий по продвижению продукции СП на экспорт.
"Сегодня уже можно однозначно сказать, что дальнейшая участь 'АвтоЗАЗ-ДЭУ' легкой не будет, - размышляет глава украинского парламента Иван Плющ. - У нас есть два пути: либо найдется новый инвестор, который выкупит акции, либо эти акции выкупит государство".
Определенные трудности, которые ныне переживает СП "АвтоЗАЗ-ДЭУ", имеют в большей степени "украинский" характер, утверждает председатель совета директоров СП Олег Папашев. По его словам, украинская сторона внимательно следит за развитием событий в Южной Корее, которые не могут не сказаться на дальнейшей реализации проекта. Однако, убежден он, судьба украинского автомобилестроения решается все-таки на Украине.
Первоначально планировалось освоить производство 250-300 тыс. автомобилей в год, с тем чтобы довести в течение шести лет годовой объем продаж до 400 тыс. машин. Несмотря на возможности имеющихся мощностей на предприятиях СП в Запорожье и Мелитополе по выпуску "Таврий" (110 тыс. автомобилей в год) и в Ильичевске, где можно собирать около 32 тыс. автомобилей Daewoo, за два с половиной года работы предприятие выпустило всего 40 тыс. автомобилей, а реализовало лишь 35 тысяч.
За 10 месяцев текущего года реализовано 7549 "Таврий" и 2977 корейских автомобилей, причем сборка последних прекратилась еще в минувшем году. Общий объем продаж предприятия со дня его ввода в эксплуатацию составил на 1 июня текущего года 29 298 машин. Более того, доля СП на украинском авторынке упала с 9% в 1998 году до 2% в 1999 году.
Кредиторская задолженность СП ныне составляет 70 млн гривен, дебиторская - 80 млн гривен (1 доллар США - около 5,5 гривны). В последнее время завод работал практически убыточно вследствие невостребованности его продукции покупателями.
Тем не менее и Олег Папашев, и новый руководитель с корейской стороны - исполняющий обязанности генерального директора СП Парк Санг Кьюн дружно заявили на специально созванной пресс-конференции, что никакой катастрофы для "АвтоЗАЗ-ДЭУ" не предвидится. Во-первых, считают они, банкротство - это длительная бюрократическая процедура с неопределенными юридическими последствиями.
Так, например, третья автомобильная корпорация Южной Кореи - KIA - прошла ее в 1998 году, но не прекратила свою деятельность и продолжает выпуск автомобилей. Главное, как заявил Олег Папашев, заключается в том, что "АвтоЗАЗ-ДЭУ" является юридическим лицом, официально зарегистрированным и работающим на Украине. Если процессы, происходящие в Южной Корее, и будут иметь какое-то влияние на его работу, то скорее всего опосредованное.
По данным г-на Папашева, СП произвело с начала года 10,5 тыс. автомобилей, а до конца года намерено выпустить 12 тыс. автомашин. В проекте принимают участие 396 украинских предприятий, из которых 265 заняты поставками сырья, материалов и комплектующих. Глава совета директоров компании подчеркнул, что никакой ответственности по обязательствам своего южнокорейского партнера украинская сторона не несет.
Свои меры по оживлению отечественного автомобилестроения в связи с корейскими неприятностями намерен принять и кабинет министров Украины. Первый вице-премьер дал по этому поводу поручения соответствующим министерствам и ведомствам и рассчитывает обсудить проблему в декабре.
Поляки тоже не сдаются. Неплатежеспособность Daewoo, считают польские эксперты, может существенно отразиться на промышленности страны и на судьбе 16 тыс. автомобилестроителей, которые трудятся на польских заводах азиатского автогиганта. Коллективы этих предприятий ожидают массовых сокращений. И связано это не только с банкротством концерна, но и с падением продаж корейских автомобилей на польском рынке.
За последние месяцы реализация легковых и коммерческих автомобилей под маркой Daewoo сократилась на 30%. Польское общество крайне обеспокоено сложившейся ситуацией, которая может привести к уже планируемому снижению объемов производства автомобилей почти в два раза и к увольнению нескольких тысяч работников. Специалисты предлагают различные варианты преодоления кризиса в польском автомобилестроении, но без поддержки государства они вряд ли будут осуществлены.
Заместитель министра промышленности Эдвард Новак однозначно против принятия государством на себя каких-либо обязательств в отношении предприятий Daewoo в Польше. "Знаю, - заявил он, - что сейчас предлагается даже идея реприватизации автозаводов, которые принадлежат в Польше корейскому концерну, но я против таких решений, так как для них нет никаких оснований". И все же он не исключает возможности предоставления правительственной помощи при реализации эффективных проектов реструктуризации предприятий южнокорейской компании. По его мнению, это могли бы быть кредитные гарантии.
Узбекско-южнокорейское акционерное общество "УзДЭУавто" рассчитывает не только сохранить объемы выпуска автомашин, но и освоить к середине 2001 года серийное производство новой модели легкового автомобиля - Matiz. Незадолго до объявления неплатежеспособности южнокорейского автогиганта узбекские автопроизводители заключили с ним контракт на поставку оборудования для производства новой модели.
С января 2001 года здесь планируют начать наладку технологической линии проектной мощностью 60 тыс. автомобилей в год. Южнокорейское правительство заверяет, что ранее принятые обязательства Daewoo Motors будут выполнены. Matiz - автомобиль класса "В" по европейской классификации, производство которого было начато на заводах в Корее два года назад. Эта небольшая экономичная машина комплектуется трехцилиндровым двигателем объемом 769 куб. см и мощностью 51 л. с. Автомобиль может развивать максимальную скорость 144 км/ч при среднем расходе топлива 4,5 л на 100 км.
"УзДЭУавто" без преувеличения единственное в СНГ предприятие, сумевшее наладить серьезное автомобильное производство с зарубежным партнером. Продажи на протяжении последних лет были стабильными, что позволило привлечь в мае нынешнего года, когда Daewoo уже лихорадило, кредиты в размере 35,9 млн долларов от зарубежного банка. Конечно, банкротство корейской компании может привести к перебоям в работе Асакинского автозавода, так как поставки комплектующих пока осуществляются в основном через материнскую компанию, и лишь незначительную их часть завозят другие иностранные поставщики.
Сейчас, по данным Минмакроэкономстата Узбекистана, комплектующие поставляются с отсрочкой платежей на 6 месяцев. В результате в январе-сентябре 2000 года СП "УзДЭУавто" выпустило 23 321 легковой автомобиль по сравнению с 48 667 машинами в 1999 году. Однако на складах автозавода пока есть запас деталей и оснастки, которых хватит на несколько месяцев работы при существующих объемах производства. Чрезвычайно важно и то обстоятельство, что узбекский завод за четыре года создал восемь СП по выпуску комплектующих, при этом уровень локализации их производства доведен до 42%. Дефицитом, правда, остаются двигатели и трансмиссии.
И, пожалуй, последнее. Как бы ни развивались события, едва ли всерьез можно обсуждать тему прекращения выпуска автомобилей Daewoo или остановки таких заводов, как Асакинский в Узбекистане. С большой степенью уверенности можно предположить, что покупатель на Daewoo Motors все же найдется. И очень скоро.