Spectator: Жажда свободы
Россия использует насильственные методы в украинских президентских выборах, чтобы обеспечить приход к власти своего человека, - пишет Радек Сикорски в статье "Жажда свободы", опубликованной 11 ноября в британском издании The Spectator.
Площадь Независимости в центре Киева по архитектуре соответствует позднебрежневскому периоду, но по атмосфере напоминает Прагу 1989 года. Группки людей собрались у столов, заваленных материалами в поддержку того или иного кандидата; другие произносят пламенные речи перед камерами. Это, несомненно, атмосфера подлинных выборов, исход которых непредсказуем - редкое ныне явление на постсоветском пространстве.
Юноши и девушки в оранжевых шарфах раздают предвыборные листовки. Интересоваться политикой модно, и над ними витает то чувство надежды, безотлагательности и надвигающейся беды, которое я в последний раз ощущал во время польской революции солидарности в 1980 году, когда был в их возрасте. Некоторые из них говорят, что если эти выборы будут проиграны, их единственным выходом будет эмиграция. "Вы наша последняя надежда", - сказала нам, группе международных обозревателей, женщина средних лет.
Надежда на то, что демократичный и всемогущий "Запад" сможет сотворить чудо, тоже показалась знакомой.
Их страхи вполне обоснованны. На заднем плане маячат громилы, и это вовсе не метафора. За иностранными делегациями следуют коротко стриженные парни в кожаных куртках - и это только один из беспрецедентных методов, задействованных государством, чтобы манипулировать выборами.
Случаи мошенничества слишком многочисленны, чтобы допускать снисходительное толкование. Как известно, главный соперник кандидата властей, Виктор Ющенко, заболел непонятной болезнью через день после того, как поужинал с главой украинской разведки. Теперь он выглядит на двадцать лет старше, его лицо перекосилось и опухло, словно пораженное напалмом. Митинги оппозиции срывались путем отключения электричества, а некоторые вообще не могли состояться из-за внезапной отмены договоренности об аренде помещений или отмены поезда или автобуса. Правительственные и российские СМИ нагнетали пропаганду, посвящая, по оценкам независимых наблюдателей, до 80% эфирного времени агитации за премьер-министра Виктора Януковича. Лицензия единственного более или менее оппозиционного Пятого канала была отозвана за несколько дней до первого тура выборов, состоявшегося в прошлые выходные. Журналисты радиостанций и печатных изданий регулярно получают угрозы. И это не шутка в стране, где любопытные журналисты зачастую исчезают бесследно.
Россия серьезно вмешивается в выборы, оказывая поддержку своему человеку, Януковичу. Для того, чтобы накануне выборов принять в Киеве Владимира Путина, приехавшего с беспрецедентным трехдневным визитом, военный парад в честь освобождения украинской столицы от фашистских захватчиков был перенесен на неделю вперед. Предвыборные дебаты в представлении российского правительственного телевидения выглядели следующим образом: сторонник Януковича из России против сторонника Януковича из Украины. Консультации Януковичу оказывают российские пиарщики, а тысячи избирателей получили "письмо из России", предупреждающее, что победа оппозиции будет означать более высокие цены на энергоносители.
Вмешательство настолько вопиющее, что пугает даже украинских коммунистов. Никогда не думал, что буду сочувствовать коммунисту, особенно такому убежденному, как Александр Парадовский, который считает, что с коммунизмом все было бы в порядке, если бы партийное руководство не потеряло связь с народом. В своем офисе, украшенном статуей Ленина, большим портретом Ленина на стене и сталинскими знаменами по углам, он возмущается нарушениями на выборах. "Мэры и директора школ печатают статьи в официальных СМИ, призывая людей голосовать за премьер-министра. Визит Путина - это вмешательство в наши внутренние дела!". Похоже, он не осознавал иронию своей позиции.
Я видел документы, подписанные и заверенные главой местных властей, в которых указывалось, какое количество голосов за премьера должен собрать каждый район и сколько на это будет выделено денег. Государственные служащие всех уровней получили указания, за кого голосовать, налоговики предлагают вернуть предприятиям НДС при условии, что часть денег пойдет на кампанию премьера.
Накануне выборов я стал свидетелем попытки удалить из избирательных комиссий 150 членов, которые, как ни странно, оказались наиболее оппозиционно настроенными. Председатель 138-й территориальной комиссии в пригороде Одессы подписала ходатайство об исключении членов комиссии, несмотря на явное противоречие избирательному законодательству, по которому подобные изменения должны осуществляться как минимум за сутки до выборов. Поводом для надежды послужило то, что ходатайство было отклонено судьей, а Верховный суд Украины не разрешил создать на территории России 400 избирательных округов, что дало бы возможности для широкомасштабных манипуляций. Гражданское общество страны борется, но нуждается в защите, по крайней мере, по сравнению с соседними странами.
Предвыборная борьба настолько напряженная потому, что стоящий перед украинцами выбор это не столько выбор между двумя политиками, сколько между двумя цивилизациями.
Будучи председателем украинского Нацбанка, Виктор Ющенко ввел украинскую валюту, а на посту премьер-министра в конце 1990-х заставил олигархов платить налоги, боролся с коррупцией и защищал независимую внешнюю политику страны. Он женат на украинской американке, но строит предвыборную кампанию на обещании вывести украинские войска из Ирака. По словам молодежи на Площади Независимости, Ющенко сделает все, чтобы Украина стала кандидатом в НАТО и ЕС.
Нынешний премьер Виктор Янукович - его полная противоположность. Утонченность - не его стихия. Продукт донецкой мафии, контролирующей большую часть богатств страны, особенно в индустриальной восточной части, он отсидел несколько лет в тюрьме за вооруженное нападение и грабеж. Поданные им документы на регистрацию в качестве кандидата содержали несколько орфографических ошибок, включая в слове "премьер-министр". Янукович хочет, чтобы Украина присоединилась к Единому экономическому пространству, где господствует Россия, ошибочно утверждая, что это сравнимо с амбициями ЕС. Глава его избирательного штаба - председатель украинского Нацбанка, а глава одной из официально поддерживающих его партий - председатель Центризбиркома.
Похоже, что несмотря на все махинации, первый раунд Ющенко и Янукович закончили в ничью, набрав приблизительно по 40% каждый. В случае свободных выборов, это было бы добрым знаком для Ющенко, поскольку кандидаты от коммунистов и социалистов, поделившие почти все оставшиеся 20%, рассматриваются как оппозиция.
Победа Ющенко не изменит Украину за ночь. Она остается невероятно бедной страной. Во многих городах стоят памятники Ленину, инфраструктура полуразрушена, а ВВП, хотя и растет, не превышает 1 тысячи долларов на душу населения. Но тем не менее у Украины появился бы шанс оставить позади века угнетения и разделения.
Напротив, победа Януковича, особенно фальсифицированная, завершит создание новой разделительной линии в Европе. Теперь она будет проходить не от Щецина до Триеста, а от Баренцева моря до Черного и отделит свободную рыночную демократию на западе от бандитократии на востоке.
Украина чрезвычайно важна. Если 47 миллионам украинцев удастся защитить свою хрупкую демократию, автократы в Минске и Москве уже не смогут быть уверены, что и их поданные однажды не взбунтуются. Если использовать геополитическую терминологию, Россия плюс Украина - это Российская империя. Как национальное государство Россия может постепенно стать нормальной, богатой и влиятельной страной. Но если она будет тратить энергию на восстановление территориальной империи, у нее не хватит ни терпения для демократии внутри страны, ни способности создать успешное современное общество, уравновешивающее растущую мощь Китая на ее восточных границах.
Некоторые настолько ослеплены антиамериканскими настроениями, что считают дурным все, что поддерживают США. По этой перевернутой логике, если американский Конгресс принимает акт о демократии в Беларуси или помогает борющимся независимым СМИ в Украине, - это вмешательство, но если Россия агитирует за Януковича - это старая добрая славянская солидарность. На самом деле, мы, славяне, хотим жить при клептократиях и "исчезать" в результате действий наших правительств не больше, чем любые другие народы. Жаль, что "попутничество", бывшее в советские времена эксцентричной чертой левых, теперь оказывает влияние на людей, которые, казалось бы, должны быть более осторожными. Как только начинаешь заниматься теориями глобального заговора, остановиться трудно. Например, многие в лагере Ющенко уверены, что недавний визит министра обороны США в Крым был не случаен, и что стороны заключили сделку: Америка согласится на фальсификацию выборов, а Украина не станет выводить свой батальон из Ирака. Паранойя на любой вкус.
Печальнее всего то, что, по сравнению с умеренной, но пока что достойной позицией США, ЕС остается нетипично молчаливым. Для организации, любящей массированные залпы по проблемам демократии и прав человека, Евросоюз проявляет на удивление мало интереса к судьбе 47 миллионов европейцев в Украине. С критикой избирательной кампании выступили только низкопоставленные представители ЕС в Киеве. Разумеется, судьба украинцев не стоит того, чтобы ставить под угрозу дружбу с известным демократом Владимиром Путиным, которую так ценят канцлер Шредер, президент Ширак и премьер-министры Блэр и Берлускони. Гораздо проще наслаждаться великолепием церемонии подписания европейской конституции с ее высокопарными обещаниями демократии, чем пошевелить пальцем ради существующей демократии, находящейся на грани исчезновения.
Если через 5 лет нам вновь придется увеличить расходы на оборону, чтобы ответить на угрозу, исходящую из восстановленной империи, которая, как обычно, обвинит внешние обстоятельства в своих внутренних проблемах, виноваты в этом будем частично мы сами, а данный момент будет моментом, после которого процесс стал необратимым. Приписываемый Берку афоризм о том, что для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди сидели сложа руки, применим и к внешней политике. Теперь уже все признают, что из-за недостатка государственной мудрости ЕС не предложил Югославии вариантов вступления в организацию в начале 1990-х, что привело к войнам в стране. Может наступить день, когда саммит НАТО в этом году, разрушивший надежды Украины, а также продолжающееся игнорирование ее стремлений со стороны ЕС покажутся такими же недальновидными.
Перевод с английского - ИноСМИ.
Оригинал статьи Yearning to breathe free доступен на сайте The Spectator (по подписке).