Украинские СМИ о гибели Качиньского: военные могли приказать посадить самолет
Ведущие украинские средства массовой информации анализируют крушение самолета Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским на борту. По просьбе СМИ специалисты в сфере авиации прокомментировали причины авиакатастрофы.
"Так называемые литерные, то есть рейсы особой важности, готовятся очень тщательно. Техника проверяется по высшей категории, да и экипаж подбирают из классных пилотов", - заявил газете Сегодня опытнейший летчик самолета Ту-154 одной из украинских авиакомпаний.
"Но только безумец мог после трех неудачных заходов решиться на четвертый, который и стал роковым. Нужно было идти на запасной. А так машина "поднырнула" под глиссаду (траектория полета, по которой самолет снижается непосредственно перед посадкой - ред.), шла на критически низкой высоте и зацепила деревья", - заявил он газете.
Подобное мнение высказал и другой специалист, сам не раз бывавший в очень сложных ситуациях. "Думаю, за спиной у командира в кабине стоял какой-нибудь ретивый авиачиновник, который заставил его совершить этот заход в условиях плохой видимости и тумана", - заявил собеседник Сегодня.
"Такие случаи бывали и у меня: мол, на борту важное лицо, которое торопится, а ты не можешь посадить воздушное судно. Этот деятель может и матом обложить командира, а тот переживает, волнуется, у него спина мокрая, и рубашку хоть выжимай, ну и может сплоховать. Меня однажды такой обормот тоже пытался "учить", как садиться, но я послал его подальше и приказал выйти из кабины. Он грозил вообще снять меня с летной работы. Но потом угомонился", - рассказал летчик.
В свою очередь специалист по предупреждению и расследованию авиационных происшествий Сергей Давыдов в комментарии Газете по-киевски предположил, что пилоту могли приказать садиться военные.
"У польского президента был военный летчик, а среди пассажиров – все руководство армии. Не исключено, что кто-то из генералов мог отдать распоряжение пилоту садиться во что бы то ни стало. Уж очень странно выглядят его троекратные попытки зайти на посадку, как будто ему кто-то отдавал приказы. Командир, по летным правилам, вполне мог их игнорировать", - заявил он.
"По разбросанным обломкам, можно предположить, что при снижении был боковой крен, и на небольшой высоте пилот начал доворачивать влево, чтобы таки попасть в начало полосы", - заявил Давыдов. Но особенность Ту-154 в том, что в отличие от самолетов Boeing и Airbus крылья в этом самолете расположены очень низко (в стоячем положении всего 180 см от земли), поэтому сразу зацепился крылом за верхушки деревьев, а так как скорость была высокой, борт начал разрушаться.
Бывший пилот первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого Борис Качуро в комментарии Газете по-киевски заявил, что летчик должен был увести самолет на запасной аэродром.
"Я думаю, здесь 100% вина командира. Насколько мне известно, это был военный полковник, а ведь в большинстве стран президентов обслуживают гражданские летчики. В чем разница? Да в том, что у гражданских пилотов, как правило, намного больше налет, чем у военных коллег. Да и квалификация совершенно иная. Когда я увидел, что случилось с самолетом Качиньски, - за голову схватился. Ну как же можно было допустить такую грубейшую ошибку? Ведь предлагали уйти на запасной аэродром - в Минск или Витебск", - отметил он.
По его словам, даже в советское время, если со второго раза не удавалось сесть, считалось проявлением профессионализми, если пилот уводил воздушное судно на запасной аэродром. По поводу Смоленского аэродрома - единственная особенность в том, что он военный - и посадочная система там несколько отличается от гражданской.
"В Ту-154 есть специальный переключатель для захода на посадку на военный аэродром. Однако этот ТУ оборудован только автоматической системой захода на посадку, но не автоматической посадочной системой (как в Boeing и Airbus). Была бы автоматическая посадочная система – самолет сел бы на автопилоте, однако на Ту-154 ее не устанавливают. Посадка только вручную", - добавил он.
Издание Коммерсант-Украина со ссылкой на российских специалистов, находившихся на аэродроме, пишет, что командиру экипажа президентского борта капитану Аркадиушу Протасюку, когда тот вел лайнер еще над Беларусью, было предложено совершить посадку на резервном аэродроме – в Витебске, Минске или Москве во Внуково.
Однако тот отказался, сказав, что попробует совершить посадку, а если не удастся – уйдет на запасной аэродром. Протасюк, пишет издание, считался опытным пилотом и давно служил в президентском летном отряде. По данным российских специалистов, самолет польского президента совершил один круг над аэродромом, а затем стал снижаться и упал.
"Я предполагаю, что пилоты могли выполнять приказ кого-то из высокопоставленных лиц, который они не могли не выполнить. Поэтому они и проигнорировали рекомендации наземных служб, в частности руководителя группы руководства полетами", - предположил в беседе с Ъ военный летчик, работающий на аэродроме в Смоленске.
Бывший летчик-инспектор Военно-воздушных сил Украины Григорий Писный в интервью Комсомольской правде в Украине заявил, что крушения самолета под Смоленском могло бы и не быть, если бы экипаж развернул самолет и полетел на другой аэродром. По мнению Писного, они могли там переждать, пока наладится погода, или же отправить президента с его окружением наземным транспортом, но этого не сделали.
"Конечно, чтобы судить, правильно ли поступили летчики, решив во что бы то ни стало садиться, нужно быть там, за штурвалом. Но по тем данным, которые известны уже сегодня, можно сказать, что они делали лишние заходы и совсем не следили за высотой. Надо было разворачиваться и идти на запасной аэродром, как им предлагали, но они с каким-то странным упорством хотели сесть именно там, при нулевой видимости. Думаю, это непростительная ошибка пилотов, которая привела к трагедии", - отметил он.
Польский правительственный самолет Ту-154 разбился под Смоленском в субботу утром. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньский. Глава Польши вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, не выжил никто.
По материалам Сегодня, Комсомольская правда в Украине, Газета по-киевски, Коммерсант-Украина