РГ: Газовая комбинация
Детали объединения Газпрома и Нафтогаза Украины станут известны в середине мая, пишет Татьяна Зыкова в сегодняшнем номере Российской газеты.
Сразу после майских праздников министры энергетики России и Украины, а также руководители Газпрома и Нафтогаза Украины обсудят вопрос об объединении компаний. Об этом заявил журналистам председатель правления российского газового концерна Алексей Миллер сразу после российско-украинских переговорах в Сочи.Напомним, идею "газового слияния" в объединенный холдинг с участием Газпрома и Нафтогаза Украины российский премьер Владимир Путин впервые озвучил 30 апреля. По словам его пресс- секретаря Дмитрия Пескова, она была не "спонтанной, а концептуальной". Теперь, Россия ждет "концептуального одобрения" от Украины. Детали же, как сказал Песков, могут родиться только в процессе переговоров.
Впрочем, глава Газпрома Алексей Миллер, на чьи слова ссылаются РИА Новости, практически изложил концепцию о том, что оба партнера готовы рассмотреть "возможность обмена своими активами от геологоразведки до сбыта, что фактически означает вопрос об объединении двух компаний". Миллер подчеркнул, что Украина при этом может получить в качестве актива доступ к российским запасам газа, а Газпром к "активам в добыче, транспортировке и подземном хранении газа". Кроме того, пояснил Миллер, Россия в случае объединения двух компаний со своей стороны будет инвестировать как в добычу, так и в газотранспортную систему Украины.
Для Украины, прежде всего, речь идет не только о сохранении своей газотранспортной системы для транзита российского газа, но о сохранении десятой доли бюджета страны. Сейчас на Нафтогаз приходится почти 8 процентов ВВП Украины. Если же в обход Украины будут полностью пущены оба независимых трубопровода Северный и Южный и вся Европа перейдет на эти поставки, то в обозримой перспективе Украина потеряла бы доходы до транзита - порядка 8-10 процентов своего национального бюджета - российский экспертВчера эксперты РГ проанализировали плюсы и минусы столь крупномасштабного геополитического альянса и пришли к выводу, что социально, стратегически и экономически он выгоден обеим странам. Что касается "деталей", то, по словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, для Украины, прежде всего, речь идет не только о сохранении своей газотранспортной системы для транзита российского газа, но о сохранении десятой доли бюджета страны. Сейчас на Нафтогаз приходится почти 8 процентов ВВП Украины. "Если же в обход Украины будут полностью пущены оба независимых трубопровода Северный и Южный и вся Европа перейдет на эти поставки, то в обозримой перспективе Украина потеряла бы доходы до транзита - порядка 8-10 процентов своего национального бюджета", - поясняет эксперт. И в этом случае, прогнозирует он, страна уже через три года получит ситуацию "отложенного дефолта". Поэтому, сделав шаг навстречу России, который гарантировал Европе безопасность поставок газа, Украина сохранит заметную долю бюджета. Газпром в обмен может предоставить Нафтогазу доступ к своим месторождениям с тем, чтобы Украина вела сама добычу, что может снизить для нее цену газа.
На вопрос РГ какие месторождения с учетом минимальных транспортных затрат, могла бы получить Украина, Танкаев называет одно из перспективных - на границе Оренбургской области и Казахстана.
Источник в минэнерго сообщил РГ, что министр энергетики Сергей Шматко с 5 по 12 мая проведет ряд полномасштабных встреч с коллегами из Турции и Сирии, где наверняка, будут затрагиваться новые газовые реалии. В Турции сейчас очень нервничают в ожидании каких-либо известий от российской стороны. Ведь при любых корректировках проекта Южный поток для турецкой стороны "подвиснет" вопрос о строительстве крупнейшего наливного порта Самсун - Джейхан. Пока подписаны только общие соглашения о строительстве порта.
Что касается комбинации по слиянию активов Нафтогаза и Газпрома через обмен акциями, то она вполне жизнеспособна, предполагает Рустам Танкоев. По его прикидкам, когда акциями обменивается громадный Газпром, рыночная цена которого 140 миллиардов долларов, и Нафтогаз, долг которого составляет 7-8 миллиардов долларов, российская доля для украинской компании может составить не более 5-6 процентов. "Это для Нафтогаза выгодно", - уверяет Танкоев. В качестве крупного акционера Нафтогаз получает реальное участие в управлении крупнейшей компанией мира, плюс оплату за транзит российского газа. Плюс чистые дивиденды, которые могут достигать 0,5 миллиарда долларов в год. Что касается оценки технического состояния украинского газопровода, то, по мнению эксперта, вычислять степень его износа, "пересчитывать задвижки", сегодня уже нет смысла. Это вызовет много дискуссий и займет массу времени. Для рыночной оценки Нафтогаза есть неплохой способ - капитализация ожидаемой чистой прибыли. Это, по мнению эксперта, довольно распространенный метод оценки компаний, акции которых не торгуются на рынках и биржах.
Сделав шаг навстречу России, который гарантировал Европе безопасность поставок газа, Украина сохранит заметную долю бюджета. Газпром в обмен может предоставить Нафтогазу доступ к своим месторождениям с тем, чтобы Украина вела сама добычу, что может снизить для нее цену газа - российский экспертКстати, вопрос об объединении газотранспортных систем России и Украины, разделенных после развала СССР, обсуждался еще в начале 2000-х годов, когда Украина во главе со своим главным переговорщиком, ныне премьером правительства, Николаем Азаровым, готовилась к вступлению "на четверых" вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном в Единое экономическое пространство. Объединение газотранспортных систем было одним из элементов ЕЭПа. Однако из-за смены политического руководства, приоритеты сменились. Но экономические расчеты, по мнению экспертов, еще довольно свежи.
Отвечая на вопрос РГ, сколько времени может занять объединение двух компаний, Рустам Танкаев заметил, что при твердых политических договоренностях, несколько месяцев. По мнению директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, "Если консорциум по обслуживанию газотранспортной системы Украины с участием западных компаний, можно создать чуть ли не в любой момент - было бы желание, и оформить уже в этом году, то объединение компаний с учетом долгов Нафтогаза может занять более длительный срок", - говорит эксперт.
По его словам, раньше это не позволит сделать тяжелая финансовая ситуация Нафтогаза, дотации правительства Украины, низкие цены на газ на внутреннем украинском рынке, плохая собираемость платежей. "В таком виде передать компанию Газпрому - значит дотировать ее со стороны России, и ее потребителей, - считает Правосудов. Поэтому слияние потребует усилий и времени.
Если консорциум по обслуживанию газотранспортной системы Украины с участием западных компаний, можно создать чуть ли не в любой момент - было бы желание, и оформить уже в этом году, то объединение компаний с учетом долгов Нафтогаза может занять более длительный срок - российский эксперт"Наши экономики тесно переплетены и разделение - не в интересах двух стран", - говорит Танкаев. По его словам, сегодня от дезинтеграции с Украиной Россия теряет многие рынки кооперационных связей.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.