FT: Есть шанс покончить с российской неоимпериалистической мечтой
Мы с большим интересом следили за весьма глубоким освещением недавних событий в Украине. Однако мы не обнаружили упоминаний об одном существенном потенциальном аспекте "оранжевой революции" в этой посткоммунистической стране, имеющей столь важное значение, пишут Юджин Мазо и Андреас Умланд в The Financial Times, Великобритания.
На наш взгляд, в ближайшие дни в Киеве решится не только вопрос о будущем Украине, но и нечто еще более важное. Речь идет не только о том, утвердится ли демократия в этой крупной и важной республике бывшего СССР: от независимости и политической ориентации Украины зависит и укрепление демократии в самой России.
С чем это связано? Все разновидности антидемократической идеологии, существующие в России, будь то неокоммунизм, национал-большевизм, евразийство, панславизм, монархизм, национал-патриотизм и др., по сути носят империалистический характер и отвергают идею независимости Украины. Конечно, их сторонники придерживаются разных взглядов о том, что должна представлять собой воссозданная российская империя: некоторые по сути выступают за возрождение СССР, другие отдают предпочтение новому "сверхгосударству" с иной структурой и территориальными очертаниями.
Некоторые во главу угла ставят антисемитизм; другие выступают за расширение сотрудничества между Россией и Израилем. Среди них есть радикалы-"антизападники", но у кого-то антимамериканизм сочетается со стремлением к тесному сотрудничеству с континентальной Европой. Однако все эти доктрины проповедуют империализм в том смысле, что они предусматривают создание "союза" - как минимум в составе России, Украины и Беларуси.
Хотя о выходе России к Индийскому океану мечтают разве что фашисты вроде Владимира Жириновского и Александра Дугина, все сколько-нибудь серьезные ответвления российской антидемократической мысли так или иначе связаны с империализмом. Их "программы-максимум" резко отличаются друг от друга. Однако "программа-минимум" - воссоединение восточнославянских республик - у них по сути одинакова.
Если Украина станет по-настоящему независимой, демократической страной, российский антидемократизм лишится одного из основополагающих постулатов. Даже не столь империалистические по характеру течения националистической мысли, например теории умеренных националистов вроде Александра Солженицына, основываются на идее союза между Россией и Украиной в какой-либо форме.
В определенной степени вопрос о статусе Украины для всех русских националистов просто не подлежит обсуждению (чем и объясняется реакция Владимира Путина на последние события). Они не допускают и мысли об утрате таких городов как Киев, Севастополь и Харьков, традиционно входивших в состав славянского "ядра". Они непременно должны быть в составе любой новой империи под руководством России. Киевская Русь - родина всех восточных славян, в том числе и русского народа.
Если в Украине утвердится демократия, и она будет строить отношения с братской страной на востоке на началах равноправия, это будет хорошо для Украины и Европы. Это будет хорошо и для остального мира, прежде всего для народов России: ведь в результате российский неоимпериализм - который можно не без оснований назвать самой опасной политической идеологией сегодняшнего дня - превратится в утопию. Антидемократическая идеология в России будет фатальным образом ослаблена. В случае победы оппозиции в Украине возрастают и шансы на возрождение демократии в России.
Юджин Мазо, научный сотрудник Центра по изучению демократии, развития и законности при Стэнфордском университете (Пало Альто, СА 94305, США)
Андреас Умланд, приглашенный преподаватель Центра по изучению России и Восточной Европы колледжа Сент-Энтониз (Оксфорд ОХ2 6JF, Великобритания)
Перевод ИноСМИ.Ru