Герман: Пример Януковича в другой стране был бы эдакой американской мечтой
Заместитель главы Администрации Президента Анна Герман во время чата на Корреспондент.net рассказала о главной проблеме Украины, детстве Президента Виктора Януковича, украинском языке Николая Азарова, высказала свое отношение к движению Стоп цензуре, а также объяснила, почему осталась в политике.
Вы можете спросить, не собираюсь ли я сменить место жительства. Но, я не могу отвечать за других, даже если речь идет о Президенте Украины.
5 канал работал, работает и будет работать. 5 канал не закроет ни один из судов.
Подождите, разве Янукович завершил свою каденцию? Несколько дней назад Янукович отвечал на вопросы всех журналистов, и мне странно, что вы теперь задаете подобные вопросы. Насчет чата - все еще впереди, вначале президент должен сделать то, что должен сделать. Вот если бы вы мне поставили этот вопрос в конце каденции Президента - это было бы честное замечание. А сейчас этот вопрос просто несправедлив. Янукович обязательно проведет чат на Корреспондент.net. Всему свое время.
Это непростой механизм. Есть такое понятие как государственный протокол, содержащий все предложения, которые поступают по разным направлениям деятельности Президента, в том числе и по тому, которым занимаюсь я - это гуманитарная политика и коммуникации. Все предложения собираются и предлагаются на рассмотрение главе Администрации Президента, а затем Президенту. Выбирается самое главное и актуальное. Таким образом рождается то, что мы называем графиком Президента, который мы получаем утром. Так мы можем видеть, какие планы у Президента на сегодняшний день.
Насколько я знаю, там якобы начался ремонт. И мне кажется, что организаторам стоило бы этим поинтересоваться перед тем, как рассылать приглашения на фестиваль. Они ведь не могли не знать о том, что там начнется ремонт. Это вопрос слабого менеджмента организаторов фестиваля. Я ведь ничего не имею против и Администрация Президента тем более не имеет, но, мы знаем, что руководство Арсенала планировало этот ремонт, и тут можно пожелать только более ответственного подхода к организации мероприятий.
Я уже много раз отвечала на этот вопрос… Знаете, в жизни нет ничего стабильного. Если ты говоришь что-то пять лет назад, то потом, со временем, могут появиться новые обстоятельства и ситуация может поменяться. Я осталась в политике по трем причинам. Первая причина, как я уже отмечала в эфире телеканала Интер, - Президент сказал, что я нужна в его Администрации для абсолютно конкретных заданий. Второе - мой муж убедил меня, что если в нашу команду, в меня поверили люди, поверили, что мы можем изменить их жизнь к лучшему, было бы не честно просто взять и сбежать. Ну, и в-третьих, за последние несколько лет украинская журналистика пополнилась многими талантливыми, профессиональными людьми. Всему свое время, и, наверное, мое время в журналистике уже прошло.
Я могу вас пригласить к себе домой, потому что там я хозяйка. Пригласить вас в дом, где я не хозяйка, не могу. Виктор Федорович действительно искренне хотел пригласить журналистов, но протокол Президента имеет свои особенности и рамки. Ну и не было у нас возможности за тех полчаса, которые были между пресс-конференцией и следующей встречей Президента, организовать эту поездку. Мне жаль, мне обидно. Но ведь есть пределы человеческих возможностей. Янукович искренне сказал это на волне того контакта, который возник на этой пресс-конференции, но пока мы искали эти автобусы, пока мы пытались все организовать, мы поняли, что просто никак не сможем успеть. Я против таких экспромтов, подобные вещи нужно планировать. Мы это еще сделаем, но спокойно, без спешки. Такие вещи нужно планировать.
Я очень люблю и уважаю эту женщину. Но, не мне решать, не я ордены вручаю. Я бы не взялась оценивать и комментировать подобные решения. Считаю, что Людмила Александровна достойна великих наград. Она достойная женщина, достойная, мудрая и справедливая.
Я считаю, что Стоп цензуре, как и любое другое движение, - это нормальное явление. Это движение исчезнет тогда, когда журналисты поймут, что, по большому счету, у нас нет цензуры. Я не вижу тех явлений, о которых они говорят. Я не вижу цензуры. Возможно, Вам (обращается к редакторам Корреспондент.net) кто-то запрещает писать? Проблема значительно глубже. Это проблема влияния капитала, проблема действий собственников телеканалов. Проблема намного глубже, чем ее пытаются подать участники Стоп цензуре. Они видят только вершину айсберга. В Администрации Президента нет никаких попыток диктовать журналистам что писать, что-то запрещать. Проблема есть. Но если есть деньги, чтобы купить бумагу, чтобы заплатить журналистам, тогда ты можешь что-то написать. У нас работает диктат кошелька, диктат капитала. Я считаю, что акции в футболках - это попытка упростить проблему. Здесь нужна новая политика в сфере медиа, которая могла бы регулировать процессы между собственниками разных холдингов. Мне кажется, конкуренция дает возможность свободы. Об этом надо думать, надо создавать общественное телевидение, над которым мы работаем. Если кто-то пытается увидеть спекулятивные акции, искать админдавление там, где его нет, то это очень примитивный подход к проблеме. Нужна глубоко демократическая государственная политика, которая обеспечит баланс.
Вы знаете, я никуда не дела старые часы, у меня есть несколько пар дареных часов, которые мне ко дню рождения обычно дарят друзья. В этом году тоже подарили. Обычно я узнаю, сколько они стоят, из интернета :) Мне это напомнило одну историю с Марией Заньковецкой. Она однажды собрала все свои дареные драгоценности и продала их с аукциона, деньги от которого направила национально-освободительному движению. Это в общем неплохая идея. Я тоже, наверное, когда-то устрою подобный аукцион и поддержу какое-то движение, если в этом будет польза для демократии.
Я не хочу отвечать на этот вопрос. Это абсолютные глупости.
Мой муж меня очень любит. И я его тоже.
Работы стало больше, денег меньше. Я выезжаю на работу в 7:15, для этого мне надо проснуться в 6 часов. Возвращаюсь редко когда до девяти часов. Если есть вечерние мероприятия, участие в программах, то это может быть и в 2-3 ночи. Власть, если ты ее используешь не в личных целях, - это очень сложная штука, тяжелая и неблагодарная.
Безусловно - на посту депутата. Мандат дает много свободы, в частности в высказываниях. Хотя я никогда не боялась говорить непопулярные вещи. Все-таки власть обязывает взвешивать каждое слово, быть более сдержанной в оценках... Конечно же, депутатский мандат. Я люблю парламент, даже такой, какой он сейчас. Это свободная трибуна, это эффективный механизм демократии. И я действительно в парламенте чувствовала себя, как рыба в воде.
Вы знаете, я не считаю и не веду такой бухгалтерии. Когда у меня есть время и есть, что сказать - я иду. Если нечего сказать или нет времени - не иду. Но, я получаю приглашение на каждую программу.
Я волнуюсь, что мне скоро пора на пенсию. Повышение пенсионного возраста дает женщинам возможность больше работать, дольше ощущать себя молодыми. В Польше женщины боролись за то, чтобы не было дискриминации в этом вопросе. Мне кажется, женщина должна иметь право либо уходить на пенсию одновременно с мужчинами, либо уходить на пенсию в 55 лет. Можно по-разному смотреть на этот вопрос. Женщина может спросить у мужчины: "Почему меня отправляют на пенсию, а ты можешь поработать еще 5 лет?" А мужчина может спросить: "Почему женщина может уже в 55 идти отдыхать, а я еще должен работать 5 лет?". На мой взгляд, здесь не должно быть никакой дискриминации. Каждая женщина хотела бы, чтобы это время настало как можно позже.
Я думаю, приблизительно так же, как и Вы.
Я верю. И в то, что будет безвизовый режим с ЕС, и в то, что до 2012-го года. Как минимум, потому, что Украина ничем не хуже тех стран, которые уже имеют открытые двери в Европу. Я верю, что ЕС, наконец, поймет, что нужно делать реальные шаги на сближение, а не только говорить о них, и нам удастся еще до Евро-2012 получить безвизовый режим с Евросоюзом.
Я свободна по воскресеньям: утром иду на кладбище, днем читаю, а вечером - в церковь.
- Скажите, это нормально, когда бизнесмен занимает пост главы Службы безопасности нашей страны? Ведь, как и любой нормальный бизнесмен - он является патриотом своего бизнеса. А все остальное - второй план.
Я считаю, что это не нормально. Но это мое мнение, которое мало на что влияет.
Я привыкла над собой шутить. Это гораздо полезнее, чем смеяться над другими.
Нет, не о такой. Думаю, мечтается об одном, а в реальности - иначе. Но Украина меняется, она отшлифовывается, становится все более европейской, открытой, модерновой. Когда осенью 2003 года я приехала в Киев и возглавила здесь бюро Радио Свoбoда, первое, что меня абсолютно убило, - это то, что по улице было невозможно пройти. Люди просто плевали на тротуар. И это было страшно, потому что ты шел, и не было, куда ногу поставить. Там было так наплевано. Сейчас такого нет. В Киеве люди больше не плюют на улице. Когда я приехала в 2006 году, подходили Рождественские праздники, в витринах магазинов я видела только Дедов Морозов. Теперь вижу рождение Христа. Женщины и девушки сейчас выглядят по-европейски: сдержанно, со вкусом. Так же и молодые люди. Они мыслят по-другому. Они перестали быть такими, знаете, страшно провинциально-советскими. Украина очень меняется, она становится ближе к той, о которой мы мечтали и мечтаем. Но, знаете, мечта - она ведь на то и мечта, что всегда остается очень далеко, и к ней надо долго идти. Иногда, когда ты к ней приходишь, то понимаешь, что это на самом деле лишь очередная ступень к истинной мечте.
Сейчас идет много дискуссий по этому поводу. Вы же понимаете, что сразу, в один день, все сделать невозможно. Думаю, что эта проблема найдет свое решение уже к началу следующего учебного года.
Уровень культуры общества. От этого все проблемы. Мы иногда думаем о культуре как о каких-то концертах, театрах и шоу. Но дело в культуре сожительства, культуре обычаев, бытовой культуре, политической культуре… И именно невысокий уровень культуры общества - причина самых больших проблем в Украине сегодня.
В Украине есть Конституция, которая гарантирует каждому свободу совести. Этим вопросом Вы нарушили мои права. Это глубоко личностные вещи. Но я отвечу на этот вопрос. Я перешла в православие после гибели моего сына. Церковь очень помогла мне после этой трагедии. По поводу двуязычия… Если бы я была против двуязычия, мне пришлось бы требовать закрыть Корреспондент.net. Я украиноязычна, но я за выбор человека, в том числе в вопросе языка. По поводу совпадения позиций… Если моя позиция не совпадает с мнением Президента, я имею право сообщить об этом Президенту. Он имеет право реагировать на мое мнение. Если моя позиция резко не совпадает с позицией Президента, в этом случае я должна уйти в отставку.
Я очень люблю Париж. Я об этом не раз уже говорила. Этот город очень стильный. И человек там чувствует себя свободным. Там иные ценности, и я в этом городе чувствую себя как на реке Днестр, где я выросла.
Я не эксперт по стилям. Да и времени у меня на это нет. Стиль это что-то большее чем просто то, какого бренда носят одежду. Стиль - это прежде всего неординарный способ мышления. Я мало знаю в Украине таких людей.
Не будет.
Вы знаете, я не имею привычки рыться в чужих кошельках. И я не буду комментировать ничьи декларации. Это вопрос к Президенту. И стоило об этом спросить его.
Знаете, я тоже не хожу по судам. Если бы я оспаривала в судах все обвинения в свой адрес, то я должна была бы потратить все свое время и все свои деньги на адвокатов, даже одалживать бы пришлось. Один раз я попыталась защитить свою четь в суде. Иск был направлен против одной бютовской газеты. Я тогда потратила массу сил, времени и денег, выиграла дело, но никто передо мной так и не извинился. Более того, спустя некоторое время та же газета оклеветала меня еще больше. Поэтому, я думаю, что нужно просто делать свое дело, не обижаясь на то, что говорят об этом другие. Думаю, что Президент считает также. Ему не хватило бы и президентского срока чтобы суды опровергли все то, что о нем каждый день говорит Тимошенко.
Приходит время в жизни, когда ты понимаешь, что деньги - это лишь желтый метал. Это страшное время. И я бы не пожелала никому из вас понять, как мало в жизни значат деньги. Я не жалуюсь на свое материальное положение. Я должна сказать, что если мы учимся быть европейцами, то в Европе не принято задавать такие вопросы. Моя зарплата не является тайной. Информация о моих доходах обнародована. Деньги - далеко не главное в жизни…
Нужно сказать правду. Детям всегда нужно говорить правду. Нужно сказать, что когда ему было два года, умерла его мать. Отец женился, а он жил с бабушкой. А пенсия у нее была 12 рублей. И бабушка его вылавливала в реке жмых, расставляла сетки, собирала его и продавала по 50 копеек за ведро, чтобы прокормить внука. И он, когда был во втором классе, повесил на воротах объявление: "Это здесь больше не продается". А когда его спросили, почему он это сделал, он ответил бабушке: "Я не хочу, чтоб у тебя были такие красные руки". А на первые заработанные деньги он купил бабушке зеркальце - у нее всю жизнь не было зеркала, и она смотрела в оконное стекло. Его воспитала улица, и он попал в ситуацию, в которую может попасть любая сирота, которую некому защитить. И он сумел это преодолеть и стать кем-то. Он победил себя. Он поднялся очень высоко, хотя начинал очень низко. И в этом его сила, и каждый мальчик, которому тяжело, которому некому помочь (а такое бывает, и поверьте, часто), должен знать, что всегда можно стать лучше и достичь большего. Пример Януковича это нам доказывает. И в другой стране это было бы эдакой американской мечтой. А у нас в стране это используют как компромат. Я считаю, что это свидетельство победы над собой и свидетельство большой внутренней силы. И нужно сказать дочке правду. Нельзя обманывать детей, да и вообще людей.
В СССР было много интересных людей, много гениальных научных деятелей. Чем тоталитарнее общество, тем более сильное сопротивление оно порождает. Эта среда дает важные фигуры тогда, когда она борется за свое существование, за свободу. Мы все надеялись, что после того, как развалится СССР, появятся новые прекрасные художественные произведения, новые интересные явления, которые невозможны при тоталитаризме. Почему за время существования независимой Украины не появился роман, за который могли бы вручить Нобелевскую премию? Есть хорошая поэзия, но она больше свойственна несвободным народам. Хорошая проза всемирного значения рождается в империях, в старых демократиях с давними традициями. Когда мы говорим о СССР, эти люди знают, как не надо делать. Если ты знаешь, как не надо делать - эта уже полдела. Я думаю, не надо причесывать всех под одну гребенку. СССР дал нам много правозащитников, диссидентов, научных деятелей, реформаторов.
Ну, я бы не была такой категоричной. Он много сделал с того времени как начал изучать украинский язык. Думаю, что до конца каденции будет хороший результат. Другой вопрос, почему он не начал учить язык раньше… Но, вы знаете, по-моему, это очень трогательно и позитивно, что он учит язык и пытается разговаривать на украинском языке.
Я слышала в свой адрес столько слов, особенно с 2004 года, что меня трудно обидеть. Обиделись ли галичане? Галичане дали свою оценку. Не нужно обижаться, нужно давать оценки. Мы же не девочки, чтобы обижаться. Мы должны делать выводы, правильные и жесткие.
Потому что у нас нет велосипедных дорожек.
Я бы ездила на мопеде. В детстве ездила на мотоцикле. Сейчас на мопеде я бы ездила с удовольствием.
Президент держит под контролем эту ситуацию, он отреагировал на нее сразу же, но ему тут нужно помочь. Нужна широкомасштабная поддержка, в том числе молодых людей. Мы все вместе должны сделать так, чтобы это дело было доведено до конца. Честно говоря, я не верю в версию смерти от падения. Меня сложно в этом убедить, как и вас, наверное. И поэтому очень важно как можно строже наказать виновных. И Президент знает о ситуации, и знает, что такое несправедливость в милиции, и что такое несправедливость в суде, из собственной жизни знает, и я думаю, что он не оставит эту ситуацию просто так. Но мы должны ему помочь.
Янукович имел очень жесткий разговор с Добкиным. Когда он узнал о ситуации с вырубкой деревьев, он мгновенно связался с Добкиным. Янукович понимает намерения властей, он знает, что эта дорога нужна для подготовки к Евро-2012. Нельзя делать так, как сделали власти. Нельзя кому-то делать хорошо, если человек не хочет этого. Добкин должен успеть подготовить Харьков к чемпионату, ему не хватило диалога с жителями города. Он не смог убедить людей, мнение которых игнорировать нельзя. Я верю, что это была не проплаченная акция, а искренние действия людей, которые хотели спасти деревья.
Я не знаю, что такое "синяя власть". Я знаю, что есть Президент Украины, всей страны, который одинаково относится ко всем гражданам.
Еще не вечер. Есть такая пословица: цыплят по осени считают. Поэтому, давайте подождем, а потом вернемся к этому разговору.
Мне тут сложно быть довольной или недовольной. Для меня основное то, что мы сделали все, чтобы она имела шанс принять участие в справедливом отборе. Да, были проблемы, но тут важен сам подход и возможность получить свой честный шанс. А место имеет не такое и большое значение. Алеша получила шанс, ее поддержали множество людей и спонсоров, и теперь ей стоит тяжко работать и не упустить свой шанс. Она, безусловно, талантлива, но чтобы добиться успеха, ей еще нужно работать, и, я надеюсь, она достигнет успеха. Но тут главное то, что она и все остальные получили свой шанс.
Я не смеюсь над венками. Я знаю, что это значит.
Он не имеет права этого делать. Если он это сделал, значит, он должен уйти.
Я за то, чтобы и Саркози приезжал сюда на каждый уикенд. Я очень рада, что в июле приедет Хиллари (Клинтон - Ред). Я думаю, чем больше высокопоставленных людей приезжает в Украину, тем лучше для нее. Это означает, что Украина - не какое-то пустое место, не провинция, окутанная паутиной. Пусть приезжают. Это лучше, чем когда не приезжают.
Предателями чего?
Наверное, то, что не родила больше детей.
Только не цвет волос.
Читайте на украинском, читайте много, читайте хорошую литературу и правдивые книги, которых нет в интернете. И живите счастливо!
Корреспондент.net