Die Zeit: Экспортный хит сезона - апельсин
"Когда Людмила Янукович, жена кандидата власти на пост украинского президента, вышла на сцену перед сторонниками своего мужа в Донецке, получился спонтанный сатирический номер", - пишет Йоганнес Фосвинкель, Die Zeit, Германия.
Дама, одетая с шиком советской матроны, только что вернулась из столицы оранжевой революции и сообщила страшные вещи: "В Киеве все едят апельсины. Но они начинены наркотиками". И поэтому демонстранты, видите ли, так послушно пребывают в состоянии эйфории. В революционном хаосе распространяются болезни, ежедневно растет число заболеваний менингитом. А кроме того, Людмила видела целые горы валенок. "Их привезли из Америки", - пояснила она торжественно.
Открытия Людмилы, сделанные в революционной преисподней, отражают недоверие и непонимание, которые испытывает большая часть украинской и российской политической элиты по отношению к оранжевой революции. Представление, что сотни тысяч людей по собственной воле вышли на улицы, настолько далеко от советского склада мышления, что и президент Владимир Путин подозревает в каждом критическом вопросе журналистов оплаченный кем-то заказ. На украинских президентских выборах политические советники Кремля сделали ставку на Виктора Януковича, власть денег и мощь государственной машины. За свою ложную оценку действительности они когда-нибудь поплатятся такой же оранжевой ситуацией. Однако пока экспорт революции в Москву исключен.
Во всех четырех странах Единого экономического пространства - в России, Белоруссии, Казахстане и в Украине - в этом году прошли выборы, вряд ли отвечавшие демократическим требованиям. И только в Украине, с российской точки зрения, флегматичный крестьянской стране, народ восстал против системы, когда передача власти "наследному принцу" осуществляется сверху. Слушатели московской радиостанции "Эхо Москвы" задавали с тоном российского превосходства и растерянностью вопрос, почему Украинцы смогли поднять революцию. А русские - нет. Неужели именно Киев оказался авангардом? Москве с болью пришлось осознать, что Россия и Украина, несмотря на их общую историю, коренным образом отличаются друг от друга.
Российские крестьяне выбирают того, кто им привезет в деревню водку
"В Украине сформировалось настоящее гражданское общество", - подводит итог Анатолий Рачок, генеральный директор частного Центра экономических и политических исследований им. Разумкова в Киеве. - Президент Леонид Кучма не стал за время своего правления диктатором, потому что ему постоянно приходилось лавировать между отдельными политическими группами. Он стал мастером интриг, но не смог подавить растущее гражданское общество". Украина и раньше была более свободной. "В России власть имущие привозят в деревню пару ящиков водки, и потом крестьяне голосуют за них, - рассказывает Рачок. - В Украине же эту водку тоже выпивают, но выбирают все равно, кого хотят".
За лидера оппозиции Виктора Ющенко выходят на улицу вот уже почти три недели, прежде всего, молодежь, представители среднего класса и интеллигенция. У них есть, что терять - свое предприятие, собственность или надежду на будущее. "Многие из молодых родились во времена горбачевской перестройки, - разъясняет Рачок. - Им уже не пришлось вступать в пионеры или в комсомольцы. Они выросли личностями". Если индустриальный восток страны еще несет отпечаток коллективизма, то север и запад Украины уже столетия ориентируется на Центральную Европу. Многие украинцы уходили на заработки в западные страны Европы и вместе со скромным имуществом привозили на родину знание о заграничной жизни. Однако тот, кто хочет создать в Украине свое маленькое предприятие, зачастую терпит неудачу, столкнувшись с инструкциями и рэкетом чиновников. "Люди хотят ясных правил для всех, хотят жить в правовом государстве", - говорит Рачок. Оранжевая революция символизирует рождение нового, постсоветского индивидуума.
Именно это существо вызывает в России дискомфорт. Путин уже объявил, что будет сам выбирать своего преемника. Российская система контролируемой смены власти в Украине провалилась, хотя Путин однозначно поддержал кандидата власти Януковича, неверно полагая, что он непобедим. В последнем московском анекдоте рассказывается, что Путин поздравлял Януковича с победой 14 раз, пока тому не надоело.
Самообман не покидает российскую элиту и в ее разочаровании Украиной: она обнаружила международный заговор против России. Политолог Вячеслав Никонов, входивший вместе с другими российскими политтехнологами в команду Януковича, в киевском восстании народа видит только вопрос денег и технологий: "США затратили миллионы долларов на различные программы по поддержке демократии, которые тесно связаны с избирательной кампанией Ющенко". Оранжевые демонстранты воспринимаются как подкупленная толпа, а не как народное движение. Коллега Никонова, Глеб Павловский, возглавляющий московский Фонд эффективной политики, видит в Киеве "революцию цвета детской неожиданности". "Если Запад добьется успеха, - говорит Павловский, - Украина станет большим полигоном для переноса этой технологии в Россию".
Депутаты парламента в Москве уже опасаются, что российская оппозиция после выборов в Думу в 2007 г., тоже выйдет на улицу. Этот сценарий вполне возможен, если учитывать огромную пропасть, разделяющую российское общество и те институты, которые должны были бы представлять собой связующее звено между обществом и государственной властью, - партии и их депутаты, губернаторы, которые с будущего года будут определяться непосредственно президентом, средства массовой информации. Вождь киевских баррикад, Юлия Тимошенко, предрекла России предреволюционную ситуацию, еще до того, как Москва ответила ей объявлением в розыск и ордером на арест: "Импорт нашей оранжевой революции в Россию - дело решенное".
Автократы склонны к самообману: они верят, что их любят
Однако так быстро революция не созревает: отсталому гражданскому обществу в России не хватает собственного лидера. Страна размером с континент распадается на множество народностей и регионов со своими собственными интересами. К тому же советское мышление глубоко проникло даже в молодежь. Согласно результатам опроса, проведенного московским Институтом комплексных социальных исследований и Фондом Фридриха Эберта, 41 процент населения - относительное большинство - составляют "традиционалисты". Они предпочитают патерналистского главу государства правовому государству, а национальные интересы ставят выше интересов личных. Только четверть опрошенных предпочитает общество личной свободы. "В России не было ни в 80-е, ни в 90-е годы политического движения студентов, - поясняет социолог Борис Дубин. - Пока родители занимались политикой, студенты занимались экономикой и финансами. Только в последнее время в интернете появилось незначительное число политизированных сайтов для молодежи".
Режим Путина не так прогнил, как режим Кучмы. Процветающая экономика стабилизирует позиции российского президента, рейтинг которого среди населения все еще составляет 70 процентов. Тем не менее, контроль продолжается, прежде всего, путем запугивания элиты. При этом считается, что простой народ поддерживает правительство. Самообман, свойственный авторитарной системе, привел уже к искажению оценки ситуации в Украине.
Оранжевая революция, которая может привести к победе на повторных выборах 26 декабря Виктора Ющенко, должна иметь последствия и для Москвы. "Неудача российской политики будет рассматриваться в окружении Путина как его слабость, - считает московский политолог Андрей Пионтковский. - Это представляет для него угрозу". Выход режим будет искать в закручивании гаек, в еще большем авторитаризме. Политтехнолог Никонов предсказывает последним оставшимся свободным СМИ тяжелые времена, поскольку Москва не захочет повторения белградского, тбилисского или киевского сценария: "Россия будет действовать превентивно".
Перевод ИноСМИ.Ru