Корреспондет: Верни, если сможешь
Правительство накопило миллиардные долги по НДС перед бизнесменами, возмещая этот налог в основном предпринимателям, связанным с партией власти. Отечественный бизнес оказался на грани остановки, а страна массово теряет деньги иностранных инвесторов.
Экс-капитан Кривбасса по гандболу, а ныне официальный представитель Арселор Миттал Кривой Рог в Украине Вадим Гуров, за три своих депутатских срока научился, как ему казалось, достойно реагировать на любые атаки украинской власти.
Уверенность в собственных силах покинула Гурова в этом году, когда долг государства перед его компанией по возврату налога на добавочную стоимость (НДС) превысила сумму в 2,5 млрд грн. При этом власти до конца года не собираются отдать даже копейки, потому что соответствующей строки нет в госбюджете-2010. "Фактически из оборота вымыто огромную сумму, а крупнейший в стране инвестор [АрселорМиттал] оказался на пороге сворачивания своих социальных обязательств и сокращения производства", - говорит Гуров.
В прострации от украинской практики возврата НДС пребывает не только Арселор. Пока в Кривом Роге решают, насколько сократить выработку металла, крупнейшая транснациональная компания Каргилл заявила об уходе с украинского рынка зерна. Главной причиной для такого шага, по словам Анджея Ружицкого, президента компании, послужил долг государства по возврату все того же налога, который колеблется в пределах 800 млн грн. "Вопрос возврата НДС является очень серьезной проблемой в Украине, - отмечает зернотрейдер. - В то же время для таких крупных инвесторов, как наша компания, возврат НДС просто жизненно необходим".
В целом, по словам Владимира Клименко, финансового директора инвестиционно-банковского департамента инвестгруппы Сократ, объем долга государства по НДС приближается к 25 млрд грн. Это гигантская сумма, почти 3% от прошлогоднего ВВП Украины.
Основываясь на этих данных, Елена Билан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital, называет крупный бизнес беспроцентным кредитором правительства. "Сроки возврата этих средств неизвестны, и никакого вознаграждения за такое вынужденное кредитование компании не получают", - рассказывает она. По ее данным, в основном государство задолжало компаниям, экспортирующим металл, уголь, руду, химическую и сельскохозяйственную продукцию.
Если частный бизнес не получит причитающееся, по стране прокатится волна задержек по выплате зарплат, вырастут долги по расчетам с контрагентами и возрастет уровень неуплаты налогов.
Деревянко: У иностранного бизнеса закалки украинского предпринимателя нет, и годами ждать НДС себе в убыток он не будет
Потери от подобной прижимистости властей уже ощутила вся экономика страны. Именно невозврат НДС, уверена Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА), стал главной причиной того, что большинство иностранных инвесторов заморозили свои вложения в Украине, пока ситуация с налоговым долгом не прояснится. В результате внешние финансовые вливания в экономику государства, по данным ЕВА, упали на 40%. "У иностранного бизнеса закалки украинского предпринимателя нет, и годами ждать НДС себе в убыток он не будет", - отмечает эксперт.
Долг по расчету
Несмотря на то, что своей критической массы долг по НДС достиг во время премьерства Никола Азарова, эксперты не склоны считать это грехом исключительно нынешней правительственной команды. По их мнению, государство еще с момента принятия закона о НДС в 1992 году, старательно собирало с бизнеса налоги, но никогда полностью не возмещало ему НДС. Правда, сейчас положение стало беспрецедентным.
Представители Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) тоже бьют в набат, однако по другому поводу. В этом ведомстве отмечают заметный рост случаев фиктивного заявления НДС со стороны бизнесменов. Особенно сильно это проявилось во время финансового кризиса.
По словам Иосифа Бучинского, начальника Следственного управления налоговой милиции ГНАУ, сегодня незаконных требований по возврату НДС набежало на сотни миллионов гривен. Только в нынешнем году, рассказал этот госчиновник Корреспонденту, его подчиненные отправили в суд 1.232 уголовных дела по фактам незаконного возмещения НДС и уклонения от уплаты налогов. Кроме того, за первое полугодие 2010-го ГНАУ отказалось возмещать налог 500 компаниями из 2,9 тыс. заявивших - это больше, чем за весь 2009-й.
Бизнесмены говорят, что эти отказы часто не имели под собой логического объяснения. "Могли вообще сказать, что ваши документы на возмещение НДС утеряны, принесите их заново или еще что-то, и так до бесконечности", - рассказывает Светлана Горяйнова, компания которой уже седьмой год экспортирует сельскохозяйственную продукцию в приграничные районы Польши и никак не может получить свой НДС на 250 тыс. грн.
Впрочем, проблемы с выплатами НДС испытывают не все. По словам предпринимателей, компании, имеющие лобби во власти, всегда вовремя получали возмещение пресловутого налога. Так, в 2009 году, при правительстве Юлии Тимошенко, НДС активно возмещали компании Индустриального союза Донбасса (ИСД), бывший совладелец которой, Виталий Гайдук, работал советником премьера. На компанию тогда пролился поистине золотой дождь - 1,5 млрд грн. возвратов. Это больше, чем в то время вернули крупнейшим отечественным предприятиям, не входящим в ИСД - ММК им. Ильича, Николаевскому глиноземному заводу, Полтавскому горно-обогатительному комбинату и Днепропетровскому металлургическому заводу вместе взятым.
В нынешнем году власть другая, и счастливые обладатели денег по НДС тоже другие. При Азарове ГНАУ стала щепетильно относиться к госдолгу перед холдингом Метинвест (входит в группу СКМ, принадлежащую нардепу-регионалу Ринату Ахметову).
В стране, по данным ГНАУ и экспертов, лишь пяти крупнейшим металлургическим предприятиям в этом году компенсировали злополучный налог. Примечательно, что два из них - Енакиевский металлургический завод и Азовсталь, получившие от государства 355 млн. грн., принадлежат Ахметову.
В Метинвесте подобную лояльность властей комментировать Корреспонденту не стали, и точную сумму долга, заявленную холдингом в налоговой, сообщить отказались.
Гуров уверен - такая секретность неспроста. "Не хотят говорить, ведь их долг по НДС - это небо и земля [ничто] по сравнению с нашим - им уже все выплатили", - уверяет представитель Арселора.
Более того, как сообщил Корреспонденту на условиях анонимности высокопоставленный источник в Минфине, в конце июня меткомпаниям Ахметова большую часть долга по НДС выплатили живыми деньгами - без облигаций и взаимозачетов.
В тоже время металлургические предприятия, входящие в ИСД, - Алчевский меткомбинат и Днепропетровский меткомбинат им. Дзержинского, которым государство должно около 500 млн грн., - в мае-июне заявили о резком снижении объемов производства металлопродукции. Причина, как сообщил Корреспонденту Александр Пилипенко, вице-президент консорциума Индустриальная группа (управляет активами ИСД), в том, что в 2010 году ИСД так и не дождался погашения НДС.
Тем, кому не досталось денег, правительство предлагает отдать долг облигациями госзайма. Главный и единственный позитив этого шага, считает Дмитрий Мельник, финансовый директор инвестгруппы Арт-капитал, в том, что Кабмин таким образом официально признал большую часть этой задолженности. В остальном же, продолжает его коллега Клименко, предпринимателям просто не дают выбора: или берите облигации, или не получите ничего.
Такая жесткая формулировка дала результат - на участие в облигационной схеме возмещения НДС, как сообщили Корреспонденту в ГНАУ, уже подали около 2 тыс. заявок на общую сумму в 14 млрд грн. Это 70% от той суммы задолженности, которую государство решило погасить облигациями. При этом, по словам Билан из Dragon Capital, оставшиеся 6 млрд грн. госдолга по НДС правительство в дальнейшем постарается списать, как фиктивную задолженность.
Но даже получив свою пачку НДС-облигаций, промышленники понесут значительные потери. Эксперты уверены, что выпущенные госбумаги уже со старта программы будут продаваться со скидкой в 20-25% и со временем обесценятся еще больше. Не улучшит ситуацию и заложенная в них доходность - 5,5% годовых. По мнению Билан, это слишком скромно для таких ценных бумаг, их минимальная доходность должна быть не меньше 15% годовых, иначе придется продавать облигации со скидкой.
Дисконт на НДС-бумаги серьезно напугал крупнейшие бизнес-ассоциации, которые выступили за выплату долгов деньгами. Так, Хорхе Зукоски, президент Американской торговой палаты в Украине, считает, что погашение долга по НДС ценными бумагами, которые падают в цене еще до их выпуска - это фактически экспроприация денег инвесторов.
Апогеем мучений с возвратом пресловутого налога стало появление посредников, которых теперь можно встретить практически в каждой районной налоговой инспекции. За содействие в деле компенсирования НДС "живыми" деньгами они берут от 5% до 10% от суммы долга, рассказывает Горяйнова. И это гораздо меньше дисконта, который прочат НДС-облигациям. Большинство из таких оптимизаторов, по словам предпринимателей, так или иначе связаны с налоговой администрацией, а некоторые имеют депутатские мандаты правящей коалиции. "Все это мне напоминает 2004 год, когда тоже правительство рассчитывалось по долгам похожими облигациями, но все хотели живых денег, и к депутатам, связанных с ГНАУ, стояли целые очереди бизнесменов", - вспоминает Горяйнова.
Долговая яма
Этими выходными Гуров не поедет из Киева в родной Кривой Рог, как делал это последние несколько лет. Он написал дюжину писем в правительство и налоговую администрацию и ожидает решения вопроса по выплате громадного долга, от чего зависит судьба 45-тысячного коллектива производства.
Повод для волнения у него серьезный - буквально несколько дней назад Арно Пупар-Лафарж, гендиректор предприятий ArcelorMittal в странах Африки и СНГ, заявил, что бывшая Криворожсталь может остановить все запланированные инвестиции, так как долги по НДС сравнялись с объемом годичных вложений в завод. "Это выглядит абсурдно - вместо того, чтобы развивать свою компанию, мы кредитуем государство Украина", - сказал француз.
Детище Лакшми Миттала - далеко не единственная иностранная компания, голосующая деньгами против украинской практики возврата налога. Леонид Козаченко, глава Украинской аграрной конфедерации, говорит: общая задолженность перед аграрным бизнесом по НДС составляет 8 млрд грн., что и заставляет многие компании сворачивать свои дела в Украине.
Дело дошло до того, что уже и Международный валютный фонд (МВФ) настаивает на срочных выплатах НДС. Причем представители МВФ вполне прозрачно намекают - от решения этого вопроса зависит следующий транш государству Украина в формате stand-by.
Сергей Осаволюк, координатор проекта Международной финансовой корпорации Инвестиционный климат в Украине, прогнозирует, что если ситуация не изменится, Украина продолжит свое падение в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса, на который ориентируются многие инвесторы. И с нынешнего 142-го места скатится на последнее, 183-е. "Сейчас в этом рейтинге мы проигрываем не только Евросоюзу, но и нашим соседям по бывшему соцлагерю – Грузии, Латвии и Словакии, - отмечает он. - И главный наш балласт, который тянет Украину вниз - это невыплаченные долги по НДС".
Железный долг
Пять компаний, которым государство задолжало наибольшие суммы по возмещению НДС, млн грн. (Данные Государственной налоговой администрации Украины за март 2010 года)
Эта статья опубликована в №26 журнала Корреспондент от 9 июля 2010 года.