Гоголь-моголь. Интервью с Владом Троицким
Режиссер Влад Троицкий - о том, как он без всякой государственной помощи создал ГОГОЛЬFEST - самый ожидаемый фестиваль года, собирающий в Киеве артистические сливки Европы и сотни тысяч зрителей.
Владислав Троицкий, радиотехник по первому образованию, режиссер - по второму и творческий человек по состоянию души, буквально за считаные годы вошел в историю современной украинской культуры.
Именно ему Украина обязана появлением новаторского театра Дах, а затем этногруппы Дахабраха, взорвавшей сначала украинскую столицу, а теперь и Европу. Но, пожалуй, самое грандиозное произведение Троицкого - Международный фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFEST, который, не используя ни копейки из государственных денег, сегодня входит в первую пятерку главных культурных мероприятий страны.
ГОГОЛЬFEST, придуманный и начинавшийся как частная инициатива Троицкого четыре года назад, в 2009-м посетили 120 тыс. человек - такую аудиторию собирают именитые международные шоу, вроде рок-фестиваля в немецком Нюрнберге. В этом году Троицкий ставит новую планку: ожидают 250 тыс. человек - и это уже почти Сигет.
Программа фестиваля насыщена как никогда - с 4 по 12 сентября свое искусство украинцам представят художники, музыканты режиссеры и театральные труппы из 22 стран мира. Большая часть действ будет происходить на территории киностудии имени Довженко, с полудня до полуночи в режиме нон-стоп.
О кухне и рецептах ГОГОЛЬFEST накануне его открытия рассказал Троицкий.
- Фестивалей и в мире, и в Украине немало. В чем особенность ГОГОЛЬFEST’а?
- Это мультидисциплинарное событие - аналогичных по формату фестивалей в мире я не знаю. Мы берем все виды искусств, приглашаем качественных артистов, к этому присоединяется зритель, и это все создает атмосферу праздника. Я думаю, для всего мира это будет новый тренд - создать открытую демократическую атмосферу совместного творчества.
Троицкий: Публика для нас - не просто квалифицированный потребитель, а созидающая часть. И цель фестиваля - не столько презентация искусств, сколько создание чувства праздника
Ведь публика для нас - не просто квалифицированный потребитель, а созидающая часть. И цель фестиваля - не столько презентация искусств, сколько создание чувства праздника. Это - самое дорогое и дорогого стоит. Настоящий праздник, не подкрепленный алкоголем или чем-то подобным, - редкость в наше время.
- В этом году фестиваль переехал из Мистецького Арсенала на киностудию им. Довженко.
- Скорее всего, следующий ГОГОЛЬFEST будет проходить на частной территории. При всем лояльном отношении на киностудии или в том же Арсенале всегда сталкиваешься с какими-то условностями - бюрократия, политическая заангажированность. А нужно принимать решения очень быстро. Я должен понимать, что в следующем сентябре фестиваль будет, и будет в определенной локации. Но никто [из госучреждений] мне не может это гарантировать. Поэтому мы будем искать новое место.
Идеи уже есть - в конце сентября мы будем делать презентацию новой локации. В Киеве нет ни одного центра, связанного с современным искусством, чтобы не только в формате картин, как PinchukArtCentre, а так, чтобы можно было соединить музыку, танец, театр, искусство. Мы собираемся такой центр открыть.
- Не секрет, что Украина как страна современного искусства - далеко не в центре Вселенной. Как Вы заманиваете сюда ярких гостей?
- С одной стороны, тот продукт, который делают мой театр и группа Дахабраха - они уже в какой-то степени визитная карточка Украины. И когда я говорю: "Вот, есть такая музыка, есть такие спектакли, это делаем мы" - все становится понятным, мы говорим на языке тех людей, которых мы приглашаем. Они думают: "Раз люди делают такого уровня вещи, значит, они не сумасшедшие, не шарлатаны". И под свое имя мы приглашаем. С другой стороны, мы [ГОГОЛЬFEST] много ездим, так что нас уже знают.
- А где Вы побывали?
- В этом году - Пермь, в прошлом - Москва и Петербург, то есть был больший акцент на Россию. В следующем году будет Франция - пять представлений в Париже и еще 15 в других городах, а также Бельгия. Потом - Эдинбург [Великобритания], потом Россия, Польша, Венгрия.
Сейчас приезжают большие делегации из этих стран, чтобы обсудить совместные проекты и какие-то выездные сессии, концерты, спектакли, выставки. И ведем переговоры о ГОГОЛЬFEST как большом фестивале в Париже в 2012 году.
- Вы лично какое событие порекомендовали бы на нынешнем фестивале?
- 4 сентября на Майдане Незалежности открытие: гигантские объекты, десятиметровые куклы, 54 акробата в воздухе. Феерия!
- Это будет круче, чем Французская весна с ангелом над Софиевской площадью в этом году?
- (Улыбается). Такого уровня шоу не было никогда в Киеве. И я думаю, это нельзя пропустить.
- Скажите, а что-то осталось в фестивале от Гоголя, кроме названия?
- На самом деле с самого начала фестиваль позиционировался не как цитирование или разбор творчества Гоголя, а как размышление - отталкиваясь от Гоголя как человека европейского сознания, который вобрал в себя энергию Украины, сформировался как художник в России и в финале вошел в европейскую историю.
Так и мы - с одной стороны Европа, с другой - Россия. Украине необходимо найти свое лицо, лица этого практически нет, оно потеряно, и для сознания многих Украины как страны не существует. И одна из миссий фестиваля - проявить лицо страны.
Эта статья опубликована в №33 журнала Корреспондент от 3 сентября 2010 года