Условное освобождение. Интервью с Михаилом Бродским
Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский - о том, как новый Налоговый кодекс превратит Украину в европейский офшор.
Первая попытка реформировать украинскую налоговую систему, которая считается одной из самых сложных и запутанных в мире, оказалась под угрозой полного провала на самом старте. Заявленные в проекте кодекса чрезвычайные права налоговиков на проверки бизнеса стали холодным душем для отечественных предпринимателей, наоборот, ожидавших от документа налоговых послаблений. Возмущение предпринимателей заставило авторов пересмотреть основные принципы отношений власти и бизнеса, прописанные в кодексе.
В результате правительство внесло в кодекс около сотни поправок, и теперь авторы представляют новый документ как крайне либеральный к бизнесу. Один из его составителей, председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский, уверил Корреспондент, что новый налоговый кодекс станет основой украинского экономического чуда. К тому же Бродский не сомневается, что в следующем рейтинге легкости ведения бизнеса, который ежегодно составляет Всемирный банк, Украина взлетит со 141-го места по крайней мере на 100 позиций вверх.
- Нынешний проект Налогового кодекса и есть тот самый налоговый рай для бизнеса, о котором столько говорилось во время предвыборной кампании нынешнего Президента Виктора Януковича?
- Я назову вам конкретные цифры. Прежде всего, предприниматели, работающие в малом бизнесе, чей доход не превышает 3 млн грн., на пять лет получат нулевую ставку налога на прибыль. Такую же преференцию, но уже на десять лет, получит отельный бизнес и легкая промышленность.
Среднему и крупному бизнесу в 2011 году будет установлен налог на прибыль в 19% [вместо 25%], причем до 2014 года его планируется снизить до 16%. Кроме того, ликвидируется налог на рекламу, рыночный сбор и ежегодный транспортный налог, который теперь будет заменен акцизным платежом при покупке бензина.
Мы фактически хотим сделать в Украине европейскую офшорную зону. Это то, с чего начинал Китай, это то, с чего начинала Турция, а теперь, я считаю, по такому варианту развития может идти и Украина. Наш прогноз развития по такому сценарию — за год создать 1 млн рабочих мест.
- Но при этом проектом Налогового кодекса предусмотрено сокращение видов деятельности, подпадающих под упрощенное налогообложение. Не приведет ли это к росту цен на товары у тех, кто перейдет на общую схему налогообложения и будет платить более высокие налоги? И зачем вообще трогать упрощенцев, которые всегда были двигателем малого бизнеса?
- Те, кто перейдет из категории упрощенцев в малый бизнес, будут платить налоги больше, но согласитесь: цены растут и без массового перехода на общее налогообложение. Но суть сокращения перечня упрощенцев в другом: сегодня единый налог стал своеобразной схемой налоговой оптимизации. Дошло до того, что уже даже кассы в супермаркетах работают не как составляющая супермаркета, а как предпринимательская точка на едином налоге. Все крупные производители, в том числе и с правом внешнеэкономической деятельности, работают через частных предпринимателей на едином налоге. Это ненормально и должно когда-то закончиться. На едином налоге смогут оставаться только те, кто получает в год не более 300 тыс. грн. дохода. Все же остальные перейдут в категорию малого бизнеса с правом на получение годового дохода до 3 млн грн.
- Останется ли в новом проекте кодекса, который готовили миллионеры Сергей Тигипко и Андрей Клюев, положение о налоге на роскошь?
- Да. Например, налог на доходы физических лиц, если они больше десяти минимальных зарплат, увеличивается с 15% до 17%. Также облагаться налогами будут и депозиты, если они превышают 200 тыс. грн. Мы рассчитываем, что это не коснется 95% населения, банковские сбережения которых намного меньше этой суммы. Платить налог со своих депозитов будут те, кто вложил в банки миллионы и теперь зарабатывает на процентах. И я считаю, что это мало: нужно хотя бы 15%, как подоходный налог. Ведь получать проценты - это тоже бизнес, и поэтому вполне справедливо взимать с полученных доходов налоги.
Кроме того, вводится налог на недвижимость, которая превышает 100 кв. м в городе и 200 кв. м в сельской местности. В случае превышения этой нормы владельцы больших домов и квартир будут доплачивать 10 грн. / кв. м в год за каждый "лишний" метр.
- Сейчас разгорается скандал вокруг возможного запрета в будущем Налоговом кодексе на ввоз товаров категории second hand в Украину. С чем связано такое решение и как выиграет от этого украинский бизнес, который, кстати, активно торгует товарами этой категории?
- Все просто: секонд-хенд практически угробил нашу легкую промышленность, где сейчас работают 90 тыс. человек, а не миллионы, как раньше. Некоторые бизнесмены сейчас везут second hand как гуманитарную помощь, а потом ее продают. И под таким прикрытием процветает контрабанда стоковой одежды, которой в год под видом секонд-хенда завозится по 2 кг на каждого жителя Украины. Главный выигрыш будет в работающей легкой промышленности, которая сможет увеличить количество рабочих мест.
- Проект Налогового кодекса удивляет содержащейся в нем нормой о введении штрафов за несвоевременную выплату государством НДС. Украина никогда вовремя не выплачивала НДС. Не станут ли эти штрафы фактором роста задолженности?
- Эта норма необходима для привлечения в страну иностранных инвесторов, которые должны быть уверены, что им заплатят НДС, и если не вовремя, то заплатят со штрафом. С 1 января 2011 года государство за несвоевременную выплату НДС будет платить пеню в размере 120% от размера учетной ставки Нацбанка в год [что с учетом нынешнего размера ставки составляет около 11% от суммы долга в год].
Избавиться же от задолженностей по выплате НДС станет возможно, когда вступит в силу отмена НДС на операции с зерном, металлоломом, лесом и техническими культурами — рапсом и подсолнечником. Это практически те 20 млрд грн., которых не хватает нам, чтобы вовремя возвращать НДС.
- По легкости уплаты налогов Украина занимает одно из последних мест в мире - 181-е из 183 существующих, а по легкости ведения бизнеса мы 141-е. Что будет сделано для преодоления зарегулированности бизнес-среды в главном налоговом документе?
- На сегодняшний день Президент поставил задачу - на 90% сократить количество регуляторных актов, которыми зарегулировали экономику за всю историю независимости. Уже сейчас из 2.250 видов работ, требующих обязательного лицензирования, осталось только 500 и в дальнейшем сократится до 250 видов. Из 227 типов разных разрешений мы оставили только 91 и планируем довести их количество до 50. Также мы вступили в тяжелый бой за сокращение административных услуг, за которые платят многие украинцы. Перечень таких услуг уже сокращен на треть. Например, с [министром внутренних дел Анатолием] Могилевым мы уже согласовали ликвидацию МРЭО [межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной автомобильной инспекции].
В итоге, после ряда таких изменений, мы оставим в карманах наших граждан тысячи гривен и в следующем рейтинге легкости ведения бизнеса легко перескачем, думаю, в 40-е места рейтинга.
- Тем не менее в последней редакции проекта осталось положение, дающее Налоговой администрации право проводить выездные контрольные проверки без предупреждения предпринимателя.
- Я уже устал повторять, что подобного в кодексе не останется. [Вице-премьер Сергей] Тигипко, [вице-премьер Борис] Колесников и [премьер-министр Николай] Азаров дали команду: никаких ужесточений администрирования налогов. И общественное мнение сильно на это повлияло.
Мы уменьшаем налоговый пресс и ожидаем, что люди начнут платить. Если и будет усиление ответственности, то это коснется только крупных плательщиков, занимающихся оптимизацией своих налогов.
Одним словом, мы хотим научить советских людей платить налоги, к чему они никогда не были приучены.
Эта статья опубликована в №34 журнала Корреспондент от 10 сентября 2010 года