Вручение Нобелевской премии мира: правозащитники видят послание надежды, Китай протестует
Официальный Пекин считает, что вручение Нобелевской премии мира китайскому правозащитнику Лю Сяобо противоречит основным ее принципам.
Как заявило в пятницу, 8 октября, МИД КНР, Нобелевская премия мира должна даваться за "продвижение национального согласия, продвижение дружбы между народами, содействие разоружению и другие действия для поощрения людей, ратующих за мир".
Пекин подчеркивает, что Лю нарушил китайские законы и "присуждение премии такому человеку нарушает ее коренные принципы и является кощунством над миром".
В свою очередь международная организация Репортеры без границ приветствовала присуждение премии Лю Сяобо. Как говорится в распространенном коммюнике организации, "решение Норвежского нобелевского комитета - это акт исторического масштаба для движения за свободу слова в Китае".
"Мы видим в этом послание надежды лауреату, приговоренному к 11 годам тюрьмы, а также диссидентам, находящимся в заключении по всему миру, и китайскому народу", - заявляют Репортеры без границ.
Правозащитники также отметили решимость Нобелевского комитета и норвежских властей, которые не испугались угроз со стороны Китая. "Это урок всем демократическим правительствам, которые слишком часто уступают под давлением Пекина", - говорится в документе.
Напомним, Нобелевская премия мира за 2010 год была присуждена отбывающему тюремное заключение китайскому правозащитнику Лю Сяобо за "длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае".
Лю - один из авторов так называемой Хартии 08 - открытого письма к властям Китая с требованием соблюдения прав человека и проведения политических реформ. Хартию подписали более 300 общественных деятелей и борцов за права человека в стране.
В декабре 2009 года китайский суд приговорил правозащитника к 11 годам тюрьмы за попытку свержения государственного строя.
Действия китайских властей в отношении Лю неоднократно становились предметом полемики между Китаем, США и другими западными странами, требующими освобождения правозащитника. На все подобные заявления МИД КНР однозначно отвечает, что действия компетентных органов в отношении правозащитника лежат в русле китайских законов.