Союз пчелы со звездой. Интервью с Игорем Литовченко

29 октября 2010, 17:00
💬 0
👁 32

Глава крупнейшего оператора мобильной связи Украины, Киевстар, Игорь Литовченко - о слиянии своей компании с Beeline, грядущем сокращении сотрудников и том, как все это отразится на его собственной зарплате.

Для президента компании Киевстар Игоря Литовченко наступила горячая пора. После года раздумий Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) дал добро на объединение операторов мобильной связи Киевстар и Beeline. Об этом в прошлом году договорились акционеры компаний - норвежский телекоммуникационный гигант Telenor и российский финансово-промышленный консорциум Альфа Групп. Тогда, после почти пятилетнего бизнес-конфликта, обе стороны решили объединить свои активы на рынках мобильной связи большей части бывшего СССР, в том числе в Украине и России, а также стран Юго-Восточной Азии в одну компанию - VimpelCom Ltd со штаб-квартирой в Амстердаме.

В результате слияния Киевстар, который с его 22 млн абонентов и без того являлся крупнейшим мобильным оператором страны, "поправился" еще на 2,5 млн абонентов Beeline. Это означает, что отныне мобильный телефон практически каждого второго украинца подключен к сети Киевстар. Таким образом, оператор еще больше отдаляется от своего главного конкурента - МТС с 18 млн абонентов.

К тому же под контролем Киевстара теперь, после объединения с Beeline, оказалось около половины всех радиочастот мобильной связи в Украине. Этот факт заставил экспертов заговорить об угрозе монополизации рынка, причем, по иронии, еще до принятия АМКУ окончательного решения именно в таком ключе о слиянии компаний высказался глава этого ведомства Алексей Костусев.

Литовченко, в свою очередь, подобные опасения отметает. По его словам, Киевстар больше интересуют активы Beeline в области фиксированной связи и интернета - направления, которые компания планирует развивать в первую очередь. Что же касается мобильной связи, то и здесь у акционеров Киевстара есть план действий. По словам Литовченко, не исключен вариант продажи избыточных частот объединенной компании при условии, что на этот ресурс найдется достойный покупатель.

- Как Вы восприняли известие, что практически за день у Киевстара стало на 2,5 млн абонентов больше? И что такое объединение даст абонентам и самой компании?

- Пока АМКУ определялся, какое решение принять, мы пытались предугадать возможный сценарий развития событий и то, как мы поступим в той или иной ситуации. Мы общались с командой Beeline, реально понимая, что на международном уровне объединение [телекоммуникационных активов Telenor и Альфа Групп] произошло и мы зависим только от решения украинского АМКУ. В итоге, когда АМКУ объявил о своем решении, оно оказалось без ограничений, и на сегодняшний день у нас готов абсолютно полный сценарий по объединению.

В результате такого объединения абоненты Beeline получат доступ к сети Киевстар. В ближайшее время мы открываем роуминг, и они получат более качественную связь по всей территории Украины - это то, в чем сильна компания Киевстар, на основе которой происходит объединение. В то же время сильной стороной Beeline является фиксированная связь.

Таким образом, мы хотим взять лучшее от обеих компаний и предоставить клиентам комбинированные услуги. Ведь не секрет, что сегодня пользователь подключен к фиксированной связи от Укртелекома, пользуется интернетом от другой компании, кабельным ТВ от третьей, а мобильным телефоном от четвертой. Мы ставим перед собой задачу за три года стать мультисервисным оператором и дать рынку такое предложение, чтобы заменить собой эти четыре компании и стать игроком номер один на этом рынке.

Ведь раньше, когда мобильная связь не была развита, доходная часть от одного абонента была порядка $ 100. Мобильная связь тогда была просто элитарной. Сегодня же она себя исчерпала. Только новые технологии (а для их внедрения нужны новые скорости) будут давать возможность какого-то роста. Если взять прогнозы на 2011-й, то рост в сегменте мобильной связи составит 2-2,5%. Но в первую очередь абонентов интересует интернет, который показывает сегодня сумасшедший рост. По нашим прогнозам, он может сравниться с ситуацией на рынке мобильной связи несколько лет назад, когда годовой рост мог составить 100-150%.

- Судя по всему, процесс ожидания вердикта АМКУ был непростым?

- Мы прорабатывали разные варианты и были готовы к тому, что нас могут обязать отдать или продать часть частот или даже разделить компанию. Ни для кого не секрет, что в Украине возможно все. Но в итоге мы получили подтверждение того, что мы объединяемся без всяких ограничений.

Мне в последнее время часто говорят, что такое количество частот даст нам какое-то сумасшедшее преимущество. Это неправда. Нам вполне достаточно частот, которые были у Киевстара до этого, к тому же их стоимость возросла в пять раз, и часть этого ресурса мы использовать не будем.

Таким образом, мы готовы поделиться частотами и готовы обсуждать на коммерческих условиях их передачу тем, кому это будет интересно и необходимо. Это не было условием АМКУ, но мы готовы пойти на этот шаг.

- Последнее время на рынке мобильной связи основные преимущества абоненты получали за счет того, что Beeline и life:) проводили агрессивную маркетинговую политику, пытаясь переманить клиентов у крупных игроков - Киевстара и МТС. Именно так на рынке впервые появились такие предложения, как доплата абоненту за входящие звонки, бесплатные звонки внутри сети и т. д. Теперь, похоже, дело на рынке идет практически к монополии огромного оператора - Киевстара?

- Мы дополнительно получаем около 2 млн абонентов. 2 млн, не 10 млн. Из них существенную часть составляют туристы из стран СНГ, которые приезжают в Крым или на Азов и по привычке покупают Beeline. Поэтому на самом деле мы получили гораздо меньше абонентов - где-то 1,5 млн. Это не так много.

В плане размеров Киевстар и так был большой компанией. Наша часть доходов на рынке мобильной связи составляла около 49%, а показатель EBITDA [прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений] достигал 60% всего рынка. То есть после объединения наши показатели упали, и нам нужно их выравнивать и двигаться дальше.

- То есть абонентам Beeline следует ожидать повышения тарифов?

- Могу только сказать, что плохих новостей для абонентов как одной, так и другой компании не будет.

- В 2007-м и 2008 годах Корреспондент публиковал рейтинг Лучшие работодатели Украины, в котором оба раза побеждал Киевстар. При этом в кризисном 2008-м основной чертой хорошего работодателя эксперты единогласно называли умение цивилизованно сокращать персонал. Каким образом Киевстар собирается расставаться со значительным числом своих сотрудников, о чем Вы на днях сообщили?

- Сокращение будет проходить постепенно - с 2010-го по 2013 год. 40% должностей, которые попадут под сокращение, - это техническая дирекция, еще 40% - маркетинг, а остальные 20% - это все остальные должности, которые дублируются в Киевстаре и Beeline.

По нашим планам на конец 2013 года количество сотрудников объединенной компании Киевстар не должно превышать 5,3 тыс. чел. На сегодняшний день в обеих компаниях работают 6,5 тыс. чел. Сокращение будет проводиться планомерно, законно, прозрачно и открыто. Все, что сотрудники должны получить при увольнении согласно законодательству, они получат.

Кроме того, лучшие из этих сотрудников получат возможность перейти на работу в новое направление бизнеса нашей компании, что приведет к дополнительной конкуренции в команде, которая и так считается одной из лучших на рынке.

- Скажите, а как компании и Вам лично работалось во время затяжного корпоративного конфликта Telenor и Альфа Групп?

- И проще, и сложнее. Было проще принимать решения, потому что не было сильного вмешательства в операционные вопросы, так как совет директоров просто не собирался. С другой стороны, сложнее было в том плане, что у акционеров не было единого видения развития бизнеса. Поэтому было очень сложно согласовывать с ними бизнес-план и стратегию развития компании. Вместе с тем именно за время этого конфликта Киевстар вырос максимально и занял лидерские позиции.

Сейчас же у нас новый акционер, VimpelCom Ltd, офис которого находится в Амстердаме. Акционера интересует рост доходов и абонентской базы, внедрение новых услуг, получение лицензии на мобильную связь третьего поколения, 3G, и ежеквартальная отчетность совету директоров. Все четко, прозрачно, и нас это вполне устраивает.

- А с Вами лично новый акционер уже подписал контракт? И как увеличение количества абонентов и сотрудников Киевстара повлияет на размер Вашего вознаграждения?

- Пока что со мной этот вопрос никто не обсуждал. У меня контракт до конца 2011 года, и если акционеры захотят его продлить, они это сделают.

Сегодня моя задача в том, чтобы объединить две компании в одну и получить синергию от этих двух компаний. А синергия эта заключается в том, что в течение следующих шести лет мы должны создать для акционеров дополнительную прибыль свыше $ 400 млн. Мы должны этого достичь за счет объединения сетей и устранения дублирующихся функций в обеих компаниях, что означает сокращение расходов и капиталовложений. Также в эту сумму должны войти и дополнительные доходы от новых услуг - интернета и мультисервисных сетей. Вот это моя задача сегодня, и то, как я с ней справляюсь, решать акционерам, поэтому мой будущий контракт в их руках. Каким он будет - посмотрим.

- А пока Вы за те же деньги выполняете больший объем работы?

- Да.

Эта статья опубликована в №41 журнала Корреспондент от 29 октября 2010 года.

ТЕГИ: Мобильная связь бизнес Киевстар