Ъ: Власть свела до минимума финансирование музея Мемориал памяти жертв голодоморов
Директор Национального музея Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине Виктор Диденко заявляет о недостаточном финансировании музея. По мнению экспертов, это может быть попыткой власти прекратить работу мемориального комплекса, пишет Коммерсантъ-Украина в статье Музей на голодном пайке.
По словам Диденко, государство не финансирует научно-исследовательскую деятельность, закупку техники и оборудования, а также содержание здания. По его словам, государственный бюджет обеспечивает только выплату зарплаты сотрудникам и оплату коммунальных услуг. "Из-за нехватки средств мы не можем проводить научно-исследовательскую работу. Спонсоров и меценатов у нас также пока нет", - отметил Диденко.
22 ноября 2008 года состоялось торжественное открытие Мемориала памяти жертв голодоморов в Украине, получившего название Свеча памяти. 22 апреля 2009 года распоряжением Кабинета министров был учрежден музей Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине, 18 февраля 2010 года получивший статус национального. Строительство музея, согласно смете, обошлось в 143,4 млн грн. Однако в 2009 году Счетная палата установила, что стоимость работ была завышена в пять раз. В сентябре 2010 года на фасадных стенах мемориала появились трещины.
По мнению Виктора Диденко, недостаточное финансирование музея может нанести вред международному имиджу Украины, поскольку мемориал включен в перечень мест, которые должны посещать главы государств, прибывающие в Украину с официальным визитом. "Иностранные гости обращают внимание на то, как убрана территория у мемориала, подстрижена ли трава. У нас все должно быть на высшем уровне!" – заявил директор, отметив, что деньги на поддержание территории в надлежащем состоянии также не выделяются.
Минимальное финансирование музея может быть попыткой власти постепенно прекратить деятельность мемориального комплекса
Главным распорядителем средств для музея является Украинский институт национальной памяти (УИНП). "Когда составлялось финансирование на 2010 год, я подал в УИНП свои предложения, указав необходимую сумму - 6 млн 300 тыс. грн. Но выделили только 2 млн 300 тыс.",– пояснил Диденко.
По его словам, в 2010 году Институт нацпамяти не перевел средства на проведение Дня памяти жертв голодомора 1932-1933 годов, хотя в прошлом году на эти цели было направлено 170 тыс. грн.
В свою очередь директор Института нацпамяти Валерий Солдатенко (слен КПУ) заверил, что обеспечение музея находится вне компетенции института. "Мы только принимаем рекомендации руководства музея, передаем их в Министерство финансов и перечисляем обратно утвержденные средства",– пояснил господин Солдатенко. По его словам, руководство музея ни разу не обращалось в УИНП с просьбой помочь в увеличении финансирования капитальных затрат – закупок техники и оборудования.
Солдатенко также сообщил, что обратился в Министерство финансов с просьбой увеличить в следующем году финансирование музея на 1 млн грн. "Полагаю, что руководство музея сгущает краски. Только на проведение Дня памяти в 2010 году было выделено более 108 тыс. грн", – добавил первый заместитель директора УИНП Владимир Кривошея.
По мнению историка, бывшего руководителя департамента архивного обеспечения СБУ Владимира Вятровича, занимавшегося рассекречиванием документов по голодомору, действующее руководство УИНП (Валерий Солдатенко является членом Компартии) не заинтересовано в работе музея и намерено замалчивать преступления коммунистов, совершенные в 1932-33 годах: "Минимальное финансирование музея может быть попыткой власти постепенно прекратить деятельность мемориального комплекса".