Рациональный шаг или бюрократическая реорганизация: политологи оценили админреформу Януковича
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский позитивно оценил начало административной реформы в Украине, а руководитель социологической службы Украинский барометр, политолог Виктор Небоженко называл инициативы Президента Виктора Януковича не админреформой, а лишь бюрократической реорганизацией.
"Пока это выглядит как первая масштабная реформа. Но как реально такая инициатива будет выглядеть в жизни - мы не знаем. Многое будет зависеть от того, как кадры будут осваивать новые принципы деятельности. Даже - как будут перестраиваться нынешние кадры. Начало хорошее - соответствующее принципам модернизации структуры исполнительной власти. А вот как получится в жизни - надо подождать, посмотреть какие задачи будут теперь решать структуры", - сказал сегодня Погребинский.
"По тому, что на данный момент опубликовано, можно сказать, то начинается масштабная реформа структуры исполнительной власти. При чем, понятно, что за этими сообщениями стоит какая-то концепция, о которой нам, к сожалению пока никто ничего не рассказал. Пока, я бы сказал, это похоже на современную реформу - перевод структуры исполнительной власти к модели, которая используется в европейский странах", - подчеркнул эксперт.
Он также назвал рациональным сокращение министерств и ведомств. "То есть министерства функциональные, они принимают политические решение, им предоставлено право нормотворчества, а управление государственным имуществом - корпоративными акциями казенных предприятий - переданы в комитеты, агентства и так далее. И это правильная идея, которая реализует принцип, когда политики принимают решения, а чиновники, которые обязаны управлять государственным имуществом, контролировать, разведены по разным ведомствам. И нет внутреннего противоречия в исполнении функций", - заявил политолог.
При этом Погребинский отметил, что антикоррупционная нагрузка админреформы пока неясна. "Не ясно насколько эта реформа будет нести антикоррупционную нагрузку, поскольку для этого требуется хотя бы пояснение некоторых принципов деятельности этих структур, которые сегодня есть. Будут ли каким-то образом вычищены нормативные документы на предмет "взяткоемкости", и будут ли вообще передаваться функции (те, которые в Европе и США делают гражданские органы а не исполнительная власть) от государственных органом к гражданским. Пока никто об этом ничего не сказал", - отметил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
В то же время, политолог Виктор Небоженко назвал админреформу обычной бюрократической реорганизацией. "Это не административная реформа. Люди, которым сказали, что это административная реформа, по своей наивности не понимают, что это обычная бюрократическая реорганизация, которая в странах третьего мира обычно происходит один раз в год перед принятием бюджета", - заявил Небоженко.
Он отметил, что реорганизованные министерства и чиновники "собраны совершенно по разным принципам: в одном случае - по целевому, в другом - по отраслевому, в третьем - по остаточному принципу". При этом политолог выразил недоумение тем, что некоторые ведомства сформированы по отраслевому признаку, когда "объединяются отдельные коррумпированные отрасли, связанные с энергоносителями". "Не совсем понятно, зачем такая концентрация, но это говорит о том, что Фирташ (бизнесмен, владелец Group DF Дмитрий Фирташ) не собирается покидать Украину, раз идет такая концентрация ресурсов, связанных с энергоносителями в одном месте", - подчеркнул Небоженко.
Он также обратил внимание на то, что "очень сильно пострадал, конечно же, Сергей Тигипко". "Это видно по тому, что ему дали очень высокое звание - вице-премьер, но при этом оставили одно из самых нищих министерств. В то же время Дмитрию Табачнику дали огромное количество ведомств (возглавил Министерство образования, науки, молодежи и спорта), но при этом не сделали вице-премьером", - пояснил политолог. Кроме того, он добавил: "Не понятно, почему появился вице-премьер по инфраструктуре (на базе Министерства транспорта и связи созданы Министерство инфраструктуры, Государственная автотранспортная служба, Государственная авиационная служба, Государственная служба связи и Государственная служба морского и речного транспорта Украины), но при этом водоотвод, канализация, теплоснабжение - все это отнесено к совсем другому ведомству. То есть часть "жирной" инфраструктуры Борис Колесников оставил себе, а то, что не поддается реорганизации или нуждается в большой работе, отдали "луганским".
По словам, Небоженко, "луганские" попали в худшее положение: "На вице-премьера Виктора Тихонова (возглавил Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства) возложили все, что плохо поддается коррупции и нуждается в коренной реформе". Политолог считает это "черным юмором" авторов этой реорганизации.
По мнению Небоженко, "пока мы видим только реорганизацию". "Когда появятся агентства, инспекции, то есть следующий этап, вполне возможно, мы будем говорить и об административной реформе", - предположил он. "Потому что, скорее всего, эпицентр того, что мы называем административной реформой, находится в действии агентств. И от того, кого будут назначать руководителями агентств, и какие у них будут полномочия, будет зависеть, имеем ли просто бюрократическую реорганизацию или административную реформу", - пояснил Небоженко.
Кроме того, подытожил политолог, в связи с появлением агентств вместо 50% реальное сокращение аппарата реально может составить 20%, поскольку "вся публика, весь бюрократический аппарат перетечет в агентства", но это, по словам эксперта, тоже "неплохой результат".
Напомним, 9 декабря Президент Украины Виктор Янукович издал указ Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, ликвидировав или реорганизовав ряд министерств и комиссий. Виктор Янукович сократил количество министерств с 20 до 16, после чего назначил их руководителей. В рамках проведения административной реформы Президент оставил без министерских портфелей девять человек.