Корреспондент: Аммиачный король. Уроженец Мукачева стал американским миллиардером
Уроженец Мукачева Александр Ровт превратился в американского миллиардера, контролирующего немалую долю мирового химпрома.
Из окон роскошного отеля Star, расположенного в старинном здании бывшей резиденции австро-венгерского графа фон Шенборна, открывается замечательный вид на центральную часть закарпатского городка Мукачево.
"Люди здесь уже давненько говорят, что он полноправный хозяин в Star", - мукачевец Роберт Гожи ретранслирует интерес местных жителей к 58-летнему американскому миллиардеру Александру Ровту, владельцу мировых гигантов химической промышленности, чье состояние в 2008 году журнал Forbes оценил в $ 1,57 млрд.
В местном ресторанчике Ровт любит сиживать со своим закадычным другом - в прошлом главой секретариата президента Виктора Ющенко, а ныне министром по чрезвычайным ситуациям Украины Виктором Балогой. Правда, назвать Ровта здесь гостем язык не поворачивается - он сам родом из этого закарпатского городка.
Впрочем, о собственном бизнесе и том, как он его построил, Ровт распространяться не любит.
Теперь Ровт - житель нью-йоркского Бруклина и один из наиболее авторитетных членов эмигрантской общины. Он регулярно бывает в Украине и отнюдь не только из чувства ностальгии.
Только в конце 2010 года активы экс-мукачевца увеличились на 40% акций северодонецкого химического предприятия Азот, одного из крупнейших в Европе по объемам производства минудобрений. Это вдобавок к тем 60%, что уже находились в собственности химической империи Ровта - транснациональной корпорации IBE Trade Corp., которая сегодня контролирует по меньшей мере десятую часть мировых продаж аммиака.
Впрочем, о собственном бизнесе и том, как он его построил, Ровт распространяться не любит. Тем не менее в одном из своих редких интервью он обмолвился: "Украина навсегда останется моей родиной, и я всегда буду ей помогать". Бизнесмен слов на ветер не бросает - в частности, он финансирует еврейскую общину в Мукачеве.
Министерские связи
Выпускнику Львовского торгово-экономического института Ровту никогда нельзя было отказать в деловой хватке. В 1970-х годах, когда выехать из СССР было непросто, ему удалось эмигрировать в Венгрию. На чужбине уроженец Мукачева освоился быстро, за считаные годы преодолев путь от грузчика до руководителя фирмы, торгующей овощами и фруктами.
Химическим бизнесом украинский эмигрант занялся там же, в Венгрии, создав компанию IBE Trade Corp. По словам представителей этой сферы, для развития IBE бизнесмен воспользовался связями на родине.
Тогда же Ровт знакомится с Николаем Ольшанским, ныне крупным российским промышленником и депутатом госдумы, ранее возглавлявшим министерство по производству минеральных удобрений СССР, кстати, также уроженцем Украины.
"Уверен, именно он [Ольшанский] помог завязать Ровту связи на различных отечественных заводах по производству удобрений. Те тогда экстренно нуждались в надежных покупателях, ибо советская система госзакупок уже начинала давать сбои", - рассказывает Корреспонденту Михаил Краснецов, почетный член российской гильдии промышленников.
Он вспоминает, как впервые в конце 1980-х заметил в стенах министерства тогда уже обладателя американского паспорта Ровта - "мужчину с крупным носом и грустными глазами".
За несколько лет предприниматель сумел наладить широчайшие связи с покупателями дешевых советских минудобрений в разных странах мира.
Эмигрировав в 1985 году в США, предприимчивый украинец лишь укрепил позиции своей компании. По данным Международной ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA), в 2008 году IBE Trade Corp. контролировала до 13% продаж мирового рынка аммиака и порядка 7% аммиачной селитры.
"Господин Ровт яркий представитель постсоветского бизнеса, который получил известность в аммиачном бизнесе благодаря рациональному использованию возможностей его партнеров", - считает Дмитрий Гордейчук, руководитель департамента АПК и химической промышленности украинского государственного информационно-аналитического центра мониторинга Держзовнішінформ.
Акции северодонецкого Азота не участвуют в торгах на украинских биржах, а значит, бизнес мукачевского американца практически не является открытым, добавляет свои штрихи к портрету Ровта Денис Белов, аналитик инвестиционной компании Astrum Investment Management.
Зато в бруклинской эмигрантской общине Ровта характеризуют как человека открытого и щедрого. "Алекс умеет с великим мастерством как зарабатывать деньги, так и дарить их тем, кто нуждается", - говорит финансист и член общины Феликс Френкель. Он вспоминает, как Ровт пожертвовал $ 300 тыс. на закупку сложного диагностического оборудования для одной из местных больниц для людей из социально незащищенных слоев.
До кончика сигары
В 2008 году авторитетный Forbes поставил аммиачного короля из Украины на 371-е место в своем списке 400 наиболее богатых людей планеты. Сам бизнесмен никогда публично не комментировал оценку размера собственного состояния, при этом его образ жизни вполне соответствует банковскому счету с многими нулями.
"Я его запомнил еще и оттого, что тогда впервые увидел человека с настоящей толстой "гаваной" [сигарой] в зубах", - делится воспоминаниями о Ровте Краснецов.
Сибаритом до кончика сигары бывший мукачевец остается по сей день. А наиболее отличившимся в трудовых свершениях сотрудникам своей корпорации Ровт любит презентовать золотые запонки и платиновые зажимы для банкнот.
В 2008 году авторитетный Forbes поставил аммиачного короля из Украины на 371-е место в своем списке 400 наиболее богатых людей планеты.
После того как Азот оправился от финансового кризиса и в первом полугодии 2010 года вернулся к рентабельной работе, Ровт снова смог отойти от оперативного управления предприятием и вновь стать тем человеком, каким его знают друзья и знакомые, - любителем роскошной жизни.
Он обожает охоту, ради которой запросто может прилететь на собственном самолете из Нью-Йорка в мукачевские леса, а также большой теннис.
Ценящий полезные связи в бизнесе Ровт умеет дружить и знает в этом толк. Старинного друга Балоги сегодня можно увидеть обедающим в дорогих киевских ресторанах с членами нынешнего украинского правительства.
Ровт, сам создавший большой бизнес, хорошо знает, как защитить его в высших эшелонах власти. "Мне было нелегко и пришлось пройти через многое", - как-то обмолвился Ровт на одном из благотворительных приемов, организованных эмигрантской общиной в Бруклине.
Резюме:
Алекс Ровт (урожденный Александр Киселев).
Родился в 1952 году в Мукачеве Закарпатской области. В 1974-м окончил Львовский торгово-экономический институт по специальности "товароведение". Вскоре после этого переехал в Венгрию, где работал грузчиком, продавцом, товароведом, заведующим продовольственным магазином, начальником районного управления оптово-розничного сбыта.
В конце 1970-х основал IBE Trade Corp. В 1985 году эмигрировал в США, где сменил фамилию и стал активно развивать свой бизнес, опираясь на старые связи в СССР.
В 2008 году американский журнал Forbes включил Ровта в список 400 самых богатых людей планеты, оценив его капитал в $ 1,57 млрд.
Женат, двое сыновей. Является активным членом "советской" еврейской общины в США, известен как крупный благотворитель. Резиденция Ровта находится в нью-йоркском Бруклине.
***
Эта статья опубликована в №3 журнала Корреспондент от 28 января 2011 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.