WSJ: Следы фабрики ядов при КГБ в отравлении Ющенко
"Бывшие советские шпионы и историки разведки, к числу которых отношусь и я... отметили (в отравлении Ющенко, - ред.) страшные признаки работы "Камеры", или "Лаборатории №12", как называют ее ветераны КГБ", - пишет Борис Володарский в статье "Фабрика ядов при КГБ", опубликованной 7 апреля в американском издании The Wall Street Journal.
Виктор Ющенко стал жертвой умышленного отравления во время прошлогодней кампании по выборам президента Украины. Сегодня спорить с этим почти невозможно. В феврале Юрий Луценко, назначенный министром внутренних дел Украины, публично заявил, что ему доподлинно известно, "кто купил яд за пределами Украины, кто из чиновников доставил его на место преступления и кто лично положил его в пищу Ющенко". Подозревают, что Ющенко, теперь ставший президентом страны, получил дозу яда 5 сентября, ужиная с тогдашним главой украинских спецслужб Игорем Смешко и его заместителем Владимиром Сацюком.
Группа американских врачей, тайно летавших в Вену, чтобы помочь своим австрийским коллегам в лечении Ющенко, обнаружила в его крови высокотоксичный диоксин типа 2,3,7,8-TCDD (тетрахлоридбензо-p-диоксин) - вещество, с которым одна из российских лабораторий успешно экспериментировала несколько лет назад. Без ответа остается вопрос: кто произвел этот яд и разрешил его использовать?
Бывшие советские шпионы и историки разведки, к числу которых отношусь и я, слушая споры, делая заметки о жертве, времени и неясности первых симптомов у Ющенко, могут строить заслуживающие некоторого доверия предположения по поводу источника. Еще до сообщений о том, что обнаружено ядовитое химическое соединение, мы отметили страшные признаки работы "Камеры", или "Лаборатории №12", как называют ее ветераны КГБ.
История этого научного учреждения началась в 1921 году в укромном уголке ленинской ЧК (впоследствии - советского КГБ и российской ФСБ, занимающихся внутренней безопасностью, и СВР, бывшим Первым управлением КГБ, - структурой, отвечающей за внешнюю разведку и "специальные операции"). "Камерой" оно называлось при Сталине. Но, как и головную организацию, его переименовывали и даже "закрывали" во время приступов реформаторства.
В 1934 году, когда "Камера" находилась по адресу Варсонофьевский переулок, 11, в двух шагах от главного здания КГБ, она активно занималась разработкой смертельных ядов и газов. Александр Кузьминов, ранее занимавшийся биологическим шпионажем в СВР и в феврале опубликовавший в Новой Зеландии книгу "Биологический шпионаж", утверждает, что сегодня она является главным клиентом и поставщиком 12 отдела управления "С" СВР, которое занимается биологической войной. Напомним, что президент России Владимир Путин был главой ФСБ и офицером СВР.
Вне зависимости от ее официального названия, продукты "Камеры" - ядовитые биологические и химические агенты - с годами совершенствуются, так как наука открывает новые возможности, а кремлевские лидеры предъявляют новые требования. Они специализированы с учетом индивидуального получателя, чтобы вызывать нужный эффект - обычно смерть или недееспособность - определенным способом. Впрочем, одно требование остается неизменным. Смерть или болезнь жертвы должны выглядеть естественно или хотя бы производить симптомы, ставящие в тупик врачей и криминалистов. Для этой цели "Камера" выработала свою отличительную черту: она делает из известных ядов новые соединения, которые невозможно обнаружить.
"Камера" соответствовала высоким требованиям Иосифа Сталина. Он дал ее руководителю степень доктора медицинских наук и Сталинскую премию в области науки. Сегодня у этого подразделения, предположительно, нет доступа к "испытательным полигонам" сталинской поры. Полковник медицинской службы Григорий Майрановский и подполковник госбезопасности Окунев по приказу куратора лаборатории и главного палача Берии, генерала Василия Блохина испытывали продукцию "Камеры" на заключенных, приговоренных к расстрелу, которых яд мог спасти от пули.
В случае президента Ющенко появились те самые странные симптомы, характерные для ядов, изготовленных "Камерой". Понадобились недели для того, чтобы установить причину заболевания демократического лидера Украины, которое началось с сильной боли в желудке и спине, а затем обезобразило лицо. Но 31 октября, после первого тура выборов, Кристофер Холстедж, эксперт по химическому терроризму и лечению жертв отравлений из Университета Вирджинии, назвал диоксин наиболее вероятным веществом, содержащимся в крови Ющенко. В декабре лаборатория в Нидерландах подтвердила этот диагноз.
С самого начала было ясно, что один диоксин не может вызывать именно такие симптомы. Два других случая отравления диоксином, изученные экспертами медицинского факультета Венского университета, показали, что этот яд сам по себе не может действовать так быстро и привести к таким недомоганиям, как у Ющенко. Представляется, что он подвергся действию не известного химического агента, а сложного соединения.
Как я узнал у его врача Николая Корпана, создатель этого яда фактически создал биологическую бомбу, соединив 2,3,7,8-TCDD с альфа-фетопротеином, белком, который помогает диоксину распространяться в организме. До этого случая диоксин считали неподходящим ядом, поскольку он не растворяется в воде, начинает действовать только через 10-13 дней и не смертелен. Но при соединении с белком диоксин, по-видимому, становится растворимым и более токсичным, начинает действовать почти сразу. Такой творческий подход является характерной особенностью "Камеры".
Мне напомнили о покушении 1955 года на перебежчика из КГБ Николая Хохлова. На приеме в Германии он выпил кофе и почувствовал себя плохо. Врачи обнаружили у него в крови следы таллия - металла, который обычно используется в крысином яде. Но соответствующее лечение не дало результатов, и лишь спустя недели, когда Хохлов был уже на грани смерти, обладающие воображением врачи американского военного госпиталя во Франкфурте нашли немыслимый до тех пор ответ. Таллий был подвергнут действию радиации, и металл медленно распадался в организме, давая обычные симптомы гастрита, в то время как больной медленно умирал от радиоактивного заражения. К тому времени таллий распался, и следы его не могли бы обнаружить даже при вскрытии.
Бессчетное количество людей - буквально бессчетное, так как никто не может сосчитать количество жертв отравлений, если яд невозможно обнаружить, - постигла та же участь. Я насчитал более десятка примеров. Лидера чеченских боевиков Хаттаба ФСБ отравила в марте 2004 года. Агент КГБ отравил пищу афганского лидера Хафизуллы Амина в декабре 1979 года. Секретарь Троцкого Вольфганг Салюс умер при загадочных обстоятельствах в 1957-м. Полагали, что антисоветский писатель-эмигрант Лев Ребет умер от инфаркта в октябре 1957 года, но четыре года спустя убийца из КГБ бежал за границу и рассказал, что он прыснул в лицо Ребету изготовленный "Камерой" ядовитый газ из раздавленной ампулы, встретившись с ним на лестнице.
"Камера" также предоставила рицин в маленьких пульках, чтобы впрыскивать его незаметно, так как жертва почти не чувствует боли от укола. Этот яд, полученный болгарами, убил боровшегося с коммунизмом радиожурналиста-эмигранта Георгия Маркова в 1978 году в Лондоне. Причина его смерти и способ убийства выяснились лишь через много лет по воле случая. Олег Калугин, бывший генерал КГБ, теперь живущий в США, отвечавший за советскую часть этой операции, описал ее в книге "Шпион", вышедшей в 1994 году.
Природу самих ядов иногда диктует способ их введения: шарик рицина в остром кончике зонта, аэрозоль, распыляемый из баллончика, спрятанного в свернутой газете, отравленная пуля (полученная русским эмигрантом Георгием Орловым в 1955 году), выпущенная из пистолета с очень малым радиусом действия, спрятанного в сигаретной пачке. "Камера" предоставляет другим отделам российских спецслужб определять способ введения яда жертвам. Например, в чашку Хохлова насыпали порошок.
Если "Камера" имеет какое-то отношение к проблемам Ющенко, то ее работа требовала большого искусства. Около 20 специалистов, от дерматологов до неврологов, не смогли поставить точный диагноз. "Это нетипичный случай, - сказал Корпан. - Редко приходится видеть комплексное острое заболевание в сочетании с неврологическими симптомами".
Ветераны российской разведки, как и я, распознают признаки "активных мероприятий" советского образца, запутывающих дело. Представители правительства Леонида Кучмы говорили, что кандидат съел испорченное суши, а может быть, заразился вирусной инфекцией, а то и просто умышленно изуродовал себя с целью предвыборной агитации. Они обвиняют врачей и лаборатории в "фальсификации диагноза". Бывший полковник КГБ Виктор Черкашин, курировавший двух американских предателей, Роберта Хансена и Олдриджа Эймса, недавно заявил: "Я вообще сомневаюсь в том, что Ющенко отравили. Это больше похоже на кожное заболевание".
Не зная всех подробностей, трудно не согласиться с Корпаном, работающим в венской клинике Rudolfinerhaus, в том, что Ющенко отравили, чтобы изуродовать и ослабить его, уменьшив угрозу, которую он представлял для низложенного прокремлевского правительства Украины.
Перевод с английского - ИноПресса.
Оригинал статьи The KGB’s Poison Factory доступен на сайте The Wall Street Journal (по подписке).