Корреспондент: Больная власть. Украинские чиновники почти поголовно лечатся в роскошных клиниках за рубежом
Здоровье — дороже золота. Для украинских чиновников эта мудрость с каждым годом приобретает все более буквальный смысл. Вслед за бывшим президентом Виктором Ющенко и нынешним — Виктором Януковичем, которые нередко прибегали к услугам западноевропейской медицины, за помощью к дорогим иноземным эскулапам массово бросились их соратники.
Летом минувшего года в австрийскую клинику Rudolfinerhaus, где от отравления лечили третьего президента, мотался экс-глава Госкомрезерва Украины Михаил Поживанов. Месяцем позже в немецкой Max Grundig Klinik лечил печень экс-министр Богдан Данилишин.
В ноябре операцию на желудке в немецкой лечебнице перенес, по его собственному признанию, премьер-министр Крыма Василий Джарты. Ранее там же дважды оперировался соратник крымского регионала - нардеп парламента АРК Сергей Куницын.
Этот список можно продолжать практически до бесконечности. Причем за границей украинские власти предержащие не только лечатся сами, но и обслуживают всю свою родню.
"Почти все украинские политики, у которых есть проблемы со здоровьем или есть желание, чтобы их не было, ездят в европейские клиники", - говорит Евгений Червоненко, бывший министр, а ныне - директор департамента авиации МЧС, три года назад сам перенесший операцию на сердце в одной из австрийских больниц.
Стоимость заграничных медвояжей и сами чиновники, и врачи держат в секрете, но одна лишь полная диагностика в ведущих европейских клиниках стоит 5-10 тыс. евро, сутки реабилитации - еще порядка 1,5 тыс. евро плюс питание и многочисленные процедуры.
При этом из госбюджета на лечение всех тех рядовых украинцев, которым нужна экстренная помощь за рубежом, выделено лишь 14 млн грн.
В Украине же власти если и вкладывают деньги в отечественную медицину, то прежде всего в специализированные клиники, которые их же самих и лечат.
"Чиновники не хотят думать об украинской медицине потому, что у них хватает денег на западную, - считает Червоненко. - Но когда до них вовремя не доедет скорая, тогда думать уже будет поздно".
Здорово живут
Когда новая власть обвинила Данилишина в укрывательстве от правосудия, опальный чиновник возмутился. В Германии он, по его же словам, не прятался, а лечил больную печень. Как позже сообщил адвокат экс-министра Степан Украинец, делал Данилишин это в Max Grundig Klinik.
"Grundig Klinik - это не просто лечение, а фешенебельный отдых для очень богатых людей, - раскрывает концепцию элитной клиники Людмила Кумачева, генеральный менеджер российской компании Medassist, занимающейся организацией лечения граждан СНГ за рубежом. - Это медицинский аналог Куршевеля, где поправлять здоровье приятно и модно".
К услугам vip-пациентов - самое современное оборудование, большой штат врачей, исключительно одноместные номера с дизайнерской мебелью, ресторан с высокой кухней. А еще целый комплекс неимоверно приятных процедур, тренажерный зал с панорамным видом на заповедник Шварцвальд и бассейны.
Цены за услуги vip-категории соответствующие. Ночь в обычной палате - 470 евро, двухнедельный курс реабилитации - 12 тыс. евро, диагностика высшей категории - 10 тыс. евро плюс многочисленные дополнительные опции.
"Украинцы и россияне почти всегда берут специальные курортные услуги", - говорит Курмачева. В "курортный" пакет входят массажи, водная физкультура, посещение солевых гротов в Баден-Бадене. Двухнедельный курс такого блаженства стоит еще 13 тыс. евро.
По словам Кумачевой, уровень профессионализма врачей, точность проводимых исследований и оборудование в элитной клинике практически не отличаются от остальных немецких лечебниц. Зато в Grundig Klinik, как утверждает персонал лечебницы, поправлял здоровье второй украинский президент Леонид Кучма и бывший мэр Москвы Юрий Лужков.
"Громкие имена - лучшая реклама для наших чиновников. Если начальник где-то отметился, туда же тянутся остальные", - шутит Курмачева.
Жертвой такой рекламы стал Поживанов, прошлым летом оперировавшийся в той же клинике, где в 2004-2005 годах лечился Ющенко, - Rudolfinerhaus. Она славится не только именитыми пациентами. Уровню сервиса и комфорта клиники позавидуют пятизвездочные отели.
Австрийское ноу-хау - специально вышколенный гостиничный персонал, исполняющий любые прихоти пациентов — будь то формирование особого меню для гурманов или доставка свежей прессы на любом языке прямо в постель. Кроме того, vip-постояльцы могут воспользоваться услугами экзотических Центра лечения стресса и Лаборатории сна.
О ценах в Rudolfinerhaus медэксперты говорят расплывчато, ссылаясь на разную стоимость каждого конкретного курса лечения. Но в одном они солидарны - в кармане потенциального клиента должна быть сумма с четырьмя нулями в евро.
"Делать в клиниках такого класса простые операции нерационально. Значит, человек не считает денег", - говорит Владислав Лебединец, представитель компании Bavaria Medical Service, возвращается к вопросу о Поживанове. Тот сам признал в одном из интервью, что в австрийской больнице удалял камни из мочевого пузыря.
Впрочем, нынешние власти в полной мере наследуют грехи предшественников. Так, в 2007 году премьер Янукович вместо того, чтобы сделать несложную операцию на колене на родине, мотался для этого на край Европы - в Барселону.
Там Януковича оперировал Рамон Кугат, врач одноименного футбольного клуба. Гонорар именитого хирурга не разглашается, но он лечит мировых звезд мяча, для которых ноги - это все, а значит, его услуги очень дороги.
Двойные стандарты
Сами чиновники сознаваться в пренебрежении отечественной медициной не хотят. "Есть политики, которые боятся, что недоброжелатели нарочно навредят им через врачей", - объясняет мотивацию своих коллег Сергей Шевчук, нардеп-бютовец и министр здравоохранения теневого кабмина. Однажды он слышал, как некий чиновник жаловался, что оппоненты заразили его гепатитом.
Кроме того, за границей слугам народа проще скрыть от вездесущих журналистов информацию о состоянии своего здоровья.
Но все аргументы чиновников разбиваются об их собственные дела - говоря о недостатках отечественной медицины, они продолжают высасывать из госбюджета деньги на бесплатное оздоровление в родных пенатах. Правда, делают это не потому, что горят желанием лечиться в Украине, а для того чтобы гарантировать себе неотложную помощь в случае необходимости.
В 2011 году только на стационарное обслуживание нардепов и руководящего состава органов власти госказна выделит 190 млн грн. Плюс 103 млн грн. - на амбулаторное. Вдвое, до 122 млн грн., в бюджете нынешнего года увеличено финансирование здравниц Госуправделами.
В итоге на оздоровление одного члена правительства будет потрачена сумма, сопоставимая с затратами на лечение 4.026 обычных украинцев.
Причем даже за государственный счет в отечественных больницах чиновники лечатся неохотно. В главной привилегированной лечебнице страны - клинической больнице Феофания - от серьезных недугов лечатся в основном те, кто попадает туда по скорой.
За последние несколько месяцев в Феофании прооперировали перенесших инфаркт вице-премьер-министра Бориса Колесникова и замглавы Администрации Президента Анну Герман.
Об условиях, в которых за казенный счет в Феофании лечатся патриоты поневоле, рядовые граждане могут только мечтать - двухкомнатные номера с добротной деревянной мебелью, предупредительный персонал, современное медицинское оборудование и облагороженная территория для прогулок.
Последнее обходится налогоплательщикам особенно дорого. В 2011 году на уход за парковым комплексом Феофания уйдет 7,7 млн грн. Хотя в свете того, что в конце минувшего года одна только газонокосилка для Феофании обошлась почти в 500 тыс. грн., сумма вполне логичная.
"Сложно представить, что в Европе остались страны, где власть лечится в отдельных клиниках и получает особые медуслуги", - искренне недоумевает Фредрик, журналист Шведского радио.
На родине Вадстрема, в Швеции, где затраты на медобслуживание одного человека в 30 раз больше, чем в Украине, для чиновников не существует никаких льгот, и они так же, как их избиратели, месяцами стоят в общих очередях на несрочные операции.
Впрочем, привычка лечиться на Западе и подстраховка в виде ведомственных медучреждений не панацея от всех бед. "Мой отец умер потому, что за ним не приехала скорая. С нее элементарно сняли аккумулятор", - говорит Червоненко.
По словам экс-министра, из-за отсутствия оперативной помощи на украинских дорогах ежегодно гибнут порядка 70% людей, которых можно было бы спасти. В их числе - нардеп Михаил Сирота, погибший в августе минувшего года.
"У нас чиновники думают, что они все купят или их пронесет, - эмоционально рассказывает Червоненко. - Никто не думает, что окажется на месте обычных людей, поэтому это место нужно сделать лучше".
Сколько тратят разные страны мира на медицинское обслуживание своих граждан в год ($)
Люксембург - 6.763
Норвегия - 6.184
Исландия - 4.927
Дания - 4.690
Ирландия - 3.676
Польша - 507
Россия - 316
Беларусь - 226
Украина - 121
Данные ВОЗ
***
Эта статья опубликована в №8 журнала Корреспондент от 04 марта 2011 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.