The Guardian: Украинские уроки арабским странам
Если арабский мир ищет совета, то следует обратиться к украинскому опыту, который призывает осторожно относиться к политикам и их пустым обещаниям, пишет Лайонел Бинер в британской The Guardian.
Спроси любого украинца о народных революциях в Тунисе и Египте, он нахмуриться или отведет глаза. "Мы не следим за тем, что там происходит", - заявил представитель молодежного движения из Киева. Их можно понять: украинцы сами когда-то были на передовых революционного движения. Еще до Facebook, Twitter или Gene Sharp украинцы, выступавшие под оранжевыми знаменами, свергли прокремлевских правителей, которые саботировали выборы в 2004 году.
Со времен оранжевой революции прошло шесть лет, а украинских политиков все также подозревают в коррупции. Проигравший революции, дважды судимый Виктор Янукович является в настоящий момент президентом страны, и он значительно расширил свои полномочия. В столице невозможно отыскать ничего оранжевого. "Оранжевая революция не была настоящей, - считает один туристический гид. - Это была симуляция демократии".
Конечно, понятна скептичность украинцев по отношению к надеждам молодых египтян и тунисцев, которые мирно свергли свои режимы. С 2004 года оранжевую коалицию постоянно уличали в коррупции и лжи.
Понятна скептичность украинцев по отношению к надеждам молодых египтян и тунисцев, которые мирно свергли свои режимы. С 2004 года оранжевую коалицию постоянно уличали в коррупции и лжи.
Видеоролики на ресурсе YouTube с записью факта передачи взятки депутату Рады - не редкость. По словам эксперта Тараса Кузьо, при Януковиче Рада превратилась в собрание людей без собственного мнения.
В ответ на аннулирование предполагаемых результатов выборов 2004 года президент уменьшил права Верховного суда. Благодаря политическим свободам, после оранжевой революции экономика начала развиваться. Теперь же журналисты бояться критиковать политику Януковича, а редактор и репортер Василий Климентьев вовсе пропал (равно как коллеги в Белоруссии).
В настоящее время коррупция более распространена, чем во времена Кучмы, до такой степени, что Европейский союз временно заморозил финансирование 100-миллионного плана помощи Украине. Freedom House понизил Украину в рейтинге с позиции "свободная" до "частично свободная". Страну больше не рассматривают как серьезного кандидата на вступление в НАТО или ЕС. Никого не удивляет, что дебаты между главой президентской администрации и оппозиционным журналистом очень скоро перешли в соревнования по крикам.
В настоящее время коррупция более распространена, чем во времена Кучмы, до такой степени, что Евросоюз временно заморозил финансирование 100-миллионного плана помощи Украине.
И какие уроки Украина преподает после оранжевой революции арабским странам? Первый понятен: не обещайте слишком многого.
По словам министра иностранных дел Константина Гришченко ForeignPolicy.com, "за время правления оранжевой коалиции ее лидеры пообещали все возможное: и вернуть деньги, вложенные в советские банки, и повысить пенсии, и вступить в ЕС". В результате, они проиграли на выборах в 2010 году.
Второй урок: политическая внутренняя борьба неотвратима в переходные времена, антидемократические силы (коммунисты, религиозные движения) будут скрываться в тени и играть на нестабильности ситуации, чтобы обеспечить себе новых членов. И последний урок: выборы еще не означают приход демократии. "Демократия должна начинаться с законов", - заявила лидер оппозиции Юлия Тимошенко на сайте al-Jazeera.
"Во время и после оранжевой революции, мне постоянно говорили об опасности несбыточных надежд", - сказал историк и редактор сайта Polit.ua Андрий Портнов. "Боюсь, Украина упустила свой шанс на многие годы вперед".
Неудивителен теперь тот факт, что украинские СМИ вскользь освещали события в арабском регионе. Остается лишь надеяться, что странам Северной Африки удастся избежать судьбы оранжевой революции.
Оригинал публикации: From one revolution to another
Перевод ИноСМИ
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.