Корреспондент: Слабая сила. Почему поражение команды президента не стало победой оппозиции?
За последний год рейтинги власти упали более чем в два раза. Но поражение команды Президента не стало победой оппозиции. Причина тому - разочарование в политиках и пассивность противников Виктора Януковича, - пишет Кристина Бердинских в рубрике №14 журнала от 15 апреля 2011 года.
Время работает против тех, кто не работает, - такой девиз могла бы взять себе украинская оппозиция, забыв о тех звучных лозунгах, которые она нынче эксплуатирует.
В апреле 2011 года политические силы, оппонирующие власти, пребывает в глубоком кризисе. Это в 2002 году оппозиционный блок Наша Украина в условиях медиаблокады, угроз со стороны правоохранительных органов и фискальных атак на бизнес нашеукраинцев занял первое место на парламентских выборах, набрав 23,57% голосов. Сегодня вся украинская оппозиция, находясь в куда более комфортных условиях, с трудом перекрывает этот результат.
По данным Центра Разумкова, в феврале нынешнего года рейтинг Нашей Украины был исчезающее мал - всего около 1,1%, а электоральная поддержка БЮТ, самой популярной нынче оппозиционной силы, упала с 14%, какой она была в апреле 2009-го, до 12,5%.
А ведь сама власть дает оппозиции карты в руки. Год президентства Виктора Януковича привел страну к очевидному росту числа экономических проблем. Пошли вверх цены на большинство продуктов, растет стоимость бензина, в разы увеличились коммунальные тарифы. Малый и средний бизнес получил удар от правительства в виде нового Налогового кодекса, значительно ухудшившего условия работы для небольших фирм и частников. Фискальное давление со стороны налоговиков и таможенников тоже усилилось.
В феврале нынешнего года рейтинг Нашей Украины был исчезающее мал - всего около 1,1%, а электоральная поддержка БЮТ, самой популярной нынче оппозиционной силы, упала с 14%, какой она была в апреле 2009-го, до 12,5%.
И власть уже почувствовала на себе все прелести сложившейся ситуации: рейтинг партии Януковича резко снизился - с 39,1%, как было в апреле прошлого года, до 20,5% в феврале нынешнего.
Парадокс в том, что при этом нарастить поддержку среди населения оппозиция все равно не смогла. Суммарный рейтинг парламентского большинства (ПР, Компартии и Блока Литвина) - 30,9% - все равно выше, чем рейтинг всех основных оппозиционных сил, которые могут в общем оттянуть на себя голоса 29,7% избирателей.
В результате в лидеры симпатий украинцев неожиданно выбрался кандидат, которого нет на самом деле, - 35,5% украинцев готовы сегодня проголосовать против всех или еще не определились с выбором. "Это тихий политический кризис: такого недоверия к политикам раньше никогда не было", - говорит Ирина Бекешкина, директор фонда Демократические инициативы.
Политолог Владимир Фесенко объясняет апатию в обществе и низкий рейтинг оппозиции огромным разочарованием в лидерах оранжевой революции. Пребывая у власти, они так и не смогли оправдать кредит доверия избирателей. И даже после того как рейтинг Януковича упал, оппозиция не вернула прежнюю поддержку.
Владимир Фесенко объясняет апатию в обществе и низкий рейтинг оппозиции огромным разочарованием в лидерах оранжевой революции.
Причина в том, что, по мнению политолога, "нынешняя оппозиция - это вчерашняя власть". Действительно, все знаковые фигуры из стана противников Януковича - Тимошенко, лидер Фронту змін Арсений Яценюк и глава Гражданской позиции Анатолий Гриценко - поработали при предыдущем президенте. А новые оппозиционные вожди еще даже не успели появиться и вряд ли они возникнут на украинском политическом горизонте к 2012 году - времени очередных парламентских выборов.
Всеобщий провал
Данные соцопросов четко показывают: провалы власти не превратились в победу оппозиции. Рейтинг Тимошенко за год даже упал, политические силы Яценюка и Олега Тягнибока - лидера правого фланга украинской политики - так и не стали общенациональными по уровню поддержки, несмотря на рост симпатий к ним.
Причин такого антиуспеха несколько.
Одна из них состоит в том, что часть нынешних лидеров оппозиции во главе с Тимошенко крепко связаны открытыми против них уголовными делами. Благодаря этому их возможности передвигаться по стране и встречаться с избирателями ограничены.
Помимо этого, нынешний парламент перестал быть субъектом политических инициатив. Ослабление полномочий Верховной Рады, инициированное Президентом, и тотальная власть пропрезидентского большинства лишила оппозицию привычного оружия - блокирования законодательных инициатив правительства. Более того, теперь любые инициативы оппозиции может эффектно заблокировать ПР и ее сателлиты.
Ослабление полномочий Верховной Рады, инициированное Президентом, и тотальная власть пропрезидентского большинства лишила оппозицию привычного оружия - блокирования законодательных инициатив правительства.
Яценюк доказывает это в цифрах. Например, когда регионалы до 2009 года находились в оппозиции, в Раду принималось 15% законопроектов, которые инициировала ПР. Теперь же, пребывая у власти, соратники Януковича пропускают через парламентский "фильтр" лишь 2% проектов, поданных оппозицией.
"Поэтому, когда Партия регионов говорит, что оппозиция просто критикует, - это вранье. На каждый законопроект оппозиция предлагает свое решение [альтернативный законопроект или поправки], а не просто критику", - заявляет Яценюк.
Однако шансов быть услышанным у него (впрочем, как и у других представителей лагеря противников власти) не слишком много. Мониторинги новостей, которые регулярно проводят медиаэксперты, показывают, что оппозиция на телеэкранах часто представлена в невыгодном для себя свете. А вот власть, если верить новостям, регулярно добивается различных экономических успехов.
Не равны и пропорции, в которых некоторые телевизионные СМИ подают действия власти и оппозиции. К примеру, по оценкам Института социологии Национальной академии наук Украины, на Первом национальном канале 95% эфирного времени новостей отдано Януковичу и Ко.
Оппозиция на телеэкранах часто представлена в невыгодном для себя свете. А вот власть, если верить новостям, регулярно добивается различных экономических успехов.
Впрочем, оправдывать собственные проблемы информационной блокадой оппозиции не стоит. В 2001-2004 годах Администрация Президента фактически руководила информационной политикой центральных телеканалов, но это не мешало Виктору Ющенко и Нашей Украине побеждать на выборах.
На расстоянии от людейПодобный исторический опыт делает более значимыми слова экспертов о том, что нынешние проблемы оппозиции не связаны с действиями власти против нее.
Политолог Вадим Карасев уверен: главная беда оппозиции - в ее неспособности разобраться с собственными внутренними проблемами и объединиться. Единым ее "хор" становился только в крайних случаях - после подписания так называемых харьковских соглашений, во время выступлений против принятия кабминовского варианта Налогового кодекса. Но все это были лишь краткосрочные союзы.
В остальное время противники нынешней власти продолжают решать между собой дилемму - кто из них оппозиционнее. "Каждый надеется, что власть уничтожит конкурента [по оппозиции], а его не тронет", - говорит Карасев.
Противники нынешней власти продолжают решать между собой дилемму - кто из них оппозиционнее.
Эксперты заметили, что сейчас оппозиция не упускает случая принять участие в политических ток-шоу, однако, даже если для этого есть возможности, игнорирует непосредственное общение с избирателями - митинги и встречи.
К тому же люди, стоящие по другую от власти сторону баррикад, так и не смогли определиться, каким образом они могут вербовать новых сторонников.
Ярким примером общей пассивности оппонентов власти служит деятельность лидера БЮТ, которая не может предложить ни конструктивной критики, ни каких-либо мощных акций протеста. "Сейчас, кроме появления в Twitter [сервисе онлайновых микроблогов, которыми увлеклась лидер БЮТ], Тимошенко ничего нового предложить не может. Но на Тwitter украинские избиратели не реагируют", - говорит Александр Черненко, глава Комитета избирателей Украины.
А ведь побороться есть за что. Рейтинг Януковича сегодня падает в основном за счет его базовых областей, где была традиционно сильна поддержка бело-голубых. По данным февральского опроса Киевского международного института социологии, на востоке число тех, кто доволен политикой власти, за год сократилось с 70% до 17%. Похожая картина и на юге, где показатель поддержки упал с 68% до 18%.
Ярким примером общей пассивности оппонентов власти служит деятельность лидера БЮТ, которая не может предложить ни конструктивной критики, ни каких-либо мощных акций протеста
Но эти люди скорее проголосуют против всех, чем за представителей оппозиции, уверены аналитики.
Ко всему лагерь противников Януковича постиг организационный кризис. Больше всего он затронул БЮТ.
В регионах, как и на всеукраинском уровне, в политическую силу Тимошенко входили, прежде всего, представители местных бизнес-элит, для которых находиться в команде премьера означало реализацию их интересов. Эти же люди выступали спонсорами партии.
После перемен на политическом олимпе бизнесмены поменяли и свои партийные цвета, перейдя в новую партию власти. В результате БЮТ лишился поддержки на местах.
Бекешкина напоминает, что партия может быть сильной только в том случае, если ее актив основан не на спонсорах, а на тех, кто готов работать бесплатно - и не только во власти, но и в оппозиции.
В условиях кризиса политсилы Тимошенко не смогли развернуться и другие оппозиционеры. Запрос на новые лица, которые представляли собой после президентских выборов Яценюк, Гриценко и Тягнибок, так и не перерос для них в электоральные бонусы. Причина, по мнению экспертов, прозаична: у населения растет массовое разочарование политиками в целом.
Запрос на новые лица, которые представляли собой после президентских выборов Яценюк, Гриценко и Тягнибок, так и не перерос для них в электоральные бонусы.
Бекешкина напоминает, что оппозиция сильна только тогда, когда она формируется снизу. 2010 год показал, что роль такой инициативы снизу все чаще взваливали на себя различные общественные организации или хаотичные объединения граждан. Так, например, было с выступлениями предпринимателей против принятия Налогового кодекса, или с объединением журналистов против давления власти на СМИ, переросшего в движение Стоп цензуре.
Участники данных протестов не даром настаивали на том, что их акции аполитичны. Ведь оппозиция не инициировала эту активность масс, не организовывала ее, а лишь делала попытки присоединить к себе акции и возглавить их. Чем и вызывала недоверие со стороны общественников.
За этими людьми - инициаторами уличных акций и неформальных движений - по мнению аналитиков, большое политическое будущее. Именно из их среды может появиться эффективная оппозиция. Правда, к 2012 году, когда состоятся следующие парламентские выборы, подобные движения еще не успеют перерасти в самостоятельных политических игроков.
Избиратели воспринимают власть и оппозицию как один политический класс, который абсолютно оторван от проблем обычных людей
Потому нынешним оппонентам власти, если они все же хотят поднять упавшее знамя, аналитики советуют активнее инициировать различные протесты. Тем более что поводов для них сейчас более чем достаточно.
Пока же между оппозицией и избирателями сохраняется огромная дистанция. Например, если сейчас одна из главных проблем, волнующих население, - это рост цен на продукты питания, то большинство политиков не имеют ни малейшего представления, сколько эти продукты стоят. "Избиратели воспринимают власть и оппозицию как один политический класс, который абсолютно оторван от проблем обычных людей", - отмечает Карасев.
***
Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 15 апреля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.