Корреспондент: Бой с тенью. Власть начинает борьбу с зарплатами в конвертах

26 апреля 2011, 13:01
💬 0
👁 50

Власть начинает борьбу с зарплатами в конвертах. Нарушителей ожидают гигантские по размеру штрафы и даже небольшие тюремные сроки, - пишет Максим Бироваш в №15 журнала Корреспондент от 22 апреля 2011 года.

Сергей Тигипко начинает бой с тенью. Вице-премьер-министр собирается упразднить зарплаты в конвертах. По подсчетам опытного чиновника и бывалого бизнесмена, размер теневой бухгалтерии украинских предприятий достиг 50 млрд грн., налоговые отчисления с которых могли бы покрыть годовые расходы министерств образования, культуры, аграрной политики и продовольствия, а также здравоохранения, вместе взятых.

Тигипко придумал, как вернуть потери в легальный оборот: установить восемь уровней минимальных зарплат для различных уровней специалистов, нещадно наказывать нарушителей рублем или даже заключать в тюрьму руководителей, выплачивающих зарплату в конвертах.

Что власть уже не шутит, очевидно из весьма эмоциональной реакции Михаила Бродского, правительственного уполномоченного по дерегуляции хозяйственной деятельности. "В тени работают только преступники, - безапелляционно заявляет Бродский Корреспонденту. - Если бизнесмен не может платить налоги за своих работников, пусть тогда сам идет в наемные работники".

Тигипко придумал, как вернуть потери в легальный оборот: установить восемь уровней минимальных зарплат для различных уровней специалистов

Власть по-своему права: платить честную зарплату и честные налоги это не роскошь, а способ наполнения бюджета. Однако, по словам первого заместителя главы Конфедерации работодателей Алексея Мирошниченко, жесткие меры правительства при существующей фискальной нагрузке на зарплату будут иметь прямо противоположный эффект. "Большинство компаний будут вынуждены уволить своих сотрудников и еще больше уйти в тень, а то и вообще закрыться", - уверен Мирошниченко.

Марш-бросок в тень уже произошел. По словам аудитора Сергея Свата, в прошлом году из-под налогообложения через конвертационные центры (фирмы, которые за фиксированный процент обналичивают средства и подпитывают работодателей наличностью для расчетов с наемными тружениками зарплатой в конвертах) было выведено около 60 млрд грн. Это на четверть больше прошлогоднего теневого оборота, составившего 45 млрд грн. Получится ли у власти устранить с рынка эти очаги теневой наличности? Тигипко говорит, да. Мирошниченко - нет.

Вам конверт

Из 14 млн официально работающих украинцев по меньшей мере 6 млн получают всю или большую часть зарплаты в конвертах. Причем 2,5 млн человек, то есть каждый пятый, официально ежемесячно получают 960 грн., то есть минимальное жалованье.

"Я верю в то, что 1 млн [человек] может получать минимальную зарплату, - заявляет Тигипко. - Но в 2,5 млн не верю". Среди тех, кто получает такие деньги, 120 тыс. человек - руководители предприятий. "Ну, не верю я, что и уборщица и руководитель организации получают по 960 грн.", - возмущается Тигипко.

Из 14 млн официально работающих украинцев по меньшей мере 6 млн получают всю или большую часть зарплаты в конвертах

Чтобы прекратить эту игру в "верю - не верю", вице-премьер издал законопроект, призванный положить конец теневым зарплатам. Если парламент идею поддержит, то страна перейдет на восьмиуровневую оплату труда. То есть для каждой карьерной ступени определяется свой минимальный уровень зарплаты. Например, уборщица - первый уровень, не ниже 960 грн. Руководитель предприятия - пятая категория, то есть оплата труда не ниже 4,8 тыс. грн. и т. д.

У Олега Зарицкого, директора по персоналу строительной компании ТММ, оптимистичные ожидания от такой профессиональной градации базовых зарплат. "Для компании, которая работает в правовом поле, достаточно сложно конкурировать с теми игроками на рынке, которые работают вчерную, - говорит он. - Работа по светлой схеме - это стабильность и надежность как для работодателя, так и для сотрудников".

К нарушителям новых правил начисления зарплаты будут применены самые жесткие меры. За выплату заработка или его части в конверте руководитель отделается легким штрафом в 8,5 тыс. грн. или двумя годами лишения свободы. Фирма-нарушительница за каждого неоформленного работника заплатит 34 тыс. грн.

За выплату заработка или его части в конверте руководитель отделается легким штрафом в 8,5 тыс. грн. или двумя годами лишения свободы. Фирма-нарушительница за каждого неоформленного работника заплатит 34 тыс. грн.

Ожидаемый эффект - наполнение Пенсионного фонда для повышения соцвыплат самой уязвимой части населения. Но эксперты уверены: такой натиск со стороны власти приведет к диаметрально противоположному результату. По самым оптимистическим оценкам, дефицитная дыра в ПФ приближается к отметке 60 млрд грн.

Наталия Королевская, председатель парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, говорит, что именно эта дыра в ПФ движет сейчас правительством. "Начав такую операцию, власть прикрывается этим дефицитом, но разве можно ради дефицита резать доходы людей и закрывать предприятия?" - вопрошает Королевская. Нардеп предлагает залатать бюджетные дыры, уменьшив налоговую нагрузку на сами зарплаты. В этом случае жалованье побелеет, и государство соберет достаточно денег, чтобы решить проблемы дефицита казны.

Тень на плетень

Мирослав Якибчук, председатель Национального форума профсоюзов Украины, домешивает в общую картину бытия еще одну порцию черной краски. Якибчук считает, что многие украинские бизнесмены откажутся от части штатных сотрудников и станут нанимать трудовые силы под конкретные проекты, уклоняясь при этом от всяких соцвыплат и обозначенных в законопроекте зарплатных рамок.

Игорь Котов, инженер-электронщик столичной приборостроительной компании, опасается, что ему уготована именно такая печальная участь. Пять лет он получал зарплату дважды в месяц. В первых числах ему на банковскую карточку переводили официальный заработок, а через пару дней, после уплаты бухгалтерией минимального соцплатежа, выдавали остаток в конверте. "Это день у нас так и называется - почту привезли", - шутит Котов.

Бизнесмены откажутся от части штатных сотрудников и станут нанимать трудовые силы под конкретные проекты, уклоняясь при этом от всяких соцвыплат и обозначенных в законопроекте зарплатных рамок.

Но зарплатный рай длился недолго. В начале апреля инженера официально предупредили, что сотрудничать с ним будут только по договору подряда, а платить за каждый этап работы над проектом отдельно. Котов боится, что потеряет оплату по больничному и отпускные. А также понимает, что его доходы резко сократятся. Ведь раньше, трудясь на сборке электроузлов для автопромышленности, он равномерно получал за каждый трудовой день - теперь же платить будут только за те редкие дни, когда его будут привлекать к сборочному проекту. Вот почему у Котова нет уверенности не только в завтрашнем, но уже и в сегодняшнем дне.

У начальства киевского инженера-электронщика есть причины не брать работника в штат. В компании-работодателе считают, что заплатить официальную зарплату с выплатами всех соцсборов сотне таких, как Котов, - верная смерть для предприятия. Виной тому чрезмерная фискальная нагрузка на зарплату.

По словам Королевской, налоговая составляющая в зарплате колеблется от 40% до 60%. "Такого не выдержит ни одна из украинских компаний", - делится она своими опасениями с Корреспондентом.

Королевская уверена, что борьба с конвертацией зарплат одним лишь кнутом обречена на провал. Выход из ситуации - снижение налоговой ставки так называемого социального взноса. "Я много разговаривала с бизнесменами и все как один сказали мне: мы готовы платить соцвзносы, но не более 25% ставки налогообложения", - говорит нардеп.

Королевская уверена, что борьба с конвертацией зарплат одним лишь кнутом обречена на провал. Выход из ситуации - снижение налоговой ставки так называемого социального взноса.

По такой учетной ставке, отмечает Сват, платят в большинстве стран Европы. "Например, в ведущей экономике Евросоюза, Германии, выплаты в социальные фонды в зависимости от зарплаты могут колебаться от 16% до 25%, понижаясь при увеличении ежемесячной зарплаты", - рассказывает аудитор, который последние два года жил и работал в консалтинговой компании в немецком городе Майнце.

Кроме того, по мнению Павла Розенко, экс-заместителя министра труда и социальной политики, уменьшить соцвыплаты как минимум на 5% можно, сократив административные затраты на содержание раздутых аппаратов всевозможных социальных фондов. По словам президента Союза налоговых консультантов Леонида Рубаненко, ежегодно на содержание аппарата этих фондов уходит около 120-140 млн грн. из карманов работающих украинцев, которые исправно платят в соцфонды.

"Помните, Николая Азарова, когда он был еще главой ГНАУ, ругали за то, что он строит офисные дворцы для налоговиков? - резюмирует Рубаненко. - Так вот, теперь этим же занимаются другие - те же центры занятости, которые возводят такие хоромы, что диву даешься".

***

Этот материал опубликован в №15 журнала Корреспондент от 22 апреля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.

ТЕГИ: налоги законы Тигипко реформа