Корреспондент: Территория Бога. Почему украинцы превращаются в одну из самых религиозных наций Европы
Разочарование в институтах власти и низкий уровень жизни превращает украинцев в одну из самых религиозных наций Европы, пишет Каролина Тымкив в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2011 года.
В пасхальное воскресенье возле столичного Владимирского собора не протолкнуться, а от корзинок с культовой снедью пестрит в глазах. Наплыв людей столь велик, что священник в золотистой ризе едва успевает опрыскивать прихожан святой водой.
Внутри собора свечки разметают как горячие пирожки. "Не пробиться прямо, - сокрушается 35-летний юрист Александр Карпенко, который время от времени приходит во Владимирский помолиться. - Но, с другой стороны, это хорошо".
Это действительно хорошо, особенно для церкви. Ведь по данным опроса Международного проекта социального исследования, анализирующего общественные процессы в Европе, украинцы, забыв о своем коммунистическом и атеистическом советском прошлом, в массовом порядке ринулись под сень крестов. Чем и обеспечили себе пятое место на континенте по религиозности.
Украинцы, забыв о своем коммунистическом и атеистическом советском прошлом, в массовом порядке ринулись под сень крестов
Теперь в стране уже 71,4% населения считают себя верующими, а значит, украинцы по этому показателю уступают лишь католикам Польши, православным киприотам, набожным португальцам и словакам.
Более того, число тех, кто верит во Всевышнего, постоянно растет: результаты опроса Центра Разумкова говорят, что за десять последних лет общенациональная украинская паства увеличилась на 13%.
Древо веры активно разрастается даже в восточных регионах страны, где, в отличие от Западной Украины, религиозные традиции были сильно ослаблены в советский период. Теперь все перевернулось.
К примеру, количество приходов в Луганской области растет как на дрожжах. "На 100 тыс. населения раньше было два храма, а сегодня - 16, и все они заполнены", - констатирует Александр Авдюгин, протоиерей луганской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата).
Увеличение числа верующих происходит на фоне постоянно растущего авторитета церкви, который тем заметнее, чем скорее летят в тартарары рейтинги доверия к власти в целом и отдельным ее институтам, а также благосостояние украинцев.
Увеличение числа верующих происходит на фоне постоянно растущего авторитета церкви, который тем заметнее, чем скорее летят в тартарары рейтинги доверия к власти
Дополнительным "миссионером" в деле расцвета религиозности оказалась мода на веру - своеобразный откат, ставший реакцией на многолетнее насаждение атеизма в советской Украине.
Правда, люди, которые называют себя верующими, и истинные рабы Божьи, регулярно посещающие храмы, - в Украине это "две большие разницы". Потомки Владимира Крестителя, Феодосия Печерского и Петра Могилы пока вспоминают о Боге чаще всего по праздникам - в остальное время появляться в церкви они не спешат.
Социологи Центра Разумкова установили, что лишь каждый шестой украинец посещает храм регулярно, то есть как минимум раз в неделю. И вот по этому показателю страна занимает далеко не первую позицию в общеевропейском рейтинге религиозности, находясь между не слишком воцерковленными словенцами и швейцарцами.
"Далеко не все украинцы, которые называют себя верующими, таковыми являются", - резюмирует Людмила Филиппович, завотделом религиозных процессов в Украине Института философии НАНУ.
В гости к Богу
Киевская пенсионерка Лариса Григорьевна, не пожелавшая назвать фамилию в печати, ходит в церковь от случая к случаю и вот решила зайти в Киево-Печерскую лавру. Но ее не пустили даже на порог главного храма.
У плотно закрытых дверей - казачий пост: во время Покаянного канона - одного из самых массовых богослужений в Великий пост - опоздавших и случайных посетителей туда не пускают.
Впрочем, этому есть и рациональное объяснение: в помещении просто нет места - Трапезный храм главного монастыря страны забит до предела. А Лариса Григорьевна, как и все остальные проспавшие или не слишком истово верующие, может попытать счастья и другой день - график служб насыщен. "Главное, чтобы в душе была вера", - не унывает киевлянка.
Вера - это, похоже, общенациональное состояние нынешней украинской души: к Богу тянутся все, от мала до велика. К нему теперь льнут почти все власть имущие, начиная от главы государства и заканчивая мелкими клерками-госслужащими.
Трансляции пасхальных и рождественских богослужений превратились в галереи ликов политического и государственного бомонда. Кроме того, политики и бизнесмены не только ходят в храмы, но часто и сами их строят.
Трансляции пасхальных и рождественских богослужений превратились в галереи ликов политического и государственного бомонда.
И даже заядлых атеистов - коммунистов - не минула чаша сия. К примеру, нардеп фракции КПУ Александр Голуб считает себя православным. Он даже несколько раз пытался поститься, но потом отказался от этой идеи, после того как обратился за советом к священнику и тот объяснил ему: главное не чревоугодничать.
Впрочем, больше всего церковная паства растет в Украине - впрочем, как и во всем мире, - за счет пожилых людей. При этом среди прихожан преобладают женщины.
Еще один лет десять назад немыслимый источник пополнения церковного электората - молодые офисные сотрудники. 25-летний львовянин Александр Онышкив сегодня без стеснения составляет компанию старушкам-прихожанкам. Он стал посещать церковь каждое воскресенье с тех пор, как его уволили из юридической компании во время кризиса.
"Нужна была какая-то опора и успокоение, - объясняет Онышкив. - А это все можно найти только в церкви, в молитве, в общении со священниками".
Молодежи среди верующих, по наблюдениям Игоря Яцива, руководителя департамента Украинской Греко-католической церкви, становится все больше. "Мы недавно открыли церковь в Броварах. Нигде не развешивали объявлений, а в храме полно молодежи", - отмечает Яцив.
Самым религиозным регионом страны остается запад, где сосредоточено 34,5% приходов всех православных церквей, в то время как на востоке их лишь 15,9%.
В то же время самым религиозным регионом страны остается запад, где сосредоточено 34,5% приходов всех православных церквей, в то время как на востоке их лишь 15,9%.
И хотя большинство верующих причисляют себя к православной церкви, в Украине динамично расширяется паства протестантских и мусульманских конфессий. Доля этих церквей за последние десять лет выросла соответственно с 26,5% до 29,1% и с 1,5% до 4,3%.
Валерий Антонюк, заместитель главы Всеукраинского объединения евангельских христиан-баптистов, развитие протестантизма на просторах родины связывает с открытостью этой конфессии, готовностью сделать шаг навстречу потенциальной пастве.
"Например, видим, что сегодня много наркоманов. Мы идем в центры реабилитации, служим, обеспечиваем социальную поддержку, - рассказывает Антонюк. - Также у нас проводится работа с инвалидами, с людьми из неблагополучных семей, среди студентов".
В итоге паства конфессии стремительно растет. И если в начале 1990-х в Украине было около 900 церквей евангелистов-баптистов, то сейчас - 2,4 тыс. "Каждый год мы крестим более 7 тыс. людей", — добавляет Антонюк.
Путь веры
"Не зря говорят: как тревога, так и к Богу. Стабильность и процветание не способствуют росту религиозности", - замечает епископ Евстратий Зоря, пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата, говоря о причинах, которые привели к росту числа верующих.
Действительно, одной из главных путеводных звезд, ведущих украинцев к дверям храмов, становятся их личные проблемы. Причем обычно, по мнению аналитиков, под этим скрываются экономические сложности или негативные явления во внутренней жизни страны - безработица, страх за свою жизнь.
Сказался и общий кризис гражданских институтов, прежде всего, представляющих власть. Люди не верят в то, что мирские силы способны сделать их жизнь лучше, и поэтому обращаются к силам небесным.
Как результат, по данным опроса GfK Ukraine, проведенного в 2009 году, наибольшим доверием у населения сегодня пользуется именно церковь - об этом заявили 61,2% опрошенных. На другом конце шкалы доверия Верховная Рада, одна из ветвей власти, - ей доверяют лишь 2,7% украинцев.
Люди не верят в то, что мирские силы способны сделать их жизнь лучше, и поэтому обращаются к силам небесным.
Кредит доверия других институтов власти немногим лучше. К примеру, милицию "уважают" только около 16%, хотя в этом рейтинге она занимает третье место сверху, уступая церкви и армии.
"Люди пытаются найти [в религии] опору и авторитеты", - считает Тарас Антошевский, главный редактор информационно-религиозного портала Risu.
Впрочем, повальное обращение соотечественников в лоно церкви объясняется не только падением уровня жизни, но и своеобразной модой на веру. Она - результат сурового запрета религии во времена СССР.
От случая к случаю
Специалисты говорят: если судить по количеству тех, кто заявляет о своей религиозности, Украина действительно выглядит одним из европейских лидеров. Но проблема в том, что верующие по-украински - это в основном люди, которые лишь декларируют близкие отношения с церковью. А на самом деле ведут далеко не праведный образ жизни, не постятся, да и появляются в храме лишь изредка. Хотя, по мнению Филиппович, главный критерий принадлежности человека к религии - это как раз то, насколько часто он посещает храм.
На практике украинцы в церквях появляются массово лишь по большим праздникам или во время проведения ритуалов наподобие венчания или крестин. Лишь 15,7% соотечественников из числа тех, кто считает себя верующим, по данным опроса Центра Разумкова, посещают церковь не менее одного раза в неделю.
Остальные это делают так, как встреченная Корреспондентом утром в будний день в киевском Михайловском златоверхом соборе 54-летняя Зоя Евграфова, директор консалтингового агентства Юрикон. Стоя возле икон, у которых молятся еще от силы десять человек, она старательно осеняет себя крестом. А выйдя из храма, Евграфова рассказывает, что офис ее компании находится неподалеку, поэтому иногда она посещает в собор.
Лишь 15,7% соотечественников из числа тех, кто считает себя верующим, по данным опроса Центра Разумкова, посещают церковь не менее одного раза в неделю.
"Иду в церковь, когда у меня есть в этом потребность. У меня нет такого, что все идут - и я пошла", - говорит украинка.
Подобные нечастые "вояжи" в храм - типичный образец верующего столичного жителя. Средний киевлянин, по данным Европейской программы по исследованию ценностей, посещает церковь 11-12 раз в году. Это не бог весть что даже на уровне прохладно относящихся к религии швейцарцев, британцев, голландцев. На востоке и юге Украины эта цифра еще меньше - семь-восемь раз.
Подобный уровень "бытового атеизма" характерен для малорелигиозных, как по меркам Европы, французов, эстонцев и латышей. И лишь западные украинцы высоко держат символ веры, появляясь в храмах в среднем 22-23 раза в год - так же как поляки, итальянцы и португальцы.
Причем, по наблюдениям Антошевского, в Западной Европе вера "не такая декларативная, как в Украине". Например, во Франции верующими себя называют лишь 25% населения. "Но эти люди, в отличие от украинцев, таковыми и являются. В воскресенье там не работают рынки, люди идут в церковь, молятся", - рассказывает эксперт.
На западе континента церковь переживает кризис, теряя паству, да и атеизм становится все более и более привычным, тогда как Украина идет по встречной полосе
И все же даже на этом фоне украинцам есть чем гордится. На западе континента церковь переживает кризис, теряя паству, да и атеизм становится все более и более привычным, тогда как Украина идет по встречной полосе. Ведь религиозные традиции соотечественников, уверяет Максим Васин, исполнительный директор Института религиозной свободы, только возрождаются. А значит, под сень креста или полумесяца с каждым годом здесь будет собираться все больше людей.
О том же говорит и Зоря. Мол, в ближайшие 10-20 лет верующих будет становиться все больше. "Пока не вырастет новое поколение, которое не знало запретов и которое, как в Западной Европе, начнет протестовать против религии", - говорит епископ.
***
Этот материал опубликован в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.