Корреспондент: Смертельный номер

23 июня 2011, 10:30
💬 0
👁 910

Власти Китая, мирового лидера по количеству смертных приговоров, делают шаг навстречу гуманизму - отказываются от казней на два года. У Ирана и Северной Кореи появляется шанс догнать своих китайских коллег, - пишет Наталия Мечетная в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2011 года.

В Поднебесной, являющейся абсолютным мировым лидером по количеству расстрелов, теперь будут реже казнить людей. Недавно главный судебный орган страны, Верховный народный суд, принял неожиданное решение - ввел мораторий на исполнение большинства смертных приговоров на два года. Исключение будут составлять лишь казни, немедленное исполнение которых является необходимым. При этом народный суд не уточнил критерии подобной срочности, однако отметил, что приводиться в исполнение будет небольшое количество приговоров за "очень серьезные преступления".

"Необходимо строго контролировать и унифицировать стандарты касательно смертной казни, с тем, чтобы она применялась лишь к незначительному меньшинству преступников, совершивших особо тяжкие преступления", - говорится в заявлении Верховного суда Китая.

Это уже не первый шаг, совершаемый китайскими властями, на пути гуманизации законодательства. В начале этого года было сокращено количество "расстрельных" статей до 55 - раньше их было 68.

Причины такого решения очевидны: официальный Пекин, который за частое применение высшей меры жестко критикуют международные организации, хочет улучшить свой имидж.

Официальную статистику казней китайское правительство мировой общественности не предоставляет, однако, по оценкам международной правозащитной организации Amnesty International, счет выполненных смертных приговоров в стране ежегодно идет на тысячи

Официальную статистику казней китайское правительство мировой общественности не предоставляет, однако, по оценкам международной правозащитной организации Amnesty International, счет выполненных смертных приговоров в стране ежегодно идет на тысячи. Причем нередко здесь казнят за преступления, за которые в других странах наказывают куда более мягко, - к примеру, за взяточничество.

Вслед за Китаем следует Иран, где согласно законам шариата казнят даже за супружескую измену и гомосексуальную связь. По подсчетам правозащитников, за прошлый год тут казнили как минимум 252 человека. Замыкает тройку мировых лидеров по применению смертной казни Северная Корея - по итогам 2010 года в этом коммунистическом государстве лишили жизни как минимум 60 человек.

В отличие от иностранных правозащитников, сами китайцы ничего плохого в высшей мере наказания не видят. "Мы считаем, что смертная казнь - это нормально и не так страшно, как вы вообразили", - высказывает Корреспонденту свое мнение пекинец Ли Бай, поясняя, что "просто в Поднебесной проживает много людей" - соответственно, и количество смертных приговоров больше, чем в других странах.

"Мне кажется, что большинство китайцев поддерживают смертную казнь", - добавляет он.

Другой житель Пекина - юрист Лео Джаоцин - полностью отказываться от высшей меры наказания также не хочет, однако шаги правительства по уменьшению числа смертных казней решительно поддерживает. "Количество смертных приговоров в Китае уменьшается, и это хорошее явление, - отмечает он. - Особенно это касается экономических преступлений".

Китайская грамота

Китайский суд - далеко не самый гуманный суд в мире. В Поднебесной без лишних реверансов расстреливают не только за умышленное убийство и государственную измену, но и за взяточничество в крупных размерах, хищение госимущества, сутенерство, изнасилование, хранение и продажу наркотиков.

К примеру, в конце 2008 года в Китае был казнен основатель крупной финансовой пирамиды Ван Чжэндун, выудивший у доверчивых вкладчиков 3 млрд юаней (около $ 439 млн). В следующем году - еще одна громкая казнь. В стране расстреляли двух бизнесменов - производителей молока с меламином, в результате употребления которого шестеро детей погибли, а около 300 тыс. были тяжело отравлены.

Не церемонятся в Китае и с высокопоставленными чиновниками. Так, 12 мая этого года к высшей мере наказания был приговорен бывший заместитель мэра города Ханчжоу Сюй Майюн, который в бытность госслужащим злоупотреблял служебным положением, за взятки позволяя различным компаниям приобретать по низкой цене землю и получать налоговые льготы. Только подарков проворовавшийся чиновник получил на сумму около $ 22 млн, однако теперь от смерти коррупционера спасет отсрочка приговора на два года.

Чтобы вызвать у сограждан страх перед правонарушениями, в Китае до сих пор практикуют публичную казнь.

Китайские законы распространяются не только на жителей страны, но и на иностранцев. Так, недавно в Поднебесной казнили троих филиппинских наркокурьеров. А в 2009 году китайцы впервые за полвека применили высшую меру наказания к европейцу - занимавшийся контрабандой наркотиков гражданин Британии Акмаль Шейх был умерщвлен при помощи инъекции. Приведению приговора в исполнение не помешали даже ходатайство британского правительства, что вызвало шок у Гордона Брауна, занимавшего в то время пост премьер-министра Великобритании.

Чтобы вызвать у сограждан страх перед правонарушениями, в Китае до сих пор практикуют публичную казнь. А чтобы ее наблюдало как можно больше жителей страны, детали расстрела демонстрируют по телевидению и посредством других массмедиа. Так, в интернете без труда можно найти изображения трупов расстрелянных китайских наркоторговцев.

Интересно, что, с одной стороны, китайские власти предпринимают попытки сделать законы более либеральными, а с другой - в рамках кампании по борьбе с определенными правонарушениями ужесточают их. Так, с мая 2011 года в Китае вступили в силу поправки к уголовному кодексу, согласно которым вождение автомобиля в нетрезвом виде переведено из числа административных нарушений в разряд уголовных. Как результат - пьяных водителей сразу стало меньше почти вдвое.

Согласно статистике Бюро транспорта при пекинском Управлении общественной безопасности, с 1 по 30 мая в столице зафиксировано 1.024 случая вождения автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, что на 81% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Китайское правительство недавно расширило список обстоятельств, при которых смертный приговор может быть вынесен производителям поддельных лекарств и вредных продуктов питания.

Более того, в Поднебесной в большинстве гражданских судов отменен принцип презумпции невиновности. Так, обвиняемые в распространенных в стране медицинских преступлениях, а также в нарушении патентного права, загрязнении окружающей среды, нападении на людей и домашних животных, должны сами доказывать свою непричастность к совершению преступления. В противном случае суд признает их виновными. В отличие от международных правозащитных организаций, китайские власти считают, что подобное законодательство, прежде всего, учитывает интересы рядовых граждан.

Теперь же Верховный суд в своем последнем постановлении заявил о том, что поощряет тщательные судебные расследования и рекомендовал рассматривать апелляции на вынесение смертных приговоров настолько долго, насколько это возможно в соответствии с законодательством.

В то же время в международной правозащитной организации Amnesty International утверждают, что изменения не коснулись таких преступлений, как коррупция. Более того, китайское правительство недавно расширило список обстоятельств, при которых смертный приговор может быть вынесен производителям поддельных лекарств и вредных продуктов питания.

На запрос Корреспондента относительно того, как оценивает Amnesty International действия китайских властей по уменьшению числа казней в стране, группа экспертов организации, занимающаяся изучением Китая, отметила, что вычеркнутые 13 пунктов касаются преступлений, совершаемых белыми воротничками. К тому же совершаются они крайне редко.

По их мнению, власти Поднебесной должны постепенно работать над совершенствованием и модернизацией своей судебной системы, учитывая все особенности развивающейся страны с многочисленным населением.

Также в Amnesty International настаивают на необходимости положить конец секретности вокруг высшей меры наказания в Китае - тогда можно будет оценить, пошло ли на самом деле на спад количество приведенных в исполнение смертных приговоров.

Умри, но не сейчас

На вопрос о причинах уменьшения количества смертных казней в стране юрист Лео Джаоцин однозначно ответил, что китайские власти пошли на этот шаг в связи с прессингом западных стран по поводу несоблюдения Китаем прав человека. Смягчением законодательства в этой сфере Китай старается улучшить свой имидж на международной арене.

Это далеко не первое изменение законодательства, на которое идут китайские власти, оглядываясь на цивилизованный мир. Еще в 1997 году в стране был утвержден новый вид казни - считающаяся более гуманной смертельная инъекция. Массовому применению этой формы умерщвления преступника мешает ее цена: доза смертельного препарата стоит 300 юаней (около $ 45), что дороже расстрела.

Впрочем, учитывая средневековые методы приведения в исполнение смертных приговоров в некоторых странах, даже широко применяемый в Поднебесной расстрел покажется гуманным видом казни. В Иране, как и в других исламских государствах, таких как Сомали и Ирак, преступников публично подвергают избиению камнями, сбрасыванию с обрыва, а также повешению. Саудовская Аравия по изощренности способов казни пошла еще дальше - здесь наркоторговцы подлежат обезглавливанию.

Все опрошенные Корреспондентом китайцы высшую меру наказания в стране если не поддерживают, то находят для нее оправдание.

Что касается самих жителей Поднебесной, то практически все опрошенные Корреспондентом китайцы высшую меру наказания в стране если не поддерживают, то находят для нее оправдание. Ли Бай верит в то, что казнь помогает сдерживать преступность в стране, однако, по его мнению, за некоторые виды преступлений наказание стоило бы смягчить.

К примеру, за вождение в нетрезвом виде можно и отменить смертную казнь - даже если водитель сбил человека насмерть, все же он сделал это неумышленно, размышляет он. "За взятки тоже следует реже применять казнь", - продолжает пекинец.

В то же время смертные приговоры за сутенерство Ли Бай всецело поддерживает. Он предположил, что журналист Корреспондента в этом вопросе его понимает, так как сам, вероятнее всего, тоже ненавидит сутенеров: "Столько украинок вынуждены продавать свое тело на Западе, а наживающиеся на этом сутенеры не должны быть казнены? Вы так считаете?" - спрашивает Ли Бай.

Китай - огромная страна с множеством внутренних социальных проблем, сепаратистскими движениями, организованной преступностью, и смертная казнь является реальным инструментом для сдерживания людей от совершения правонарушений

Его соотечественник Дун Чень также напоминает, что смертная казнь в его стране является выбором большинства людей. Просто Китай, по его мнению, еще не на такой высокой степени социального развития, как Запад, поэтому применение высшей меры наказания является разумным. Прежде всего, он указывает на то, что у жителей Поднебесной в целом все еще низкий уровень образования и нужны суровые законы, чтобы обеспечивать безопасность в стране.

"Но я верю в то, что в ближайшем будущем китайцы откажутся от смертной казни", - заключает Дун Чень.

Что касается международных аналитиков, то они оценивают китайские реформы неоднозначно. Густаво Кардозо, эксперт по изучению Китая из аргентинского Центра международных исследований, с одной стороны, отмечает несомненную ценность действий китайских властей, направленных на уменьшение применения высшей меры наказания, а с другой, говорит о том, что Китай - огромная страна с множеством внутренних социальных проблем, сепаратистскими движениями, организованной преступностью, и смертная казнь является реальным инструментом для сдерживания людей от совершения правонарушений.

"Китай не стоит осуждать за это [смертную казнь], - отмечает Кардозо. - Парадоксально, но самое развитое в мире государство, США, применяет эту же меру наказания".

Расстрельные статьи

В Китае без лишних церемоний казнят за многие ненасильственные преступления

1. Государственная измена, сепаратизм, шпионаж, вооруженные беспорядки и бунты
2. Расхищение государственных фондов и имущества
3. Взяточничество
4. Преступная халатность, повлекшая за собой пожар, наводнение, взрыв, выброс отравляющих веществ или поставившая под угрозу общественную безопасность
5. Нанесение вреда транспортным средствам и коммуникациям. Нанесение вреда энергетическому, огне- или взрывоопасному оборудованию
6. Производство или реализация отравленных или вредоносных продуктов питания/медикаментов
7. Изнасилование
8. Организация притонов и борделей, принуждение к проституции
9. Похищение людей и торговля людьми
10. Наркоторговля

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

Казнить - нельзя помиловать

По данным правозащитной организации Amnesty International, в 2010 году в 23 странах мира казнили по меньшей мере 500 человек. В действительности число казненных может измеряться тысячами

Количество казней:

Китай - тысячи
Иран - 252*
Северная Корея - 60*
Йемен - 53*
США - 46
Саудовская Аравия - 27*
Ливия - 18*
Сирия - 17*
Бангладеш - 9*
Сомали - 8*
Судан - 6*
Палестинская Автономия - 5
Египет - 4
Тайвань - 4
Экваториальная Гвинея - 4
Беларусь - 2
Япония - 2
Малайзия - 1*
Ирак - 1*
Ботсвана - 1
Бахрейн - 1

* Официальное число приведенных в действие смертных приговоров. По данным Amnesty International, казней было значительно больше

Данные Amnesty International

***

Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.

ТЕГИ: преступления журнал Корреспондент Китай смертная казнь