Корреспондент: Ледниковый период. Почему отношения Киева и Москвы охладились до абсолютного нуля
Цены на газ, российские притязания на газотранспортную систему и принуждение к Таможенному союзу довели отношения Киева и Москвы до абсолютного нуля, - пишет Катерина Коберник в №25 журнала Корреспондент от 1 июля 2011 года.
Более года - со дня инаугурации Президента Украины Виктора Януковича - российско-украинские отношения были похожи на идиллию. Украина, подписав так называемые харьковские договоренности, на 25 лет продлила срок пребывания российского Черноморского флота в Крыму, затем отказалась от членства в НАТО и стала расширять права русского языка. Но в последнее время идиллия превратилась в конфликт интересов.
Кремль и Банковая столкнулись на экономической почве. Москва стала настойчиво звать Киев в Таможенный союз (ТС) - организацию, которая фактически объединила в единый рынок экономические территории РФ, Казахстана и Беларуси, - параллельно шантажируя соседа возможностью резкого повышения цены на газ.
Кроме того, российский Газпром объявил о намерении создать совместное предприятие на базе украинской газотранспортной системы, что тоже должно было бы повлиять на стоимость энергоносителей. Киев уклонился от всех предложений северного соседа и в результате потерял его расположение.
Сейчас отношения России и Украины стали самыми прагматичными за всю историю. Настал переломный момент, и дальше они будут сугубо рыночными, а не братскими или добрососедскими
Градус конфликта не изменила даже недавняя крымская встреча российского премьер-министра Владимира Путина с Януковичем. Московский гость улетал домой молча, не произнеся ни слова об углублении сотрудничества в торговой сфере и не пообещав снизить цену на газ. Через два дня после встречи Россия ввела ограничения на ввоз на свою территорию некоторых украинских стальных изделий.
"Сейчас отношения России и Украины стали самыми прагматичными за всю историю. Настал переломный момент, и дальше они будут сугубо рыночными, а не братскими или добрососедскими", - заявил Корреспонденту Владислав Каськив, глава Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Украины.
Все это дает право экспертам утверждать: отношения Москвы и Киева после затянувшегося медового месяца переживают кризис, одни из самых острых в новейшей истории. Более того, перед Януковичем встала задача выбора внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов, которые определят будущее страны на годы вперед.
"Кремлю нужна вся Украина, - комментирует украинско-российскую коллизию народный депутат и глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко. - И такая постановка вопроса пошла Януковичу против шерсти. Он хочет сам руководить страной, а не быть подопечным Кремля".
Условные друзья
Все началось с того, что Россия стала усиленно приглашать официальный Киев в ТС. "Нельзя сидеть на двух стульях, надо делать выбор [между торговым сотрудничеством с ЕС или с Россией]", - потребовал в мае этого года от своего украинского коллеги Дмитрий Медведев, президент РФ.
"Есть много разных причин, почему мы сегодня не принимаем такое решение [о вступлении в ТС] и не рассматриваем", - через месяц, 28 июня, ответил своему визави Янукович.
Москва не сложила оружие и пошла козырной картой, отказавшись пересматривать невыгодную для Украины формулу исчисления цены на газ. Россияне пригрозили, что в четвертом квартале нынешнего года вместо ожидаемых $ 347 за 1 тыс. куб. м Киеву, скорее всего, придется платить $ 500. Экономика Украины этого не выдержит, подумали в Киеве.
ТС уже повысил пошлины на сахар, гречневую крупу, картофель, капусту из Украины.
Последним аккордом в перепалке на высшем уровне стало то, что РФ перешла от угроз к делу и стала ограничивать доступ на свой рынок, а также рынки стран - членов ТС для украинских товаров. ТС уже повысил пошлины на сахар, гречневую крупу, картофель, капусту из Украины. В конце июня Москва ограничила ввоз карамели: недружественный жест на три года фактически вытеснит с российского рынка экспортеров с юга, которые ежегодно поставляли северному соседу 16 тыс. т сладкого товара. А 28 июня в России вступила в силу антидемпинговая пошлина в размере 26% на украинские кованые валки для прокатных станов.
По мнению экспертов, это не последняя санкция, которую Россия применит к украинским производителям в ближайшее время.
Анализируя причины конфликта Москвы и Киева, Виктор Константинов, старший научный сотрудник Института изучения России, приходит к парадоксальным выводам. "Мы наконец наладили добрососедские отношения, но это привело к еще более острым конфликтам", - говорит эксперт.
Ход мыслей эксперта прост. В течение года украинская власть делала все, чтобы угодить северному соседу. Она продлила до 2042 года срок пребывания российского Черноморского флота в Крыму. Украина также официально отказалась от планов по членству в НАТО. На берегах Днепра расширили права русского языка. Но когда ресурс непринципиальных для регионалов вопросов - то есть все вышеперечисленное - исчерпался и дело дошло до стратегических тем, градус конфликтности стал нарастать с высокой скоростью.
Мы наконец наладили добрососедские отношения, но это привело к еще более острым конфликтам
"Россия ожидала, что Янукович - "наш" человек. Оказалось, нет, и это разозлило Кремль", - говорит Владимир Жарихин, замдиректора российского Института стран СНГ.
По его словам, явное охлаждение в двусторонних отношениях спровоцировали сразу несколько проблем, к решению которых вплотную подобрались Киев и Москва, - цены на газ и транзит российского топлива, вступление Украины в ТС и создание СП НАК Нафтогаз України и российского Газпрома. Вдобавок к этому, по информации Жарихина, свою роль играет и явная личная неприязнь российского премьера к Януковичу.
"Кто кого не любит, не важно, - уточняет российский политолог. - Украина и Россия - конкуренты в геополитике и экономике, и политика добрососедства этот факт не изменила".
Газовая петля
На практике усиление конкурентной борьбы уже представляет серьезную опасность для Украины в энергетической сфере. В начале июня глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что в четвертом квартале за 1 тыс. кубов газа Украине, скорее всего, придется платить $ 500. Это в два раза больше цены, которой на газовых переговорах с Россией планировал добиться Янукович и на $ 205 больше, чем Украина платит сейчас.
Резкий скачок цен руководство Газпрома объясняет объективным ростом цен на нефтепродукты, которые влияют на стоимость газа.
Еще одной точкой межгосударственного кипения Александр Гудима, член парламентского комитета по вопросам топлива и энергетики, считает желание Кремля подтолкнуть Януковича к слиянию Нафтогаза и Газпрома, либо к созданию ими СП на базе украинской ГТС.
Россия делает все, чтобы установить контроль над украинской ГТС и стать монопольным транзитером собственного газа в Европу
"Россия делает все, чтобы установить контроль над украинской ГТС и стать монопольным транзитером собственного газа в Европу", - уверен эксперт. Ведь пока украинские трубы находятся в руках Киева, он может устанавливать ставку транзита на российские энергоресурсы, он имеет козыри на газовых переговорах с Москвой. Кроме того, в таком качестве - страны, которая сдерживает аппетиты российской монополии, - Украина интересна и всей Европе.
Если же регионалы пойдут на поводу у Кремля, то, по словам Владимира Омельченко, ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова, это будет второе после харьковских соглашений масштабное фиаско новой власти. Причем второе только по счету, а по значимости - первое.
Аналитик объясняет, что после слияния цена российского газа для Украины, вероятно, все равно останется прежней. Просто Киев сможет отдавать часть деньгами, а часть - акциями Нафтогаза.
Минск ради снижения цены на газ четыре года назад продал Газпрому 50% акций Белтрансгаза, местного транзитера. Теперь, оказавшись на грани дефолта, Беларусь готова за $ 2,5 млрд расстаться с остальной долей, на которую претендент один - российская энергодобывающая госмонополия
"В итоге мы не получим гарантированно дешевого газа и потеряем стратегически и экономически важную для Украины ГТС", - утверждает Омельченко, подтверждая свой прогноз печальным белорусским опытом. Минск ради снижения цены на газ четыре года назад продал Газпрому 50% акций Белтрансгаза, местного транзитера. Теперь, оказавшись на грани дефолта, Беларусь готова за $ 2,5 млрд расстаться с остальной долей, на которую претендент один - российская энергодобывающая госмонополия.
Пока украинская власть, не желая терять газотранспортный козырь, жестко отсекает российские предложения о слиянии. "Если Украина и решит продать часть своих энергетических ресурсов, это будет сделано прозрачно и на рыночных условиях", - меньше месяца назад заявил Янукович.
Впрочем, если РФ осуществит свои угрозы и начнет стремительно повышать цену на газ, шансов выдержать этот натиск у Киева будет мало. "Украина слишком слабая и энергозависимая, чтобы не дать России то, что она очень хочет получить", - считает Константинов.
Тяжелый союз
Однако ключевая причина, заставляющая Россию активно использовать свое главное оружие - энергоносители - против Украины, заключены в двух буквах - ТС. И Киев это понимает. В конце июня в интервью украинским телеканалам Янукович намекнул, что непримиримая позиция Кремля в газовом вопросе продиктована не только конъюнктурой рынка, но и тем, что Газпром неоднократно предлагал Украине скидку на газ в обмен на членство в этом союзе.
Если Украина станет четвертым членом нынешнего триумвирата, Путин сулит Киеву $ 9 млрд дополнительных поступлений в бюджет плюс газ по цене внутреннего рынка РФ. Если Янукович откажется, то российский премьер обещает украинскому экспорту заградительные пошлины и голубое топливо по рыночным ценам.
Если Украина станет четвертым членом нынешнего триумвирата, Путин сулит Киеву $ 9 млрд дополнительных поступлений в бюджет плюс газ по цене внутреннего рынка РФ
Причем лишь пошлинами и ценами на энергоносители дело не ограничится. Речь может идти о глобальном ослаблении экономических связей с Россией - главным торговым партнером, который держит 30%-ю долю от общего товарооборота Украины. В минувшем году результативность этого экономического партнерства удвоилось, достигнув уровня $ 35,6 млрд.
Однако Украина старается всеми силами избежать слишком тесных объятий северного соседа. Янукович уже заявил, что вступать в ТС государство не будет. По его словам, в будущем сотрудничать с союзом он планирует по формуле "три плюс один". Это означает, что Киев станет подписывать лишь те соглашения, которые выгодны стране экономически и политически.
Нардепа-бютовец Сергей Терехин, в свое время входивший в группу по формированию Единого экономического пространства, предтечи ТС, считает предложение Президента утопическим: страна обязана подписать либо все соглашения, либо не подписывать их вовсе. Потому магическую формулу Януковича Москва логично расценила как отказ.
Проблема выбора
Аналитики советуют Украине и дальше соблюдать дистанцию с Москвой. "Если Россия тянет нас в ТС, значит это выгодно ей, а не нам", - объясняет очевидный для экономистов факт Терехин. Союз откроет России двери на внутренний украинский рынок, не принеся взамен отечественной экономике существенных преимуществ.
По словам Терехина, договор о ТС просто кишит подводными камнями для стран-участниц. К примеру, дешевый газ, которым соблазняют Украину, - лишь приманка. Его цена для членов ТС привязана к внутрироссийской. И если РФ, как обещала, доведет стоимость газа на внутреннем рынке до экономически обоснованного уровня, существенных скидок на голубое топливо партнеры по союзу не получат.
Но главное, если Украина вступит в ТС, ее могут лишить членства в ВТО. Кроме того, под угрозой и договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, подписание которого прогнозируют на осень нынешнего года. Руководство Евросоюза уже заявило, что ТС и ЗСТ - это взаимоисключающие вещи.
Договор о ТС просто кишит подводными камнями для стран-участниц
"Россия - это огромные сиюминутные выгоды, а европейский торговый вектор - это будущее", - уверена Наталия Королевская, депутат от БЮТ и сопредседатель группы по межпарламентским связям с РФ. По ее словам, ЗСТ - это 500 млн потенциальных потребителей и рынок в 80 раз больший, чем российский.
Правда, освоить непаханую украинцами целину быстро не получится. Сейчас половину в общей структуре украинского экспорта в ЕС занимает трубная промышленность, 20% - химическая и 14% - продукция машиностроения. Однако для Украины было бы лучше сделать ставку на сельхозпродукцию - самый перспективный товар на еврорынке. Но именно ее ЕС пускать в свой огород не желает и поэтому тормозит переговоры по ЗСТ.
И все же эксперты советуют Киеву не опускать руки. "Сейчас главное достичь европейских стандартов, а не вернуться туда, где нас примут любыми", = резюмирует Королевская.
Веские причины
В тесном сотрудничестве с Россией есть как положительные, так и отрицательные стороны. Об этом говорят эксперты, опрошенные Корреспондентом
Плюсы союза с Россией
- Потенциальный рост товарооборота в будущем году с $ 35,6 млрд до $ 50 млрд
- Совместная разработка авиа- и космических проектов
- Энергоносители по внутренним российским ценам
- Дополнительные $ 9 млрд в год от сотрудничества в рамках ТС
- Беспошлинная торговля с Россией, Беларусью и Казахстаном
Минусы союза с Россией
- Возможное исключение Украины из ВТО и срыв переговоров по Зоне свободной торговли с ЕС (прямой общий убыток — $ 2 млрд, кроме того, потеря рынка, в 80 раз превышающего российский)
- Отсрочка договора о безвизовом режиме с ЕС, подписать который украинская власть надеется в 2012 году
- Рост политической и экономической зависимости Украины от России
- Возможная потеря украинской ГТС и слияние НАК Нафтогаз України с Газпромом
***
Этот материал опубликован в №25 журнала Корреспондент от 1 июля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.