МН: Ножницы Миллера

5 июля 2011, 09:47
💬 0
👁 11

Украина оказалась в газовых тисках. Вопрос стоит следующим образом: отдать трубу Газпрому или задохнуться от чрезмерно высоких цен на газ. Российская сторона (да и украинская тоже) пока не готова говорить об этом открыто, - пишет Алексей Гривач в российской газете Московские новости.

Глава российского монополиста Алексей Миллер, уже пару месяцев пророчащий украинцам рост цены к октябрю до 400за тыс. кубометров, высказался на этот счет весьма двусмысленно.

"Наше видение следующее: Нафтогаз и Украина в целом могли бы решить многие свои проблемы, приняв наше предложение о слиянии Газпрома и Нафтогаза, - заявил Миллер на днях. - У объединенной компании будет единая ценовая политика, цены для украинских потребителей будут ниже, чем для Белоруссии".

Эту же идею Владимир Путин высказал своему украинскому коллеге Николаю Азарову чуть больше года назад. Тот промолчал, а через некоторое время президент Украины Виктор Янукович отшутился: "Согласны 50 на 50". На том дело и заглохло, но только не с российской стороны.

И Путин тогда, и Миллер сейчас умолчали о главном. Чтобы сделка состоялась, объединенная компания должна получить в собственность или хотя бы в безусловное долгосрочное управление газотранспортную систему Украины. Об этом украинским делегациям за закрытыми дверями напоминают при всякой встрече.

На публике Киев делает вид, что не понимает, чего именно от него хотят. Азаров привозит в Москву какие-то чудесные методики расчета справедливой цены на газ и справедливого транзита

На публике Киев делает вид, что не понимает, чего именно от него хотят. Азаров привозит в Москву какие-то чудесные методики расчета справедливой цены на газ и справедливого транзита от профессора Академии таможенной службы Украины, согласно которым цена на газ должна уменьшиться на треть, атариф на транспортировку, привязанный к цене газа, удвоиться. Параллельно идет суд над экс-премьером Юлией Тимошенко, которая обвиняется в превышении должностных полномочий при подписании газовых контрактов с Россией.

Украинские власти можно понять. На носу парламентские выборы, а газотранспортная система для политических групп - настоящий фетиш. Четыре года назад был даже принят специальный закон, запрещающий любое отчуждение или обременение газовой трубы, находящейся в госсобственности. Неудивительно, что подсудимая Тимошенко, которая все еще является самым опасным лидером в оппозиции, в ответ обвиняет президента Януковича и премьера Азарова в потайных намерениях сдать эту самую трубу "Газпрому".

Проблема в том, что времени на маневры у Киева фактически не осталось. Цены на газ, привязанные к ценам на нефть и нефтепродукты, растут стремительно (в июне они были чуть меньше 300), вынося обвинительный приговор украинской экономике. А потенциал украинской трубы истощается по мере строительства Россией обходных газотранспортных маршрутов. Осенью вдобавок к Голубому потоку и Ямал-Европе будет введен Северный поток. Через год его мощность удвоится. Дело может довершить Южный поток, постройка которого оставит от транзитного величия Украины одни воспоминания.

Украинские власти можно понять. На носу парламентские выборы, а газотранспортная система для политических групп - настоящий фетиш

Ситуация такова, что впору думать о том, как бы продаться подороже и с максимальной выгодой для собственного населения и экономики. Перед глазами у Киева должен стоять и пример Белоруссии. Еще пару лет назад Александр Лукашенко обзывал Газпром "жирными котами" и говорил, что умрет, но не отдаст контроль над газовой трубой. Теперь его правительство гоняется за этими самыми "жирными котами" с просьбой купить вторые 50% "Белтрансгаза" за 2,5 млрд (первую половину "Газпром" приобрел в течение четырех лет за такую же сумму), а в обмен просит заморозить российские цены на газ.

Минск с начала этого года платит по европейской формуле цены без всяких скидок, но за вычетом экспортной пошлины. Получается дешевле Украины на50, но примерно вдвое дороже, чем платят потребители России по регулируемым тарифам.

Выход на равнодоходные с Европой цены на внутреннем российском рынке, как известно, из-за кризиса был отложен до 2014-2015 годов.

Перед глазами у Киева должен стоять и пример Белоруссии. Еще пару лет назад Александр Лукашенко обзывал Газпром "жирными котами" и говорил, что умрет, но не отдаст контроль над газовой трубой.

Еще несколько лет назад Москва могла бы согласиться предоставить дополнительные льготы в обмен на белорусскую трубу, асейчас уже диктует свои условия. Лукашенко очень нужна живая валюта, и затягивать переговорный процесс не в его интересах. После июньского собрания акционеров Газпрома Миллер сказал, что сделку по Белтрансгазу можно закрыть хоть завтра, но о российских ценах Минску следует забыть.

Максимум, на что может рассчитывать Белоруссия, - это скидки в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. "На сегодняшний день мы никаких переговоров наэ тот счет не вели и не ведем, а будем вести ближайшие несколько месяцев", - пообещал глава Газпрома.

Через несколько лет Киев может оказаться в таком же положении.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов

ТЕГИ: газ Украина-Россия Выборы Беларусь Газпром Миллер