Высотные работы. Письмо из Непала
Подъем на высоту нескольких километров, трудный даже для подготовленного европейца, нагруженные тяжеленными рюкзаками непальцы преодолевают играючи, - пишет пиар-специалист Антон Герасименко в рубрике в № 28 журнала от 22 июля 2011 года.
Для европейца, всю жизнь обитающего исключительно на Старом континенте, Непал может показаться самой экзотической страной, какую только можно себе представить. Это стало одним из факторов выбора именно Непала для нашего путешествия, план которого был таков: Катманду – Лукла (селение в горах) - горы - гора Калапатар - дорога назад. Общее время поездки - один месяц.
Однако обо всем по порядку.
Поездка началась с Борисполя, откуда мы вылетели в аэропорт Дубай, самый большой в мире. Там я впервые увидел, что в duty-free можно купить Rolls-Royce. Двухчасовая пересадка, и мы уже в самолете Арабских авиалиний, летим в Карачи, где нам предстоит просидеть семь часов. Пакистан - мусульманская страна и считается одной из самых религиозных в мире. Мы это прочувствовали на себе: в аэропорту Карачи нам не удалось найти в продаже спиртного - не было даже пива.
Хорошо, что у нас были свои запасы, которые позволяли нам весело коротать время до следующего самолета. Над нами висел телевизор, транслировавший какой-то мусульманский праздник. Разгуливавшему возле нас пакистанцу-уборщику мы тоже предложили водки. Он посмотрел на рюмку жадными глазами, спрятался за нашими рюкзаками от посторонних глаз и только хотел выпить, как с экрана громогласно зазвучал чей-то низкий голос, явно читающий молитву. Уборщик тут же поставил стакан и поклонился телевизору, повторяя за ним молитву.
Для европейца, всю жизнь обитающего исключительно на Старом континенте, Непал может показаться самой экзотической страной, какую только можно себе представить
Сам аэропорт достаточно современный, и если бы не эта программа, создавалось бы впечатление, что находишься в Европе. Хотя грустный, унылый пейзаж за окном выдает одну из беднейших стран мира.
В наш отель в Катманду мы прибыли в два часа ночи и на следующее утро отправились к местной достопримечательности - Горе обезьян. По дороге мы осматривали Катманду – перенаселенный грязный город с абсолютно беспорядочным движением транспорта и постоянными пробками из-за коров, лежащих посреди дороги. Местное движение с его национальными особенностями вообще производит на приезжих сильное впечатление.
Гора обезьян для нетренированного туриста оказалась слишком высокой, с огромным количеством ступенек. Причем непальцы бегали по этим ступенькам туда-сюда как ни в чем не бывало, а обезьяны будто смеялись над нами, когда мы, запыхавшись, еле-еле ползли по лестнице. Позже я узнал, что непальцы, и в особенности шерпы (коренное горное население Непала), считаются самыми выносливыми в мире.
Катманду – перенаселенный грязный город с абсолютно беспорядочным движением транспорта и постоянными пробками из-за коров, лежащих посреди дороги.
Зато когда мы добрались на последнем дыхании до вершины, взгляду открылся удивительный вид на город. Сверху он показался красивым и действительно огромным.
На горе буддийский монастырь с колотушками по периметру - тот, кто хочет загадать желание, должен обойти монастырь и задеть рукой каждую.
По дороге в отель мы проезжали мимо погребальных склепов - в Непале они находятся не только на кладбище, но и просто на улице.
Наш отель был расположен в самом центре культурного, развлекательного и туристического района Катманду - на улице с ярким названием Фрик-стрит (Freak-street), на которой работает великое множество всяких магазинчиков, кафе и прочих заведений. Место веселое, а цены низкие, что весьма приятно. Жаль только, что все веселье заканчивается тут в 11 часов вечера.
На следующее утро мы приехали в аэропорт, чтобы лететь в Луклу. Погодные условия в горах изменчивы, поэтому рейсы в Луклу отправляются не слишком точно по расписанию. В итоге мы просидели в аэропорту около четырех часов и лишь потом загрузились в очень маленький самолет. В небе было страшновато: рядом со мной сидел американец, который с закрытыми глазами весь полет читал молитву.
Погодные условия в горах изменчивы, поэтому рейсы в Луклу отправляются не слишком точно по расписанию.
Мы остались ночевать в Лукле, на высоте 2 тыс. км над уровнем моря, а на следующий день двинулись в горы. В этот день нам предстояло пройти около 30 км и по высоте преодолеть 1 км.
Когда мы поднялись примерно на 500 м, стало тяжелее - воздух становился более разреженным. В Лукле наняли команду шерпов, которые несли наши большие рюкзаки, и всю дорогу мы не уставали удивляться их выносливости.
В конце дня дошли до города Намче-Базара, столицы шерпов, наполненной магазинчиками, кафе и маленькими отелями для аскетичных ночевок. Там мы встретились с группой украинских альпинистов, шедших на Эверест, и провели с ними веселый вечер.
Мы долго стояли и молча смотрели на Эверест, пока солнце не стало припекать слишком сильно. Мы понимали, что это восхождение запомнится нам на всю жизнь.
Оттуда мы отправились к самому высокогорному монастырю в мире, и эта дорога была прекрасна - скалы и всюду цветущая акация. А вот подъем оказался непрост - спустя два часа мы буквально попадали возле монастыря и, лишь отдохнув, пошли на службу. Тогда же состоялся мой первый опыт медитации, что-то приоткрылось, совсем чуть-чуть, но и этого было достаточно.
После службы мой товарищ подошел к настоятелю монастыря и задал вопрос, которым его, наверное, замучили: “В чем смысл жизни?”. Настоятель посмотрел, улыбнулся и сказал, что смысл жизни в том, чтобы верить и работать. Причем какая именно вера, не важно.
Нам предстояло пройти 20 км по ровной местности и начать восхождение на ледник, за которым пролегает финальный участок пути к горе Калапатар. На леднике холодно, тропы засыпаны мелким щебнем, и идти крайне сложно.
Затем была тяжелая ночевка – одолела горная болезнь - и восхождение на гору Калапатар высотой 5.100 м над уровнем моря. Оттуда открывается замечательный вид на Эверест. Не верилось, что мы видим эту вершину мира так близко.
Мы долго стояли и молча смотрели на Эверест, пока солнце не стало припекать слишком сильно. Мы понимали, что это восхождение запомнится нам на всю жизнь.
***
Этот материал опубликован в №28 журнала Корреспондент от 22 июля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.