Большинство заложников в Беслане погибли по вине штурмовавших школу военных
Большинство заложников в Беслане погибли по вине штурмовавших школу военных. К такому выводу пришла комиссия, созданная в самой Северной Осетии для расследования теракта.
Дело в том, что больше всего заложников погибли в результате пожара и обрушения потолка в школьном спортзале. А как заявил ежедневной газете "КоммерсантЪ" Станислав Кесаев, заместитель спикера парламента Северной Осетии, возглавляющий республиканскую комиссию, потолок загорелся и обрушился оттого, что военные стреляли по спортзалу из гранатомета.
Кесаев подтвердил, что лично видел, как по школе стреляли танки. По его словам, этому не было никакого объяснения, равно как и не было объяснений применению гранатометов и огнеметов "Шмель". "Ведь от этого факта никуда не денешься - не злые же духи принесли на место трагедии и побросали там тубусы из-под "Шмелей". Тем более что пожар, который был в школе, свидетельствует о том, что загорелось все из-за огнемета. Военные, кстати, это подтверждают", - сказал парламентарий.
Кесаев считает, что официальное следствие просто не желает видеть некоторых вещей. В частности, по его словам, игнорируется информация о том, что в первой же переданной террористами записке содержалось требование вывести войска из Чечни. "Эта записка была написана коряво, на ученической тетради, но она была написана", - так прокомментировал представитель комиссии сообщение о том, что следствие такой запиской не располагает.
Парламентарий высказал мнение, что часть заложников была убита освобождавшими школу, так как гибель 10 "альфовцев" и "вымпеловцев" "не могла не привести к озверению их коллег, и я знаю, что они работали уже на каждое шевеление, они стреляли из подствольников". На то, кто именно выбегал из здания школы, они, по мнению Кесаева, "уже не реагировали, потому что это был бой, и тем более, когда погибают твои друзья, детей которых ты нянчил,- срабатывают уже другие инстинкты".
Результаты следствия республиканскую комиссию не удовлетворяют. По словам Кесаева, "когда следствие избирает сразу одну версию - мол, нам доподлинно известно из показаний Кулаева, что было 32 террориста, из них две женщины - ну это, знаете, как у двоечника: когда не знаешь, как решать задачу, смотришь в конец книжки ответ и подгоняешь под него решение". Он сомневается в том, что никто из террористов не смог уйти. Ссылаясь на показания заложников, парламентарий упоминает, что некоторых террористов в школе видели многие заложники, но среди убитых людей с такой внешностью их не оказалось.
Между тем, во вторник, 21 июня, около 20 потерпевших по делу о бесланском теракте покинули заседание Верховного суда Северной Осетии, выразив таким образом недовольство вопросами прокуроров. Это произошло на заседании суда после того, как был допрошен один из потерпевших, Казбек Дзарасов. Потерпевшие сочли, что следствие задает ему вопросы о малозначащих деталях, вместо того чтобы стараться пролить свет на дело.
Отвечая на вопросы прокуроров, Дзарасов сообщил, что видел подсудимого - единственного задержанного участника захвата школы Нур-Пашу Кулаева - во время захвата и слышал, как тот говорил: "Я бы вас всех расстрелял, вы для нас скот. Вот решится вопрос и всех вас пристрелим". По словам Дзарасова, Кулаев ходил в камуфляже, надетом поверх спортивной одежды. На это подсудимый возразил, что камуфляжа у него не было, он был в футболке и тренировочных брюках.
Затем по просьбе присутствующих в зале свидетелей Дзарасов рассказал, что получал угрозы в связи с участием в судебном процессе. "Ночью ко мне приходили три человека и говорили мне "заткни рот", - сказал он.
Свидетели начали резко упрекать Дзарасова в том, что он не сразу сообщил об этом, и представитель гособвинения Мария Семисынова предупредила их, что на суде запрещается так себя вести. Тогда-то они и заявили, что обвинение должно задавать вопросы, которые прояснят обстоятельства дела, а не разбирать несущественные детали.
После короткого перерыва в зале осталось около 10 потерпевших. Еще около 20 человек покинули заседание, высказывая недовольство по поводу ведения допросов и заявляя, что не намерены возвращаться на процесс. Ранее потерпевшие уже высказывали недовольство позицией прокуроров. Некоторые из них даже заявляли, что Кулаев на процессе должен быть лишь свидетелем, а не подсудимым.
По материалам Лента.Ru, РИА Новости, Интерфакс