Самый низкобюджетный российский фильм оказался самым прибыльным
Самый низкобюджетный российский фильм из участвующих в прокате в первом полугодии 2011 года - Неадекватные люди режиссера Романа Каримова - принес наибольший доход своим продюсерам.
По информации аналитического сборника КиноСтатистика, который составляет независимая исследовательская компания Movie Research, сборы этой картины Неадекватные люди вшестеро превысили производственный бюджет и принесли продюсерам 4,8 млн рублей.
В число окупивших себя российских фильмов также вошли комедия All inclusive, или Все включено Эдуарда Радзюкевича и римейк классической комедии Эльдара Рязанова Служебный роман. Наше время, хотя и заработали весьма скромные суммы (3 и 1,3 миллиона рублей соответственно) - по сравнению с вполне средними для жанра производственными бюджетами.
Аналитики исходят из того, что прибыль продюсера составляет 42,5% от общих кассовых сборов (50% - доход кинотеатра, 7,5% - средний доход дистрибутора) за вычетом производственного бюджета фильма. При этом не учитываются как прочие источники доходов фильма (продажа прав на ТВ, DVD и т. д.), так и другие статьи расходов (продвижение, изготовление копий и т. д.).
Для сравнения: за весь 2010 год в прокате окупились 5 из 80 российских картин, правда, прибыли были выше. К примеру, только создатели Любви в большом городе-2 заработали 55,1 млн руб.
В целом, в компании отметили, что первая половина 2011 года характеризуется спадом посещаемости российских кинотеатров и снижением доли российских фильмов в кассовых сборах: она составила лишь 15,9%, что заметно хуже показателя первых шести месяцев 2010 года (19,6%).
В десятке прокатных лидеров полугодия не оказалось ни одного российского фильма, а американские картины собрали в российском прокате на 4 миллиарда рублей больше, чем в первой половине 2010 года, в частности, самый кассовый фильм Пираты Карибского моря: На странных берегах (Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides) заработал 1,77 миллиарда рублей.
Чтобы понять, в чем причина произошедшего и выявить слабое звено, аналитики Movie Research проанализировали среднее число посещений, которое пришлось на один зарубежный и один российский фильм. Если у иностранных картин этот показатель по отношению к первой половине 2010 года повысился на 9% - с 457,1 до 498,9 тысячи посещений, - то у российских лент произошел 29-процентный спад - с 521,6 до 369,3 тысячи. При этом число российских картин в прокате осталось прежним.
По мнению аналитиков, падение посещаемости, которое в дальнейшем может продолжиться, спровоцировали именно российские фильмы. Даже те из них, которым в этом полугодии удалось привлечь наибольшее число зрителей - Выкрутасы, Служебный роман. Наше время и Самый лучший фильм З-ДЭ (совокупное число проданных билетов составило 5 миллионов) - уступили прокатным хитам первой половины 2010 года - комедиям Наша Russia: Яйца судьбы, Кандагар и О чем говорят мужчины, которые в совокупности обеспечили 8,5 миллиона посещений.
Общее число проданных билетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 4,9%. Избежать последствий снижения посещаемости в денежном выражении удалось только благодаря росту средней цены билета со 185 до 200 рублей. В результате сборы этого полугодия стали даже на 7,2% больше, чем за полугодие прошлого года, и составили 17,7 миллиарда рублей.
Как считают в Movie Research, этот выдох облегчения для кинотеатров будет недолгим, ведь цена билета уже сейчас воспринимается киноаудиторией как завышенная. А значит, ее дальнейший рост приведет к еще большей зрительской апатии. В этой ситуации кинотеатрам придется на какое-то время сдержать цены, но тогда избежать сокращения кинопрокатного рынка можно будет только за счет вывода качественных фильмов.
Между тем некоторые экперты объясняют спад сборов российского кино прежде всего тем, что производство фильмов, выходивших в прокат в этом году, запускалось после кризиса, когда продюсеры не были готовы начинать масштабные проекты.
В конце 2011 года выйдет художественный фильм Высоцкий. Спасибо, что живой, а в 2012-2013 годах - еще несколько средне- и крупнобюджетных по российским меркам проектов, которые смогут обеспечить хотя бы временный всплеск интереса к отечественному кино, надеются они.
Напомним, что в 2010 году абсолютным лидером по кассовым сборам в СНГ стал фильм Аватар Джеймса Кэмерона, собравший $117 млн. Удачным оказался и Шрэк навсегда, который собрал $51,3 млн и стал самым кассовым зарубежным мультфильмом за всю историю российского проката.
В числе лидеров проката в СНГ также оказалась Алиса в Стране чудес Тима Бертона, которая принесла $42 млн.