Корреспондент: Киев неизвестный. Во что хотели превратить город сталинские архитекторы
Сталинские архитекторы хотели превратить Киев в город гигантских площадей и величественных зданий. Эти идеи провалились, оставив на память о себе лишь небольшую часть осуществленных проектов, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив №31 журнал Корреспондент от 12 августа 2011 года.
С середины 1930-х годов Киев стал полигоном для развития монументального стиля советской архитектуры, который обычно связывают с тогдашним руководителем СССР Иосифом Сталиным.
Подобной чести город удостоился за то, что в июне 1934 года сюда из первой столицы УССР, Харькова, переехало партийное и советское руководство, сделав древний город новым центром Советской Украины. Подобный высокий статус выдвигал особые требования к Киеву, хотя и сохранившему очарование старины в виде храмов, однако в остальном - архитектурно провинциальному.
Для придания Киеву шика, полагающегося одному из главных городов государства рабочих и крестьян, власти призвали целую когорту лучших архитекторов из Москвы, Ленинграда и Харькова, не забыв и о местных талантах. Этих людей пригласили, чтобы спроектировать и создать в центре столицы Украины грандиозную правительственную площадь со 100-метровой статуей основателя СССР Владимира Ленина, а также целый комплекс зданий госорганов и гостиниц.
Для придания Киеву шика, полагающегося одному из главных городов государства рабочих и крестьян, власти призвали целую когорту лучших архитекторов из Москвы, Ленинграда и Харькова, не забыв и о местных талантах.
Впрочем, одним лишь этим фантазия властей не ограничивалась - старый город собирались преобразить новыми площадями, транспортными развязками и другими объектами.
Основным архитектурным стилем обновленной украинской столицы должен был стать так называемый сталинский ампир. Это величественное сочетание античности и русского классицизма, который советский писатель Всеволод Иванов назвал Возрождение Рима.
Подобный симбиоз выражался в невероятной помпезности зданий и ансамблей, что нравилось тогдашнему руководству страны. И именно в этом стиле создавалось большинство проектов, которые предоставили архитекторы на суд руководства республики и города. Среди них были по-настоящему оригинальные идеи.
Так, на месте нынешней площади Леси Украинки должен была появиться, если верить генплану 1935 года, аналог знаменитой округлой парижской площади Звезды с Триумфальной аркой в центре, от которой во все стороны расходились бы 12 лучей-проспектов.
На месте нынешней площади Леси Украинки должен была появиться, если верить генплану 1935 года, аналог знаменитой округлой парижской площади Звезды с Триумфальной аркой в центре, от которой во все стороны расходились бы 12 лучей-проспектов
Также был утвержден проект Правительственной площади, разработанный Иосифом Лангбардом, известным советским зодчим, создавшим облик современного Минска. Он был сторонником вертикальных архитектурных решений, считал, что "вертикальное положение олицетворяет жизнь, бодрость и силу, оно противостоит тяге к земле". На месте нынешней Михайловской площади Лангбард планировал "поднять" к небу колонны настоящего древнеримского форума, состоящего из ряда правительственных зданий.
Зодчие 1930-х не забывали и о простых людях. В городе планировали построить множество транспортных развязок, различных лестничных переходов из верхнего города к набережной Днепра, виадуки, дублирующие узкие центральные улицы, и многое другое. Причем архитекторы трудились не покладая рук - на каждый реконструируемый или создаваемый объект приходилось по 30-50 проектов.
"Это был кладезь высококлассных решений", - говорит Борис Ерофалов-Пилипчак, автор книги Архитектура советского Киева. Однако масштабной перестройки не получилось, подавляющее большинство идей так и осталось на бумаге. Причин тому было несколько.
На месте нынешней Михайловской площади Лангбард планировал "поднять" к небу колонны настоящего древнеримского форума, состоящего из ряда правительственных зданий
Во-первых, инстанции, курировавшие работы, были просто завалены огромным числом предложений, и быстро оценить их оказалось сложно. Во-вторых, часть проектов требовали колоссальных денежных вложений, а на это власти идти не хотели. И в-третьих, большая конкуренция между архитекторами привела к целой волне критики, в которой часть идей просто утонула.
Например, на Правительственной площади Лангбарда успели возвести лишь здание Центрального комитета Компартии Украины - сегодня там располагается МИД. Да еще снесли под будущие строения Михайловский собор. Дальше дело не пошло, потому что коллеги в пух и прах разгромили идеи заезжего архитектора.
Свою ложку дегтя добавил даже известный украинский кинорежиссер Александр Довженко. "Ошибка допущена в самом проекте, - заявлял тогда он. - В нем чувствуется, прежде всего, неглубокое изучение местности".
Единственным относительно целостным ансамблем в сталинском стиле стал Крещатик, отстроенный на месте разрушенных во время немецкой оккупации зданий
Единственным относительно целостным ансамблем в сталинском стиле стал Крещатик, отстроенный на месте разрушенных во время немецкой оккупации зданий.
Весь размах, изящество и устремленность ввысь советского ар-деко, как охарактеризовал этот стиль Ерофалов-Пилипчак, остались лишь на чертежах и эскизах
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от12 августа 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.