Edmonton Journal: Газ усиливает политические распри в Украине
Бывшего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко судят в Киеве за газовое соглашение с Россией двухлетней давности, которое якобы было невыгодно стране, - пишет Дэвид Марплс в канадской газете Edmonton Journal.
На прошлой неделе ее посадили в тюрьму за вызывающее поведение в зале суда, поскольку она отказалась встать при появлении судьи и словесно оскорбила нескольких свидетелей, в том числе, действующего премьер-министра Николая Азарова, сделав это по причине того, что они говорили по-русски.
Мировое общественное мнение осудило администрацию президента Виктора Януковича за этот процесс, который выглядит политически мотивированным. Один аналитик отметил в своем комментарии, что украинское правительство "перешло Рубикон", сползая от демократии к самовластию.
Но проблемы эти намного сложнее, чем кажутся.
На первый взгляд, обвинения надуманные. Тимошенко вела переговоры и заключала сделку как глава украинского правительства. Более того, переговоры и соглашение с Россией покончили с той тупиковой ситуацией, из-за которой Москва на протяжении нескольких лет отключала подачу газа нескольким европейским странам в разгар зимних холодов. И тем не менее, предыстория и подоплека этих событий намного сложнее.
Здесь налицо несколько проблем: условия продажи газа, цены на газ, характер отношений между Россией и Украиной, а также жесткое личное соперничество между президентом страны и лидером оппозиции.
Здесь налицо несколько проблем: условия продажи газа, цены на газ, характер отношений между Россией и Украиной, а также жесткое личное соперничество между президентом страны и лидером оппозиции.
Суть переговоров 2008-2009 годов между российским Газпромом и украинским Нафтогазом сводилась к тому, чтобы устранить посредника в лице Дмитрия Фирташа, который через свою компанию РосУкрЭнерго накопил целое состояние, получив при бывшем президенте Викторе Ющенко право покупать газ у России и перепродавать его в Украине. Тимошенко вполне обоснованно считала такого посредника лишним и даже опасным.
В начале 2009 года украинская делегация по требованию Ющенко покинула переговоры. Однако затем Тимошенко возглавила персональную делегацию, и 19 января контракт был подписан. Но когда она потеряла свой пост премьер-министра, Фирташа вновь восстановили в правах. Как это ни парадоксально, произошло такое событие при новом президенте и бывшем сопернике Ющенко с 2004 года Викторе Януковиче.
Когда она потеряла свой пост премьер-министра, Фирташа вновь восстановили в правах. Как это ни парадоксально, произошло такое событие при новом президенте и бывшем сопернике Ющенко с 2004 года Викторе Януковиче.
В рамках соглашения от 19 января Россия и Украина установили фиксированную цену на газ до 2020 года в размере 450 долларов за тысячу кубометров. В то время эта цена казалась справедливой и точной. Сегодня она кажется завышенной и грабительской. Она, например, гораздо выше той цены, по которой Россия продает газ другим странам Европы.
В апреле 2010 года Янукович встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым, чтобы обсудить это соглашение. В измененном варианте поставки газа увязывались с продлением аренды для российского Черноморского флота в Севастополе. Цены на газ уменьшили, и они стали ниже мировых, однако Россия настойчиво требует продолжить переговоры на эту тему.
В этом кроется другой вопрос, а именно, взаимоотношения между Россией и Украиной. Януковича часто обвиняют в том, что он распродает украинские интересы России. На самом деле, он изо всех сил цепляется за Нафтогаз, в то время как русские постоянно требуют слияния этой компании с Газпромом. Русские часто приводят сделку с Тимошенко в качестве отправной точки для новых дискуссий.
Януковича часто обвиняют в том, что он распродает украинские интересы России. На самом деле, он изо всех сил цепляется за Нафтогаз, в то время как русские постоянно требуют слияния этой компании с Газпромом.
В конце июля Россия отменила планы Медведева принять участие в военно-морском параде в Севастополе, так как украинское правительство отвергло ее очередное предложение о слиянии двух компаний. Но с тех пор Россия пошла другим путем, требуя заново рассмотреть вопрос о российско-украинской границе.
Хотя бывший президент России Борис Ельцин, казалось бы, дал гарантии нерушимости российско-украинской границы, ни Медведев, ни российский премьер-министр Владимир Путин не воспринимают это как окончательное решение. Камнем преткновения стала граница в районе Керчи и на Азовском море, которое Россия хочет объявить "открытым".
Дипломатические маневры особой изощренностью не отличаются: если Украина сядет за стол переговоров, чтобы обсудить слияние Нафтогаза и Газпрома – что в действительности станет поглощением украинской компании российским монополистом – то вопрос о границе будет тихо забыт. А поскольку нынешнее российское руководство имеет склонность пересматривать границы (после войны в Грузии трехлетней давности Россия признала независимость самопровозглашенных "республик" Южной Осетии и Абхазии), украинцам приходится действовать крайне осторожно.
Поскольку нынешнее российское руководство имеет склонность пересматривать границы (после войны в Грузии трехлетней давности Россия признала независимость самопровозглашенных "республик" Южной Осетии и Абхазии), украинцам приходится действовать крайне осторожно
Все эти события и действия ничуть не умаляют непривлекательность администрации Януковича. Но несомненно то, что его правительство руководствуется вполне разумным желанием дистанцироваться от дорогостоящей сделки по газу, заключенной в начале 2009 года. Однако оно сталкивается с шумным и хорошо организованным шоу со стороны полной энтузиазма Тимошенко, которая перед арестом нашла время, чтобы изложить свою позицию в видеозаписи на YouTube. Будучи проницательным политиком, она воспользовалась возникшей возможностью, дабы предстать в роли великомученицы, пострадавшей за украинскую демократию. Тем самым она восстановила свое политическое будущее, которое, как казалось, уже угасло.
Она заслужила этот шанс, а Украина лишь выиграет от усиления оппозиции. С другой стороны, внешняя опасность в равной степени очевидна, и она будет только усиливаться, если ЕС выступит против Украины, как он поступил недавно с Белоруссией.
Будучи проницательным политиком, она воспользовалась возникшей возможностью, дабы предстать в роли великомученицы, пострадавшей за украинскую демократию. Тем самым она восстановила свое политическое будущее, которое, как казалось, уже угасло.
Пока украинское правительство отказывает брать на себя обязательства по вступлению в российский Таможенный союз (известный как Единое экономическое пространство). Но давление усиливается. Осенью пройдет заседание российско-украинской межгосударственной комиссии. Во время недавней встречи с Януковичем Медведев сделал следующее заявление: "Если не возражаете, мы поговорим о развитии интеграционных процессов, которые идут с участием Российской Федерации, и о возможном присоединении к этим процессам Украины, если Украина посчитает это для себя целесообразным".
В таких обстоятельствах неразумность попыток устранить со сцены Тимошенко и ликвидировать ее газовое соглашение вполне понятна, хотя и непростительна.
Профессор истории Дэвид Марплс возглавляет Программу им. Стасюков по изучению современной Украины в Канадском институте украинских исследований при Университете Альберты.
Оригинал публикации: Gas fuels Ukraine's political strife
Перевод ИноСМИ
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.