Корреспондент: Кулаки власти. Зачем власть вкладывает миллиарды в силовые структуры
Власть вкладывает миллиарды в силовые структуры - свою главную опору. Невиданную щедрость обозреватели связывают с нарастанием протестных настроений в обществе, пишет Ирина Соломко в №34 журнала Корреспондент от 2 сентября 2011 года.
Бойцы Беркута в полной боевой амуниции в последнее время стали неотъемлемой частью центральных улиц столицы. Причем экипированы они так, как будто собрались давать отпор вооруженным и агрессивным повстанцам в одной из бушующих арабских стран, а не охранять порядок среди мирных и безоружных соотечественников.
Их руки и ноги закрыты специальными щитками, способными выдержать, согласно инструкции, удары в 500 ньютонов - если перевести этот натиск в килограммы, то щитки не погнутся, даже если на них упадет полцентнера.
За последний год власть серьезно озаботилась обмундированием милиции. К примеру, недавно Министерство внутренних дел закупило 657 пар наручников, 9358 бронежилетов, 3754 единицы защитного снаряжения (пуленепробиваемые щиты, щитки для защиты рук и ног), 336 пистолетов, пулеметов и винтовок.
Эксперты связывают милицейские покупки с подготовкой к предполагаемым массовым недовольствам, а вовсе не с усилением борьбы с криминалом. Причем, по мнению Евгения Захарова, председателя правления Украинской Хельсинкской группы, экипировка, в которой Беркут выходит на акции протеста, демонстрирует, что власть боится митингующих.
Эксперты связывают милицейские покупки с подготовкой к предполагаемым массовым недовольствам, а вовсе не с усилением борьбы с криминалом
"Очевидно, что после оранжевой революции Виктор Янукович боится протестов и старается обезопасить себя от них", - уверен и Александр Шевченко, правозащитник и член Всеукраинского общества украинских заключенных и репрессированных. Он отмечает, что за последний год власть значительно усилила подготовку милиции к акциям протеста.
Об увеличении финансирования силовиков говорят и статьи госбюджета. В 2011 году, в сравнении с 2010-м, бюджет Генпрокуратуры увеличился почти вдвое - с 1,2 млрд грн. до 2,2 млрд грн. Финансирование СБУ выросло больше чем на 0,5 млрд грн.: с 2,3 млрд до 2,9 млрд, а МВД - на 1,5 млрд: с 9,6 млрд до 11,1 млрд.
"Силовые структуры становятся единственной опорой режима. Но она очень ненадежная, долго на штыках не высидишь", - уверен политолог Вадим Карасев.
Дубинка против руки
5 августа автозак, в который после ареста поместили экс-премьера Юлию Тимошенко, покинул Печерский суд лишь после того, как площадку перед судом заполнили около полутысячи сотрудников спецподразделений милиции. По Крещатику автомобиль шел в окружении тройного кольца Беркута - бойцы последнего в полном боевом снаряжении защищались от негодующей толпы пуленепробиваемыми щитами, касками и щитками.
Четыре дня спустя МВД совершило очередную закупку амуниции для своих бойцов - были приобретены 28 пуленепробиваемых щитов (стоимостью 10,5 тыс. грн. каждый) и несколько тысяч щитков для защиты рук и ног. Из госбюджета на это было выделено 2,53 млн грн. Еще 22,6 млн грн. за несколько недель до задержания Тимошенко пошли на покупку почти 10 тыс. бронежилетов. Почти 6,36 млн грн. МВД потратило на покупку оружия и наручников.
Также ведомство Анатолия Могилева значительно расширило свой парк спецавтомобилей для транспортировки заключенных. С тех пор как он возглавил МВД, было закуплено 555 автозаков, которые обошлись бюджету в 110 млн грн. Всего же на амуницию и машины министерство потратило 193,8 млн грн.
По данным Шевченко, руководство милицейского ведомства активизировало и силовую подготовку Беркута. "На тренировочных участках идет подготовка к различным уличным заварушкам, причем официально все это проводится как подготовка к Евро-2012", - утверждает эксперт.
Впрочем, пресс-служба МВД эту информацию опровергает: программа тренировок определяется украинским законодательством, и никаких изменений в нем не было. Также в пресс-службе ведомства подчеркнули, что начальные навыки относительно действий во время массовых нарушений общественного порядка сотрудники милиции получают еще в вузах, затем совершенствуют их на занятиях по служебной подготовке, а также на специальных тактических тренировках. В МВД подчеркивают, что за последний год количество личного состава спецподразделений не увеличивалось.
Активизации силовой подготовки бойцов Беркута не видит и Константин Стогний, полковник милиции в отставке и бывший советник Могилева. По его словам, Беркут как подразделение, которое отвечает за общественный порядок, тренируется постоянно.
А закупку новой амуниции Стогний объясняет просто: у милиции долгое время было хроническое недофинансирование, сотрудникам много лет не выдавали новую форму, и сейчас идет нормальный процесс обеспечения милиционеров самым необходимым.
Закупленная экипировка отвечает требованиям, которые предъявляет ЕС к правоохранителям во время беспорядков и демонстраций, дает свою оценку Олег Мартыненко, полковник в отставке и глава правления Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. "Тут забота государства о милиции на пять баллов, чего не скажешь о населении, - говорит он. - Ведь если наш милиционер стоит даже в очень хороших доспехах, он все равно с дубинкой и щитом. И в любом случае при контакте будет его дубинка против руки обычного гражданина".
Мартыненко отлично известны методики, которые использует европейская полиция в случае беспорядков. И он утверждает, что они существенно отличаются от отечественных. К примеру, в Европе полиция, прежде чем допустить первый контакт с протестующими или хулиганами, "всячески изматывает их" - обливает водой или разливает специальную скользкую пену под названием "банановая кожура". Из-за таких нетравматических препятствий непосредственно до полицейских кордонов доходят немногие. В результате гражданин облит и испачкан, но не покалечен. "А в Украине все наоборот", - добавляет эксперт.
Заградительный барьер
Правозащитники, опрошенные Корреспондентом, анализируя действия власти и милиции, в один голос заявляют: то, что сейчас происходит на улицах, делается для устрашения населения.
Правозащитники, опрошенные Корреспондентом, анализируя действия власти и милиции, в один голос заявляют: то, что сейчас происходит на улицах,делается для устрашения населения
К примеру, Мартыненко указывает на автобусы, которые привозят Беркут к Печерскому суду, где слушается дело Тимошенко: они вереницами стоят прямо на улице, в то время как их можно было бы припарковать в более удобных местах. Таким образом они оказывают психологическое давление как на участников акций протеста, так и на обычных прохожих. Такое же влияние оказывают и сотни вооруженных беркутовцев на улицах.
В Европе же полиция зачастую стоит спиной к демонстрантам и лицом к прохожим - так стражи порядка показывают, что доверяют митингующим. Полиция также не вмешивается в акции протеста, а только присутствует. Что-либо полицейские предпринимают, только если участники акции переходят к противоправным действиям.
Стас Речинский, редактор сайта ОРД, специализирующегося на криминальной тематике, а также расследованиях о злоупотреблениях в правоохранительных органах и имеющего широкие контакты как в МВД, так и в СБУ, говорит, что, по его информации, внутри МВД сейчас идет усиление силового и экономического блока и в то же время убираются аналитические подразделения. То есть бороться с преступностью скоро будет некому, замечает Речинский.
"Власть превращает милицию во внутренние полицейские структуры, - утверждает он. - Будет меньше мозгов, но больше мускулов. Но ведь милиция должна еще и преступления раскрывать, а на это денег и сил идет меньше".
Иначе, то есть с другой стороны, смотрит на изменения бывший замглавы МВД, а ныне - народный депутат Геннадий Москаль: его беспокоит не столько закупленная боевая амуниция милиции, сколько ее руководство, в том числе министр Могилев. "Для власти он просто находка: если ему дадут команду стрелять [в демонстрантов], он ее выполнит", - характеризует Москаль Могилева.
В доказательство своих слов он напоминает, как в бытность Могилева начальником крымской милиции в ноябре 2007-го тот бросил против 50 крымских татар, которые защищали свои киоски на плато Ай-Петри, около тысячи сотрудников Беркута, вооруженных газом и дубинками.
Внутри МВД сейчас идет усиление силового и экономического блока и в то же время убираются аналитические подразделения. То есть бороться с преступностью скоро будет некому, отмечает Речинский
"Основная задача милиции согласно закону - не подавить людей, а предотвратить конфликт, прежде всего, путем общения и переговоров", - уверен Москаль. По его словам, о том, что власть настроена на противостояние, говорит и тот факт, что милиция не проводит разъяснительную работу с протестующими.
"Милиция всегда цербер, который защищает власть, независимо от того, кто у власти", - высказывает противоположную точку зрения правозащитник Эдуард Багиров. Он считает, что ведомство обеспечивает общественный порядок и предпринимает все меры, чтобы на улицах было безопасно.
Строить полицейское государство
В то же время боевой настрой милицейского начальства абсолютно не совпадает с настроением рядового состава, обобщает Речинский - по роду деятельности он постоянно общается с бойцами и сотрудниками министерства.
Во-первых, рядовые милиционеры, как и многие соотечественники, недовольны действиями властей: к примеру, особое возмущение у них вызывает пенсионная реформа. Согласно новациям, силовикам теперь придется дольше служить - один из главных плюсов службы в спецподразделениях, когда год службы идет за полтора, а с 12-летним стажем можно выйти на пенсию, в новом законе отсутствует. Во-вторых, в Киев, как правило, привозят бойцов Беркута из разных регионов, и живут они в столице не в лучших условиях.
"Они стоят полуголодные и вечно обруганные, никакой денежной компенсации за это они не получают", - добавляет Речинский. Да и зарплата у бойцов Беркута, по данным МВД, невелика - около 2500 грн.
Именно поэтому эксперты опасаются, что МВД, которое и сегодня испытывает трудности с качеством кадров, даст еще больший крен. Что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему снижению уровня работы милиции.
Легкоуправляемая и малодумающая милиция власть вполне устраивает, утверждает Карасев. Рейтинг Президента и Партии регионов падает, кроме как на штыки, власти и опираться не на кого, добавляет он. "Поэтому будут укреплять и строить полицейское государство", - говорит Карасев.
Москаль, в свою очередь, призывает власть пересмотреть тактику и начать вести диалог с людьми, давать им возможность с помощью акций протеста выпускать пар - ведь запреты митингов еще больше накаляют обстановку.
"Власть должна считаться со всеми. И если она рассчитывает только на дубинки, газ и новую спецтехнику, то у нее очень плохие перспективы", - предупреждает парламентарий.
Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 2сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.