Корреспондент: Приехали. Украина - на пороге 50%-го подорожания импортных автомобилей
Украина на пороге 50%-го подорожания импортных автомобилей. Жесткая инициатива правительства приводит в восторг лишь отечественный автопром - импортеры предрекают снижение продаж и криминализацию рынка, пишет Максим Бироваш в №34 журнала Корреспондент от 2 сентября 2011 года.
Две новости: одна - сладкая, другая - кислая. Новость первая: в 2011 году резко возросли автопродажи. В сравнении с аналогичным периодом 2010 года рост составил 38%. Вторая новость: в значительной степени бум продаж обеспечен страхом, вызванным четырехкратным увеличением таможенной пошлины на импорт автомобилей. Что в переводе на язык потребителя означает - в ближайшем будущем возрастут цены на популярные иномарки.
Первыми от нововведений, считают в Союзе автомобилистов Украины (САУ), пострадают украинские потребители. Чтобы приобрести машину, придется заплатить чуть ли не в полтора раза больше, чем сейчас.
"В результате нам всем вместо автомобилей заграничного производства вменяется покупать украинские, которые на практике зачастую как ведра с гайками, которые разваливаются на следующий день", - резюмирует Владимир Краснопивцев, член правления САУ.
Только без паники, говорят владельцы крупных автозаводов Украины. Пошлина необходима, чтобы защитить отечественного производителя, дать ему возможность вздохнуть полной грудью. На введении пошлин на импорт настаивают Запорожский автомобилестроительный завод, компания Еврокар и Кременчугский автосборочный завод, входящие в отраслевое объединение украинских автопроизводителей Укравтопром.
В результате нам всем вместо автомобилей заграничного производства вменяется покупать украинские
Со слов исполнительного директора организации Ефима Хазана, введение пошлин позволит увеличить продажи украинской продукции на внутреннем рынке и заставит автомобильных гигантов открывать на территории страны собственное производство. "Необходимо, чтобы к нам заходили на рынок транснациональные корпорации и производили у нас автомобили, а не импортировали их сюда", - говорит Хазан.
Автоимпортеры с калькулятором в руках отправились в Кабинет министров, чтобы на языке цифр доказать правительству: повышение импортной пошлины отечественный автопром не спасет, а вот внутренний рынок обвалит. "Если пошлины будут введены, то мы наступим на грабли 2009 года, когда из-за введенных таможенных пошлин автоимпорт остановился вообще, а бюджет понес колоссальные потери", - предупреждает Олег Назаренко, председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД).
Опасный поворот
По словам импортеров, в действие вводится опробованное оружие - специальные импортные пошлины 33,4% вместо функционирующих сейчас 10% на ввоз самых популярных моделей иномарок с объемом двигателя от 1 до 1,5 л и 47% на автомобили с двигателем от 1,5 до 2,2 л.
Импортеры попросили у правительства тайм-аут до начала сентября, чтобы с цифрами в руках доказать бестолковость повышения импортной пошлины.
По словам Назаренко, два года назад в Украине уже пытались ввести аналогичные пошлины. Тогда, после ввода 13%-й пошлины на иномарки, их импорт практически остановился, а потери бюджета, по данным Гостаможни, за первые месяцы действия пошлин достигли 0,5 млрд грн.
Теперь же, если пошлины будут увеличены до тех размеров, о каких говорят отечественные автопроизводители, изменятся не только цены, но и сама структура рынка, уверена Алена Цитович, маркетинг менеджер автомобильной группы ВИПОС. "Фактически каждый из операторов будет вынужден менять планы и останавливать импорт", - говорит она.
Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом Нико, официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, еще более категоричен: он отмечает, что в случае принятия высоких заградительных пошлин вместо нынешнего 30%-го роста импортные поставки обвалятся на 40%.
Все это обывательские разговорчики, убеждены автопроизводители. Тариэл Васадзе, владелец корпорации УкрАВТО, рассказывает Корреспонденту, что заградительные пошлины необходимы отечественному автопрому как главное условие для выживания. Конкурировать с транснациональными компаниями ему крайне хлопотно. В первую очередь - из-за разницы в классе. И ее никогда и не сократить, если оставить внутренний рынок беззащитным, уверены Васадзе и его единомышленники. Во-вторых, зарубежный автопром живет в совсем иных финансовых реалиях: дешевые займы, огромные рынки сбыта, высокая покупательная способность, плюс к этому государственный протекционизм.
Государство должно мотивировать производить, а не импортировать продукцию
Действительно, в Европе поддержка национального автопроизводителя - одна из приоритетных задач государства. Так, в Германии каждый покупатель нового транспортного средства местного производства при утилизации старого может рассчитывать на премию в 2,5 тыс. евро. В Польше правительство готово возместить НДС покупателям новых машин, если автомобиль приобретен на территории страны.
Во Франции аналогичные госвыплаты за покупку достигают 1 тыс. евро. Кроме того, автомобилестроительной отрасли предоставлена финансовая помощь в размере 6 млрд евро, из которых 1 млрд предназначен для подразделений Renault и Peugeot Citroen, занимающихся кредитованием покупателей, при условии что концерны не будут закрывать производства на территории Франции.
А, к примеру, в соседней России ВАЗ получил госпомощь в размере $ 284 млн, к тому же каждому россиянину - покупателю нового автомобиля на территории РФ при условии утилизации старого казна возвращает $ 2,5 тыс.
В то же время, добавляет Васадзе, Россия проводит жесткую таможенную политику, где действует высокая заградительная автопошлина.
"Вам, например, как владельцу марки BMW говорят: пожалуйста, импортируйте, но платите 54%-й налог или стройте завод объемом производства 200 тыс. автомобилей в год, делайте локализацию, производите комплектующие, создавайте рабочие места, торгуйте без пошлины", - описывает идеальные взаимоотношения импортера и государства Васадзе. В результате в РФ сегодня работает 22 завода под брендами мировых автомобильных гигантов. Из десяти самых продаваемых марок девять производятся внутри страны, приводит последний аргумент глава УкрАВТО.
Вот к такому результату и стремятся союзники запорожского мультимиллионера. Среди них Олег Боярин, председатель правления компании Атолл Холдинг, куда входит и компания Еврокар. По его мнению, любое производство, расположенное на территории Украины, является национальным производством. "Например, в Словакии, где производятся машины Volkswagen и Renault, и там они считаются частью национальной экономики. Почему же у нас они не могут быть такими?" - говорит бизнесмен.
По словам Боярина, во многих странах открытие национального производства той или иной марки автомобиля считается условием доступа на рынок. "Государство должно мотивировать производить, а не импортировать продукцию, - уверен он. - А в украинской экономике ситуация сложилась наоборот: практически все продукты, которые Украина может производить у себя, она сейчас импортирует".
Правда, в этой железобетонной логике есть огромная дыра, размером с Россию. Между Киевом и Москвой действует соглашение о беспошлинной автоторговле. 22 российских завода, где собираются французские, японские, немецкие и другие малолитражки, с легкостью покрывают потребности украинского рынка. Таким образом, утверждают импортеры, мотивации строить в Украине свои предприятия как не было, так и не будет. Или же придется разрывать прежние договоренности с Кремлем о беспошлинной торговле автомобилями. Что в нынешних политических реалиях - фантастика.
"Как только заработает схема с высокой пошлиной, украинские потребители переключатся на российские автомобильные производства: АВТОВАЗ, Hyundai Accent, Renault Logan, Sandero Stepway, Volkswagen Polo - тем самым поддержат российский автопром", - прогнозирует Цитович.
Бизнес с колес
Импортеры уверены, что за прекрасными словами о возрождении национального автопрома стоит трезвый бизнес-расчет. По мнению Назаренко, это очевидно, так как в числе инициаторов введения импортных пошлин кроме Запорожского автозавода выступают сборщики иномарок - Кременчугский автосборочный завод (Geely, SsangYong, ВАЗ, ГАЗ, Chevrolet Niva) и компания Еврокар (Skoda).
"Фактически о пошлинах на импорт просят компании, которые национальным производителем автомобилей можно назвать только по месту их деятельности, но не по правилам ВТО, ведь ту же Skoda в Украине только лишь собирают из импортных машинокомплектов", - отмечает глава ВААИД.
Эксперты подсчитали, что после ввода спецпошлин вместе с НДС и акцизом цена импортного автомобиля вырастает на 56%. В то же время активизируются продажи машин украинской сборки, и на них можно будет спокойно поднять цены - они все равно будут дешевле любой иномарки, утверждает Назаренко.
Любая из стран-автопроизводителей получит право ввести пошлину на товары из Украины
Если с иномарки средней стоимостью 20 тыс. евро сейчас взимается пошлина 10% - около 2 тыс. евро с единицы, - то за импорт машинокомплектов, которые для сборки в Украину ввозят производители, платится лишь фиксированная пошлина в 100 евро. "Это просто возможность заработать для самих инициаторов пошлин, которые при этом не представляют национальный автопром", - уверен Назаренко.
По его словам, до вступления Украины во Всемирную торговую организацию (в 2008 году) импортная пошлина достигала 35%, поэтому в стране активно использовались контрабандные схемы. "Как только стало невыгодно возить машины официально, сразу поехали иномарки через Одессу без колес, со снятыми креслами, как некомплект", - говорит Назаренко.
Автоимпортер предполагает, что после повышения пошлины в страну вновь начнут завозить недоукомплектованные машины, прикручивать к ним колеса на СТО и в качестве отечественной продукции беспошлинно продавать по сногсшибательной цене.
На такой схеме казна потеряет несколько миллиардов гривен недополученных налогов. А заключительным аккордом подобной таможенной политики может стать реакция Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой является Украина, уверена Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации. "ВТО скорее всего заявит протест, как и в 2009 году", - отмечает Деревянко.
По словам Назаренко, реакция ВТО может быть еще жестче, чем два года назад. Вплоть до введения ответных таможенных мер. "Любая из стран-автопроизводителей получит право ввести пошлину на товары из Украины, чтобы выдержать товарный баланс и защитить свой бизнес, - говорит глава ВААИД. - Мы же должны прекрасно понимать, что такое Volkswagen в Германии или GM в США. У таких компаний очень сильное лобби, фактически это как Газпром в России".
***
Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 2сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.