Корреспондент: Дон кино. Кинематограф Испании переживает небывалый подъем
В киномире констатируют - кинематограф Испании переживает небывалый подъем. Тезис подтверждают десятки новых фильмов и почти все ленты главного испанского режиссера-звезды Педро Альмодовара, - пишет Ирина Илюшина в №35 журнала Корреспондент от 9 сентября 2011 года.
Древний испанский город Толедо с его более чем двухтысячелетнией историей, узкими мощеными улицами и средневековой атмосферой стал отличной декорацией для триллера Кожа, в которой я живу - нового фильма гранда европейского кино Педро Альмодовара.
Именно в Толедо знаменитый режиссер поселил главного героя ленты, гениального пластического хирурга Роберта Ледгарда, и наделил его мужественной и обаятельной внешностью одного из главных мачо мирового кинематографа - Антонио Бандераса.
В своем старинном особняке герой Бандераса оборудовал лабораторию, где проводит опыты по изменению свойств человеческой кожи, а в подвале держит "подопытную мышь". Только для проверки результатов экспериментов доктору служит не животное, а девушка по имени Вера, одержимая своим тюремщиком.
Фрики всех мастей, гении и злодеи, геи, трансвеститы, истеричные женщины - главного дона испанского кино всегда интересовали небанальные характеры и неожиданные повороты сюжета.
Он, в свою очередь, тоже одержим, хотя и другими вещами. Как практически все герои Альмодовара - в его фильмографии не найти тривиальных историй с обыкновенными персонажами. Фрики всех мастей, гении и злодеи, геи, трансвеститы, истеричные женщины - главного дона испанского кино всегда интересовали небанальные характеры и неожиданные повороты сюжета.
В мае нынешнего года Коже рукоплескала требовательная публика Канна - фильм получил приз Молодежного жюри кинофестиваля. Критики также приняли его с восторгом, подчеркивая, что режиссер как никогда удачно выстроил мост между массовым кино и своим любимым артхаусом.
"Кожа, в которой я живу отличается от других работ Альмодовара. Это нечто новое - упражнение в жанре ужасов, но невероятно изысканное, элегантное и благородное. И в то же время это безошибочно альмодоварский фильм, его узнаваемый почерк", - рассуждает Джонатан Ромни, обозреватель популярного британского издания The Independent.
Кожа,в которой я живу отличается от других работ Альмодовара. Это нечто новое - упражнение в жанре ужасов, но невероятно изысканное, элегантное и благородное
Скоро оценить новинку сможет широкая публика - фильм выходит в прокат. В отечественных кинотеатрах он стартует 29 сентября.
Кожа - третья громкая испанская премьера только за этот год. Первой был фильм Бьютифул Алехандро Гонсалеса Иньярриту, за который Хавьер Бардем, исполнитель главной роли, получил приз Каннского кинофестиваля - 2010 в категории Лучший актер. А второй - лента Даниэля Санчеса Аревало, автора культового фильма ТемноСинийПочтиЧерный. На этот раз надежда испанского кино снял комедию с философским подтекстом Толстяки.
Это количество, переходящее в качество: кинематограф Иберийского полуострова действительно на подъеме - редкий крупный кинофестиваль обходится без призов испанским фильмам. А звезды уровня Пенелопы Крус и Хавьера Бардема по популярности и гонорарам соревнуются со знаковыми актерами Голливуда.
Это количество, переходящее в качество: кинематограф Иберийского полуострова действительно на подъеме - редкий крупный кинофестиваль обходится без призов испанским фильмам.
"Испанский кинематограф переживает сейчас свой лучший период", - не без зависти к нынешнему поколению признает 82-летний бывший директор Испанской киноакадемии, режиссер и актер Хосе Луис Борау.
Ему есть с чем сравнивать - сам он застал несколько периодов. И сейчас с радостью наблюдает, как знаменитостей мирового масштаба вроде Альмодовара, Алехандро Аменабара или актеров Бардема, Бандераса и Крус теснит молодая смена.
Сладкая парочка
Альмодовар - это второй Луи Бунюэль, именно благодаря ему испанское кино знают во всем мире, уверен кинокритик из США Филипп Уильямс. "Альмодовар представляет самое лучшее, энергичное и бунтарское, что есть в испанском кино", - не скрывает симпатий американец.
Не менее знаменит за океаном и Бандерас - он неоднократно снимался в Голливуде, в том числе с самыми популярными американскими актерами (например, с Анджелиной Джоли в Соблазне), и заработал славу "главного мачо мирового кино".
Сам артист к ней относится без лишнего пафоса: во время одного из популярных американских телешоу он решился на провокационную шутку - сбросил с себя костюм, под которым обнаружилось откровенное красное платье, обтягивающее шикарный накладной бюст.
Альмодовар- это второй Луи Бунюэль, именно благодаря ему испанское кино знают во всем мире
"Возможно, сегодня начало конца моей карьеры, и когда шоу закончится, меня не только депортируют из этой страны, но и не пустят обратно на родину. Но знаете, я устал о того, что меня называют латиноамериканским любовником и мачо. Я совсем не такой", - заявил Бандерас.
Впрочем, подобные хулиганские выходки актер позволяет себе редко, разве что как игру на публику. У него, в отличие от Альмодовара, идеальная репутация. Бандерас - прекрасный семьянин, не единожды вытягивавший свою супругу, американскую актрису Мелани Гриффит, из запоев, и заботливый отец, в том числе для своих приемных детей. А геев, трансвеститов, негодяев и убийц он изображает исключительно на экране.
Кожа - первая совместная работа Альмодовара и Бандераса после долгого перерыва. Последний раз они сотрудничали 21 год назад, в ленте Свяжи меня!. Видно было, что оба рады новой встрече - от избытка чувств режиссер даже подхватил актера на руки во время каннской премьеры под радостный гул публики и вспышки фотокамер. "Он был частью моей семьи в 1980-х, он был мне как младший брат", - расчувствовался Альмодовар.
Видно было, что оба рады новой встрече - от избытка чувств режиссер даже подхватил актера на руки во время каннской премьеры под радостный гул публики и вспышки фотокамер.
Их действительно связывает давняя дружба, и в кино они вошли рука об руку. Свою первую роль в кино актер сыграл в первом полнометражном фильме Альмодовара Лабиринт страстей (1982). Появлялись даже версии о романтических отношениях между ними - Альмодовар не скрывает своей принадлежности к сексуальным меньшинствам. Однако женитьба, развод и вторая женитьба Бандераса разом пресекли эти слухи.
Новую совместную работу "сладкой парочки" в Коже уже захвалили: анализ отзывов влиятельных кинокритиков мира показывает, что количество положительных рецензий превышает 90%.
"Кожа, в которой я живу - мастерский образец рассказывания истории. И хотя Альмодовар подчас выглядит манерным или фривольным, на самом деле он исследует глубочайшие интеллектуальные и эмоциональные вопросы. Как и в этом элегантном и трогательном фильме", - резюмирует восторги своих коллег Филип Френч из The Guardian (Великобритания).
Кожа, в которой я живу - мастерский образец рассказывания истории. И хотя Альмодовар подчас выглядит манерным или фривольным, на самом деле он исследует глубочайшие интеллектуальные и эмоциональные вопросы
Бандерасу досталось не меньше комплиментов - критики считают, что это лучшая или, во всяком случае, наиболее глубокая и психологичная роль из всех, сыгранных им. Также многие отметили, что актер отлично выглядит как для своих лет, и даже заподозрили пластику.
Самого Бандераса такие предположения смешат, к тому же ему это не нужно - образ героя-любовника, по его словам, для него уже отыгран. "Нельзя изображать знойного латинского мачо в 60 лет", - уверен актер. Учитывая количество фанаток, пишущих ему любовные послания, ясно, что 51-летний красавец испанец немного кокетничает.
Режиссер, в отличие от актера, от комплиментов не отмахивается "В последнее время я наблюдаю в кино тенденцию к сиюминутному развлечению, которое не оседает в душе. Но этот фильм останется с вами", - обещает Альмодовар с присущей ему нескромностью.
Испания на марше
В 2002-м один из главных гуру мирового кино, режиссер Вуди Аллен, заявил, что самым выдающимся фильмом года, в том числе в США, стал Поговори с ней Альмодовара. И высказал надежду, что эта тенденция продолжится.
Как в воду глядел - за эти годы Испания открыла немало новых имен как среди режиссеров, так и среди актеров, активно развивая также международное сотрудничество. Тот же Аллен успел отметиться в формате копродукции - лентой Вики Кристина Барселона.
В мире кино единодушны: последние десять лет страна явно на подъеме, ее режиссеры и актеры получают номинации и призы международных фестивалей, а фильмы, даже артхаусные, - кассу и признание публики.
Последние десять лет страна явно на подъеме, ее режиссеры и актеры получают номинации и призы международных фестивалей, а фильмы, даже артхаусные,- кассу и признание публики
Развитие индустрии потребовало собственных лавров, и в 1987 году была основана национальная премия Гойя - испанский ответ Оскару. В стране проходят пять кинофестивалей, самый известный из которых - в Сан-Себастьяне - вошел в пятерку лучших мировых кинофорумов.
Правительство поддерживает своего кинопроизводителя: в частности, деньги поступают от главных телеканалов, которые обязаны финансировать кинопроекты. В результате 10-20% испанского бокс-офиса приходится на собственные фильмы - такие же показатели у самых кинематографических стран мира.
Причем производство растет, несмотря на кризис: так, в 2002 году только полнометражных лент было выпущено 137, а в 2009-м - 186. И как обычно в таком случае, растут не только количественные показатели.
В прошлом году сразу два испанских фильма отметились на двух престижных кинофорумах: Серебряный лев за лучшую режиссуру и награда за лучший сценарий Венецианского фестиваля достались Алексу де ла Иглесиа и его Печальной балладе для трубы.
10-20% испанского бокс-офиса приходится на собственные фильмы - такие же показатели у самых кинематографических стран мира.
А Бьютифул (совместное производство Испании и Мексики) кроме приза Каннского кинофестиваля получил номинации на премии Оскар, BAFTA и Золотой глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке.
Кинокритики отмечают: кино этой страны переживает второе рождение, и если раньше флаг испанского кинематографа держал любимец Канна Альмодовар, то в последнее время появилось сразу несколько неплохих режиссеров.
Причем и начинающие деятели кино завоевывают фестивальные награды. Так, фильм Волны - полнометражный дебют 35-летнего испанского режиссера Альберто Мораиса - увез главные призы Московского международного кинофестиваля (ММКФ) в июне 2011 года: За лучший фильм, Лучшему актеру и диплом Гильдии кинокритиков ФИПРЕССИ.
Если раньше флаг испанского кинематографа держал любимец Канна Альмодовар, то в последнее время появилось сразу несколько неплохих режиссеров
"Решение жюри ММКФ было правильным и справедливым",- поддерживает дебютанта известный российский киновед Кирилл Разлогов. Критик уверен, что триумф начинающего режиссера вполне заслужен, а Волны называет одной из самых сильных картин фестиваля.
Сами же испанцы обещают, что следующий фильм, который прогремит на весь мир, будет испанским. "Ведь, помимо недавно участвовавших в кинофорумах картин Бьютифул, Агора, Лабиринт Фавна, Одиночество Хайме Росалеса, в Испании еще немало достойных внимания лент", - горд за свою родину Диего Галан, кинокритик и историк кино.
Испанские страсти
За последние десять лет фильмы производства Испании собрали щедрый урожай фестивальных наград и немалую кассу
Другие (2001)
Режиссер: Алехандро Аменабар
Производство: Испания, Франция, Италия, США
Основные премии: восемь премий Гойя (в том числе Лучший фильм, Лучшая режиссура, Лучший сценарий), премия Сатурн в категориях Лучшая женская роль (Николь Кидман) и Лучший фильм ужасов. Номинации на Золотой глобус (Лучшая женская роль), BAFTA (Лучшая женская роль и Лучший сценарий) и Золотого льва Венецианского кинофестиваля
Бюджет, $ млн: 17
Кассовые сборы, $ млн: 210
Из старинного поместья на острове Джерси внезапно пропадают слуги, а новые появляются подозрительно быстро. Хозяйка живет без мужа и воспитывает двоих детей, страдающих аллергией на свет. Чем дальше, тем загадочнее происходящее в доме, мир живых перемешивается с миром мертвых, а прошлое — с настоящим
Поговори с ней (2002)
Режиссер: Педро Альмодовар
Производство: Испания
Основные премии: Оскар в номинации Лучший сценарий, BAFTA в категориях Лучший фильм на иностранном языке и Лучший сценарий, Золотой глобус в номинации Лучший фильм на иностранном языке, Сезар за лучший фильм. Номинация на Оскар за режиссуру
Бюджет, $ млн: н/д
Кассовые сборы, $ млн: 51
В основе сценария — реальная история о сотруднике морга, при помощи секса вернувшем к жизни уснувшую летаргическим сном девушку. Герои фильма — две пары: балерина в коме и ухаживающий за ней медбрат, женщина-тореадор в аналогичном положении и любящий ее журналист
Море внутри (2004)
Режиссер: Алехандро Аменабар
Производство: Испания, Франция, Италия
Основные премии: Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке, премия Европейской киноакадемии в категориях Лучший актер (Хавьер Бардем) и Лучший режиссер, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за режиссуру, Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, 15 премий Гойя, Золотой глобус и премия Ассоциации кинокритиков в категории Лучший фильм на иностранном языке
Бюджет, $ млн: 14
Кассовые сборы, $ млн: 39
Фильм основан на реальных событиях из жизни испанского моряка и поэта Рамона Сампедро, парализованного в результате несчастного случая и 30 лет боровшегося за право на эвтаназию. Герою помогают подруга, убеждающая его, что все-таки стоит жить, и женщина-адвокат, в которую он влюбляется
Лабиринт Фавна (2006)
Режиссер: Гильермо дель Торо
Производство: Мексика, Испания, США
Основные премии: Оскар за операторскую работу, работу художника-постановщика и грим, номинация на Золотой глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке, премии BAFTA, в том числе за лучший фильм на иностранном языке, 13 номинаций на премию Гойя, премия Сатурн в категории Лучший фильм на иностранном языке
Бюджет, $ млн: 19
Кассовые сборы, $ млн: 83
Вторая часть трилогии о гражданской войне в Испании рассказывает о двенадцатилетней девочке Офелии, в восприятии которой жестокая реальность перемешалась с миром фантазий. Лабиринт Фавна включен в список ста лучших фильмов мирового кинематографа авторитетного журнала о кино Empire
Возвращение (2006)
Режиссер: Педро Альмодовар
Производство: Испания
Основные премии: награды Каннского кинофестиваля в номинациях Лучший сценарий и Лучшая актриса (Пенелопа Крус, Лола Дуэньяс, Кармен Маура, Бланка Портильо, Йоана Кобо и Чус Лампреаве), ФИПРЕССИ в категории Фильм года, пять премий Гойя (лучший фильм, режиссер, актриса первого и второго плана, лучший сценарий)
Бюджет, $ млн: 13
Кассовые сборы, $ млн: 86
По словам режиссера, это история о бабушке, матери, дочери, призраках и танго. Жизнь женщин полна сложных хитросплетений, но свои проблемы они склонны решать, не полагаясь на мужчин. Каннское жюри удостоило всех актрис, снявшихся в фильме, коллективной награды за актерскую работу
Че (2008)
Режиссер: Стивен Содерберг
Производство: Испания, Франция, США
Основные премии: награда Каннского кинофестиваля и премия Гойя в категории Лучшая мужская роль (Бенисио дель Торо)
Бюджет, $ млн: 58
Кассовые сборы, $ млн: 41
Шестичасовой байопик об Эрнесто Че Геваре рассказывает историю кубинской революции. Для проката фильм пришлось разбить на две части и сократить, что не помешало Бенисио дель Торо получить Пальмовую ветвь за исполнение главной роли
Вики Кристина Барселона (2008)
Режиссер: Вуди Аллен
Производство: Испания, США
Основные премии: награды Оскар и BAFTA в категории Лучшая актриса второго плана (Пенелопа Крус), Золотой глобус в категории Лучший фильм (комедия и мюзикл), премия Независимый дух в категориях Лучший сценарий и Лучшая актриса второго плана
Бюджет, $ млн: 15
Кассовые сборы, $ млн: 96
Две американки отправляются в Барселону. Одна — легкомысленная блондинка в поисках себя и приключений, вторая пишет дипломную по архитектуре и помолвлена. Каникулы становятся гораздо интереснее, когда они знакомятся с испанским художником и его нервной и вспыльчивой бывшей женой
Разомкнутые объятия (2009)
Режиссер: Педро Альмодовар
Производство: Испания
Основные премии: номинации на Золотую пальмовую ветвь (Педро Альмодовар), премию Феликс (Лучшая женская роль, Лучший режиссер), премии Золотой глобус и BAFTA в категории Лучший фильм на иностранном языке, четыре номинации на премию Гойя
Бюджет, $ млн: 18
Кассовые сборы, $ млн: 31
Ослепший сценарист Гарри Кейн живет тем, что сочиняет второсортные тексты на заказ. Его тоскливую жизненную рутину нарушает смерть известного магната, наследник которого предлагает Гарри снять автобиографический фильм. В процессе съемок обнаруживается множество семейных тайн
Молоко скорби (2009)
Режиссер: Клаудиа Льоса
Производство: Испания, Перу
Основные премии: Золотой медведь Берлинского кинофестиваля, премия ФИПРЕССИ, номинация на Оскар за лучший фильм на иностранном языке, по два приза Гвадалахарского, Гаванского и Монреальского кинофестивалей
Бюджет, $ млн: н/д
Кассовые сборы, $ млн: н/д
Девушка, рожденная от изнасилованной матери, с ее молоком впитала множество фобий. Мать умирает, на похороны нужны деньги, и героиня отправляется прислуживать в дом пианистки, где проявляет свой вокальный талант. Ее песни становятся главным лекарством от страхов
Бьютифул (2010)
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Производство: Испания, Мексика
Основные премии: приз Каннского кинофестиваля в категории Лучший актер (Хавьер Бардем), номинации на Оскар и BAFTA за лучший фильм на иностранном языке и лучшую мужскую роль, номинация на Золотой глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке
Бюджет, $ млн: н/д
Кассовые сборы, $ млн: 25
Культовый испанский актер Хавьер Бардем сыграл погруженного в криминальную деятельность трущоб Барселоны разведенного отца двоих детей, который узнает о своей неизлечимой болезни и в течение всей картины готовится к смерти, стараясь наилучшим образом уладить земные дела
Данные Box Office Mojo, The Internet Movie Database, информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 9 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь