Корреспондент: Констатация имитации. Что мешает Украине идти в Европу
Западные политики и экономисты рассказали Ирине Соломко в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября, что мешает Украине идти в Европу на деле, а не на словах
История развивается по спирали, но в случае с европейскими устремлениями Украины спираль превратилась в замкнутый круг.
После 20 лет деклараций о намерении стать полноценным членом европейской семьи, лучшее, на что может рассчитывать Украина, - Зона свободной торговли и политической ассоциации с Евросоюзом. Да и то, если Киеву удастся убедить в этом Брюссель на саммите в конце года.
Так почему страна движется в Европу черепашьими темпами и что мешает ей сейчас?
Эти вопрос Корреспондент задал видным западным политикам и экономистам, участникам восьмого ежегодного саммита YES - Ялтинская европейская стратегия, которую проведет 15-18 сентября в Крыму бизнесмен и меценат Виктор Пинчук.
Американцы и европейцы отбросили свойственный им дипломатический этикет и прямо назвали последние препятствия на пути Украины в Европу.
Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона
Любой ученый, который длительное время изучал Украину, до сих пор колеблется между оптимистическим и пессимистическим развитием ситуации. Такое отношение вызвано не только нынешним положением дел, но и не совсем понятными стандартами развития страны.
Для меня как экономиста 1992-1993 годы были на самом деле шокирующими, поскольку Украина не имела ни экономической, ни политической идеологии. Следовательно, страна получила гиперинфляцию в 10.200% в 1993-м и катастрофический обвал экономики. В то же время президент Леонид Кравчук представлял собой некий компромисс между националистической Западной Украиной и номенклатурным чиновничьим аппаратом. Он смог укрепить самоидентификацию граждан как представителей украинской нации и оставил президентское кресло, когда проиграл достаточно честные выборы.
В 2004-м, когда Украина наслаждалась необычайным экономическим ростом (не менее12%), в стране началась поддерживаемая народом оранжевая революция.
Президент Леонид Кучма зацементировал объединение Украины, причем совершенно разными путями, которые не так просто забыть. Он выиграл свои первые выборы, в 1994-м, на востоке и вторые, в 1999-м, - на западе. Его наибольшими достижениями были две волны экономических реформ. В 1994-1995 годах Кучма победил инфляцию и заложил основы разумной рыночной экономики. В 2000-м его правительство привело к всеобъемлющим рыночным отношениям, что, в конце концов, позволило Украине начать экономический рост.
В то же время полностью пренебрегались демократия и соблюдение основных гражданских свобод. В 2004-м, когда Украина наслаждалась необычайным экономическим ростом (не менее 12%), в стране началась поддерживаемая народом оранжевая революция. Большая часть населения защитила свободу и справедливость. Так как ситуация с экономикой была слишком хороша, ничего, кроме справедливости, для них не имело значения. После этого наступили пять лет политического кризиса между тремя основными политиками страны [Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем].
Приверженность к коррупции и репрессиям лишает Украину возможности стать членом европейского сообщества.
В феврале 2010-го в Украине прошли честные и свободные президентские выборы, на которых с небольшим отрывом победил Янукович. Его приход к власти должен был стать временем для создания более эффективной демократической системы, проведения давно забытых экономических реформ и завершения подготовки подписания Договора об ассоциации с ЕС. Никогда еще Украина не имела лучших стартовых позиций.
Но из этого мало что получилось. Новая власть позволила ограниченной группе людей обогащаться за счет остальных. Новый режим начал проводить самые большие репрессии, которые когда-либо были в Украине начиная с 1991-го. Такая приверженность к коррупции и репрессиям лишает Украину возможности стать членом европейского сообщества.
Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции
Ваше государство многого достигло за эти 20 лет, но, тем не менее, Украина остается страной нереализованного потенциала. С ее высокообразованным населением, географическим положением и исключительными условиями роста сельского хозяйства, промышленности и сектора услуг Украина может быть процветающим государством, региональным лидером Восточной Европы. Вместо этого развитие сдерживается ограничениями, которые связаны с прошлым, не в последнюю очередь с наследием Советского Союза. Слабые, но с раздутыми штатами органы власти, устарелое законодательство и разрушающаяся инфраструктура - это только несколько примеров.
Развитие сдерживается ограничениями, которые связаны с прошлым, не в последнюю очередь с наследием Советского Союза.
Давайте будем честными - ваше общество все же должно определиться, какой страной Украина должна стать. Получит ли она пользу от экономики, где доминируют корыстные интересы, связанные с политиками, а состояния построены в основном на традиционных, но все больше неконкурентоспособных отраслях промышленности?
Разве не будет всем лучше, если суды будут на самом деле независимыми, ими не будут пользоваться как инструментом вместе с другими органами власти для сведения счетов и получения политической и экономической выгоды? Все эти вопросы неновы. Они вредили развитию Украины на протяжении 20 лет и остаются ключевыми в будущем.
Уже в ближайшей перспективе Украина должна порвать с прошлым. Но эти действия должны сопровождаться поддержкой и тех, кто имеет преимущества от настоящего, и тех, кто ностальгирует по прошлому.
Проведение серьезных реформ в экономике, задача которых - улучшение бизнес-климата и создание равных и конкурентных условий для всех
Это требует лидерства с четким видением и мировоззрением активного поиска возможной поддержки изменений. Перемены включали бы в себя и согласование ключевых законов - Конституции, закона о выборах и т. п. - путем открытого процесса вместо продавливания их через парламент или же Конституционный суд с минимальным обсуждением. И борьбу с коррупцией на всех уровнях и по всем фронтам, а не только избирательное преследование с очевидным фокусом на политических оппонентах. И отказ от стимулирования корыстных интересов. И проведение серьезных реформ в экономике, задача которых - улучшение бизнес-климата и создание равных и конкурентных условий для всех.
Я также уверен: ответ на ваш вопрос лежит в настоящей европейской интеграции. Украина - часть Европы независимо от того, как вы это обозначаете. Но европейская интеграция не столько доступ к рынкам или даже безвизовый режим. Это принятие ценностей, которые определяют все то, что мы делаем. Это означает уважение воли людей иметь свободные и честные выборы, их прав защищать себя от оскорблений, в том числе и от государства, а также верховенство права через независимую судебную систему. Разделяя такие принципы, вы построите сильное и процветающее общество в Европе. Если Украина хочет стать такой страной, во что я верю, это путь, по которому вам нужно следовать.
Александр Квасьневский, экс-президент Польши
Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел обратить внимание на две вещи. Во-первых, процесс построения демократии, создания государства, где главенствует право, - это длительный и сложный процесс. Он включает в себя не только создание институтов и законов, но и требует изменений в ментальности граждан, создания культуры верховенства права и демократии, которые являются краеугольными камнями существования гражданского общества.
Польша преодолела много препятствий на этом пути, но после всех трудностей ситуация в нашей стране, впрочем, как и в Чехии и Словакии, намного лучше, чем в странах бывшего СССР.
Процесс построения демократии, создания государства, где главенствует право, -это длительный и сложный процесс
Во-вторых, я очень ценю то, чего Украине удалось достичь за 20 лет независимости. Будучи объективным, я не могу не отметить те демократические достижения, которые имели место за эти годы. Это и референдумы, и выборы, и политический плюрализм, и свобода слова, и оранжевая революция. Их можно рассматривать как некую декларацию страны и твердое убеждение ее граждан следовать демократическим принципам. Все это заложило фундамент для создания гражданского общества. Пусть не сейчас, но в будущем это принесет свои плоды.
Возникает вопрос: почему же так много было сделано, а события развиваются не совсем так, как должны были бы? Я вижу несколько причин этому, среди которых - недостаточная децентрализация власти. Слишком много полномочий и рычагов влияния сосредоточены в Киеве, что неэффективно. Большая независимость регионов, а также прямые выборы руководителей на местах, а не назначение их сверху, намного эффективнее.
Слишком много полномочий и рычагов влияния сосредоточены в Киеве, что неэффективно
Помимо этого, слабая реакция и влияние граждан на то, что происходит вокруг них, стимулирует бюрократию и укрепляет коррупцию. Мы видим и зависимость судебной системы, и недоверие к этой ветви власти со стороны общества. Все это требует глубоких и неизбежных реформ. А коррупция! Она просто недопустима. Есть острая необходимость в систематических изменениях, контроле и наказаниях на всех уровнях!
Уязвимость политической жизни и нехватка демократии внутри партий отталкивает людей от политиков и снижает качество принимаемых законов. Это в целом негативно сказывается на управлении страной.
Также хотел отметить недостаточный контроль над действиями власти со стороны СМИ, неправительственных организаций и избирателей.
А коррупция! Она просто недопустима. Есть острая необходимость в систематических изменениях, контроле и наказаниях на всех уровнях!
Изменения не произойдут прямо сейчас, тем не менее выбор Украины - интегрироваться в ЕС - это большой шанс ускорить процесс. Переговоры о подписании Договора об ассоциации с ЕС и "домашняя работа" в виде реформ, внесения изменений в законодательство, а также усиление гражданского общества - это правильный путь страны, которая идет к верховенству права.
Страны Центральной Европы, которые провели все эти изменения, - хороший пример для подражания. За эти 20 лет Польша, Словакия и Чехия продвинулись вперед на целую эпоху.
Виктор Пинчук, организатор саммита YES - Ялтинская европейская стратегия, меценат и бизнесмен
Я не думаю, что мы что-то делаем кардинально не так, то есть движемся по неправильному вектору. Скорее, проблема не в направлении, а в скорости движения. Идем куда надо, но медленно.
Не хочу, чтобы мои слова прозвучали как оправдание (хотя быть адвокатом своей страны не стыдно), но не нужно ждать невозможного. А за 20 лет пройти цивилизационный и ментальный путь, на который у других народов ушли столетия, почти невозможно.
Скорее, проблема не в направлении, а в скорости движения. Идем куда надо, но медленно.
В каких-то из "старых демократий", к которым я отношусь с глубочайшим уважением, еще считаные десятилетия назад подвергались дискриминации женщины, в других - темнокожие. Проводились массированные кампании государственного преследования инакомыслящих. Вводились "запреты на профессии". И все это - при наличии демократических институтов.
А Украина имеет не очень благоприятную традицию свобод. После уничтожения казацкой демократии она столетиями принадлежала к очень жестко регламентированным, авторитарным обществам - царскому, советскому. Так что, несмотря на такую историческую генетику, регулярно оказываться в списках свободных государств, опережая остальные постсоветские страны, - это уже хорошо.
Новое украинское поколение, в чьем ДНК уже нет терпимости к коррупции, цензуре, единомыслию,скоро начнет влиять на нашу жизнь "по-взрослому".
Самый эффективный надзирающий за соблюдением прав и свобод орган это не парламентские ассамблеи и мониторинговые комитеты, а гражданское общество. В случае Украины это понятие не только институциональное, но и поколенческое. Новое украинское поколение, в чьем ДНК уже нет терпимости к коррупции, цензуре, единомыслию, скоро начнет влиять на нашу жизнь "по-взрослому". И это уже вопрос не десятилетий, а лет. Будущее неотвратимо.
Хотя… Может, я слишком большой оптимист. Плохое очень медленно выходит из любого организма - идет ли речь о человеке или о народе.
Строуб Телботт, президент Института Брукингса, заместитель госсекретаря США в 1994-2001 годах
Мне выпала честь работать в госдепартаменте США в течение восьми лет - именно в тот период, когда в мире происходили глобальные изменения. И регионом, где эти перемены оказались особенно глубокими, были, конечно, страны бывшего СССР, которым я вместе с коллегами уделял много своего времени и внимания.
Отношения между США и Украиной были особенно важны. Я вспоминаю переговоры о месте Украины в меняющейся Европе с многочисленными украинскими высокопоставленными чиновниками, включая и моего коллегу Бориса Тарасюка. С нашей точки зрения, близкие и нарастающие связи между Украиной и Европой были необходимы и для Украины, и для Европы, и для мира.
Интеграция в Европу предусматривает построение в Украине современной европейской демократии,где преобладает верховенство права и уважение личных свобод человека
Я возвращаюсь в своих воспоминания к разговору, который имел место в апреле 2010-го, когда Хавьер Солана, бывший генсек НАТО, и я встретились с новоизбранным Президентом Виктором Януковичем в Киеве. Тогда Президент сказал, что улучшение отношений Киева и Москвы - его первоочередная задача. В то же время он подчеркнул, что эти отношения будут строиться в контексте сбалансированной внешней политики Украины, которая предусматривает также и глубокую интеграцию с ЕС. Это был абсолютно логичный подход к внешней политике.
Интеграция в Европу предусматривает построение в Украине современной европейской демократии, где преобладает верховенство права и уважение личных свобод человека. К сожалению, именно в этом ключевом показателе Украина не только не выполнила взятые на себя обязательства, но и откатывается назад.
Вопросы относительно местных выборов, обвинения в применении административного ресурса и политическое преследование лидеров оппозиции создает не очень радужную картину - Украина уходит от демократических ценностей, которые разделяют и которых придерживаются все члены ЕС.
Украина уходит от демократических ценностей, которые разделяют и которых придерживаются все члены ЕС.
Политические лидеры должны верить в демократию и, в конечном счете, в избирателей. Президент Янукович должен понять: в 2004-м он проиграл президентские выборы, но его партия успешно победила на выборах в парламент в 2006-м, и он честно и свободно победил на президентских выборах в 2010-м. А сейчас он несет личную ответственность за политическое развитие страны. И он может выбрать создание условий, в которых демократия будет развиваться и процветать и оппозиционеры - свободно принимать участие в выборах и дебатах.
Это ключ к современной и развитой Украине, которая может стать полноправным членом Европы. Украинские друзья на Западе очень надеются, что Президент сделает правильный выбор.
Штефан Фюле, еврокомиссар Европейской комиссии по вопросам расширения и политики соседства
Отношения между Украиной и ЕС сейчас переживают сейчас очень важный, можно даже сказать, переломный период. Вместе мы интенсивно работаем над тем, чтобы завершить переговоры и подготовить новый договор об ассоциации, который включает в себя и создание глубокой и всеобъемлющей Зоны свободной торговли. Это соглашение может перенести наши отношения на новый уровень, что принесет украинским гражданам реальные выгоды в виде процветания, демократии и открытости.
Европейский выбор Украины - отправная точка для политической ассоциации и экономической интеграции. И члены ЕС, и страны-кандидаты, и наши другие европейские партнеры знают, что тесные и глубокие отношения с ЕС - это трудоемкий и занимающий много времени процесс. Европейские стандарты могут быть внедрены только поэтапно. Но понимание этого должно стимулировать нас идти к общей цели, выполняя все необходимые преобразования еще усерднее.
Европейский выбор Украины - отправная точка для политической ассоциации и экономической интеграции
В 2011-м ЕС ожидает от Украины прогресса и по тем направлениям реформ, по которым власти страны взяли на себя обязательства. Всеобъемлющая конституционная реформа должна двигаться вперед, также должен быть принят избирательный кодекс, отвечающий европейским стандартам. Непростая судебная реформа, которая гарантировала бы честное, справедливое и независимое судопроизводство, должна быть запущена. В этом контексте я бы хотел выразить серьезную обеспокоенность ЕС политическими мотивированными судебными процессами против экс-премьера Юлии Тимошенко, а также других членов бывшего правительства. В этих делах принципы независимого и беспристрастного суда, похоже, не совсем соблюдены.
ЕС также ожидает, что украинские власти незамедлительно начнут более жесткую борьбу с коррупцией, приложат усилия для улучшения бизнес- и инвестклимата, а также наведут порядок в секторе тендерных закупок. ЕС поддержит Украину в реализации этих реформ, в том числе обеспечивая финансовую и консультационную помощь.
Непростая судебная реформа, которая гарантировала бы честное, справедливое и независимое судопроизводство, должна быть запущена.
Я уверен, что все украинские граждане заслуживают больших экономических возможностей, гарантий политической свободы, защиты прав человека, а также сотрудничества с ЕС, которое придет с новым Договором об ассоциации. Молодые украинцы хотят построить лучшее будущее и для себя, и для своей страны. Они хотят свободно путешествовать и общаться со своими европейскими соседями.
Украине необходимо удвоить свои усилия для того, чтобы четко показать миру, что политики принимают и разделяют такие базовые европейские ценности, как демократия и верховенство права. ЕС же всегда поддерживал и дальше будет поддерживать эти усилия.
***
Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь