Корреспондент: Биеналле, сер. Интервью с куратором украинской выставки современного искусства Дэвидом Эллиоттом
Через семь месяцев в Украине состоится арт-олимпиада - пройдет первая в стране биеннале современного искусства. За масштаб и уровень амбициозного проекта отвечает гуру из Великобритании - куратор Дэвид Эллиотт, - пишет Ирина Илюшина в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года.
В группе чиновников-украинцев в строгих костюмах, представлявших проект первой украинской биеннале современного искусства в столичном музейном комплексе Мистецький арсенал, известного британского куратора и искусствоведа Дэвида Стюарта Эллиотта можно было вычислить безошибочно.
Организатор грандиозных арт-проектов вроде XVII Международной биеннале в Сиднее, бывший директор музеев современного искусства в Стокгольме и Стамбуле выделялся артистичным видом - черные джинсы, цветастая, в розах, рубашка, черный пиджак и ярко-желтое кашне. Его пальцы были унизаны массивными перстнями.
При этом в разговоре Эллиотт, известный также как теоретик искусства мирового уровня, демонстрировал скорее менеджерские качества - был краток, конкретен и нацелен на результат, игнорируя общие фразы о прекрасном.
Эллиотт, известный также как теоретик искусства мирового уровня, демонстрировал скорее менеджерские качества - был краток, конкретен и нацелен на результат, игнорируя общие фразы о прекрасном.
Этот самый результат ему нужно представить международной публике уже 17 мая 2012 года. Именно на эту дату назначено открытие Arsenale - первой украинской биеннале, проходящей раз в два года масштабной выставки современного искусства международного уровня.
Это событие в Украине предвкушают многие - от министра культуры до художников: подобные проекты сродни спортивным мундиалям и олимпиадам, они не только вписывают искусство страны-организатора в международный контекст, но и приносят нешуточные дивиденды в виде туризма.
Открыть Arsenale за месяц до Евро-2012 решили специально, чтобы привлечь как можно большую аудиторию, иностранную в том числе, - как туристов, которые приедут смотреть матчи, так и официальных гостей и журналистов.
Arsenale- первой украинской биеннале, проходящей раз в два года масштабной выставки современного искусства международного уровня
"С помощью биеннале мы решим сразу две задачи - представим Украину в мире и мир в Украине", - подчеркнул искусствовед Александр Соловьев.
Темой первой украинской биеннале Эллиотт выбрал строки "Лучшее время, худшее время" из книги классика британской литературы Чарльза Диккенса о французской революции, а в подзаголовке поясняет, что речь пойдет о возрождении и апокалипсисе в современном искусстве.
"Проект будет исследовать цикличную природу современного искусства и его влияние на сегодняшнюю жизнь", - кратко обрисовал свои планы куратор.
Именно он составит композицию, которая разместится в Арсенале - с ним у Эллиотта, по его же признанию, случилась любовь с первого взгляда: британцу понравилась атмосфера здания, а живущие здесь духи, пошутил он, симпатичны и дружелюбны.
Организаторы планируют потратить на "первенца" не менее $ 4-5 млн, "чтобы было не хуже, чем биеннале в Москве"
Организаторы планируют потратить на "первенца" не менее $ 4-5 млн, "чтобы было не хуже, чем биеннале в Москве" - как выразилась генеральный директор музейного комплекса Мистецький арсенал Наталья Заболотная. Точную сумму она пока назвать не решается - идет поиск спонсоров и меценатов.
Пока украинская сторона изыскивает средства, Эллиотт озабочен заполнением пространства Арсенала - весьма удачной, по его мнению, локации для подобного проекта. Об этом он сообщил Корреспонденту.
- Как вам площадка будущей биеннале - места не мало?
- Нет, вовсе не мало, 50 тыс. кв. м - это очень большое пространство. К тому же для первого раза вовсе не обязательно делать огромную биеннале, такую, как в Венеции.
Впрочем, кураторская экспозиция [в Арсенале] будет приблизительно такой же по объему, как на Венецианской биеннале. Я имею в виду, если не считать того, что представляют там национальные павильоны.
И я надеюсь, мы используем также второй этаж [Арсенала], если будет достаточно средств. Ну а если нет, мы сделаем шоу меньше, но лучше. (Смеется.)
- Вам задали какие-то ограничения?
- Только финансовые. Но точной цифры я пока не знаю, мы как раз выясняем, насколько большой [биеннале] будет, сколько будет проектов вне Арсенала, в публичных пространствах, на улицах города, кто [из общественных и культурных организаций] захочет участвовать. Мы пока что этого всего не знаем, мы ведь в самом начале процесса.
- Но биеннале открывается 17 мая, то есть осталось чуть больше полугода. Вам хватит времени?
- Да, времени в обрез, но я бы не взялся за проект, если бы не был уверен, что могу его сделать. Я ведь уже давно организовываю выставки, только в этом году у меня уже открылось несколько, вот 13 сентября еще одна, в Лондоне.
Для меня это нормально - я организовываю более 15 экспозиций на протяжении года, то есть на подготовку одной уходит, считайте, меньше месяца. Я работаю быстро. Настолько быстро, насколько быстро работают со мной. (Улыбается.)
- Будут ли принимать участие в выставке украинские художники? И кто будет заниматься отбором - вы или ваши украинские коллеги-кураторы?
- Да, украинцы будут обязательно. У меня вовсе нет цели исключить местных художников из проекта. К тому же Александр Соловьев [искусствовед, заместитель директора Мистецького арсеналу] будет делать свое шоу [как куратор]. Я буду его консультировать.
- Что заставило вас принять приглашение от Украины? Чем вас соблазнили?
- Ну, тем же, чем и обычно. (Смеется.) Нет, конечно же, не только это [деньги]. Мне очень интересен город, к тому же для меня это великолепная возможность в плане времени и других дел, которыми я занят. А еще мне очень понравилось здание [Арсенала]. Я уверен, мы сделаем здесь великолепный проект.
***
Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь