Правозащитники возмущены смертью в СИЗО директора школы
По факту смерти в следственном изоляторе директора московской средней школы Андрея Кудоярова российские правозащитники требуют возбудить уголовное дело против начальника тюрьмы и следователей.
Российские правозащитники проведут независимое расследование причин и обстоятельств смерти в следственном изоляторе директора московской средней школы Андрея Кудоярова.
"Будем инициировать еще одно уголовное дело против начальника тюрьмы, против следователей, надо искать заказчика", - цитирует Интерфакс главу Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву.
Очередная смерть человека в следственном изоляторе доказывает - российская правоохранительная система "полна советских пережитков", заявил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
"В законе сказано, что эта мера пресечения - не обычная, а исключительная. Но наши следственные органы и суды доказывают с упорством маньяка, что надо подследственного упрятать за решетку", - сказал Федотов.
Директор московской школы №1308 Андрей Кудояров, арестованный по подозрению в получении взятки, скончался 8 октября 2011 года в камере московского следственного изолятора № 3 в Силикатном проезде.
Как сообщили в столичном управлении ФСИН, по предварительным данным, причиной смерти стал острый обширный инфаркт.
Внимание общества к условиям содержания в российских следственных изоляторах привлекла смерть в ноябре 2009 года юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского - по официальной информации, он умер от сердечной недостаточности.
После активной общественной кампании с требованием провести беспристрастное расследование причин смерти юриста власти признали, что ему не была оказана своевременная и достаточная медицинская помощь.
Обвинение в причинении смерти по неосторожности было предъявлено заместителю начальника СИЗО "Бутырка" по лечебной части, а также врачу-лаборанту.
Но, как говорят правозащитники, случай с Магнитским - далеко не единичный. Многие российские СИЗО переполнены и плохо оборудованы, что способствует возникновению заболеваний или обострению имеющихся патологий.
"После смерти Магнитского только в московских СИЗО, по неполным данным, скончались 50 человек. Условия в следственных изоляторах хуже, чем в колониях и тюрьмах. Люди в СИЗО оказываются в пыточных условиях", - говорит Людмила Алексеева.
"Вся эта система - я бы не сказала, что она ГУЛАГовская. Она какая-то новая, изощренная и не лучше ГУЛАГовской", - заявляет глава Московской Хельсинкской группы.
По мнению правозащитницы, необходимо вывести тюремную медицину из подчинения тюремному начальству и следователям.
"Он (Кудояров) получил взятку или дал взятку - это очень плохо. Но к смертной казни за это его не приговаривали, а без суда лишили жизни", - сказала Людмила Алексеева.
Еще в январе 2011 года российское правительство утвердило перечень из более чем 20 видов тяжелых заболеваний, при наличии которых мера пресечения, связанная с лишением свободы, может быть заменена на подписку о невыезде.
Соответствующий законопроект был принят Федеральным собранием и подписан президентом Медведевым в начале года.
В перечень, в частности, включены хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения третьей степени и гипертония третьей степени.
При принятии законопроекта было учтено, что, с точки зрения закона, все подследственные считаются невиновными до вступления в силу приговора суда.
Но, по словам главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова, правоохранительные органы остались глухи к сигналу, который был подан из Кремля.
"К сожалению, наши суды все-таки придерживаются прежнего уклона - лучше не отпустить, чем отпустить, - сказал он. - Я не знаю, обращался ли директор школы за медицинским освидетельствованием. Но в любом случае, если бы тюремная медицина отвечала современным требованиям, опасность инфаркта была бы обнаружена, и человек был бы жив", - уверен глава президентского совета.
Андрей Кудояров, директор элитной московской школы N1308, был задержан 20 мая в своем кабинете на улице академика Анохина сотрудниками УВД по Западному округу столицы.
По версии следствия, Кудояров получил 240 тысяч рублей от родителей за зачисление ребенка в первый класс, хотя, по мнению родителей учеников, директора школы просто "подставили".
Как утверждают активисты родительского комитета, деньги, найденные у директора - не взятка, а взнос в фонд развития школы, которые взимаются с родителей всех учащихся на законных основаниях.
Тем не менее, прокуратура сочла возбуждение уголовного дела законным, а Никулинский районный суд Москвы 21 мая вынес решение об аресте директора школы на все время следствия.
О начале доследственной проверки по факту смерти Андрея Кудоярова сообщил Следственный комитет России. "Назначены необходимые судебно-медицинские исследования. По результатам проверки будет принято процессуальное решение", говорится на сайте Следственного комитета.