Lenta.ru: Лихая в девяностые
Служба безопасности Украины вечером 13 октября объявила о выдвижении новых обвинений в адрес экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. На этот раз ей припомнили историю, начавшуюся в середине 1990-х, когда где-то между Украиной и Россией растворились сотни миллионов долларов, предназначавшихся Минобороны РФ, пишет Иван Яковина на сайте Lenta.ru.
Очередное уголовное дело в отношении Юлии Тимошенко стало уже четвертым по счету. До этого ее обвинили в:
1. Нецелевом использовании "киотских" денег, поступивших от продажи квот на выбросы парниковых газов.
2. Нарушении закона при закупке автомобилей для нужд сельских фельдшерских пунктов.
3. Превышении служебных полномочий во время подписания соглашений на поставку и транзит российского газа.
Первые два дела объединены в одно, расследование по ним уже завершилось, однако в суд объединенное дело пока не поступило. По третьему Тимошенко приговорили к семи годам тюрьмы - срок она уже начала отбывать. Но все они относятся к периоду, когда нынешняя узница работала премьер-министром.
Последнее (по времени) обвинение несколько выбивается из этого стройного ряда. Речь в нем идет о событиях, произошедших полтора десятилетия назад, в "лихие девяностые", когда Тимошенко только получила прозвище "газовая принцесса" и едва начала восхождение к политическим вершинам.
Украинская газовая сфера - это и сейчас глухой и темный лес, где волки рыщут. Во времена Леонида Кучмы ситуация была еще сложнее. В условиях безденежья расчеты за российский газ проводились по каким-то немыслимым схемам, что, правда, не мешало заинтересованным людям сколачивать себе на этом состояния.
Одной из структур, прославившихся на этом поприще, была компания "Единые энергетические системы Украины" - ЕЭСУ. А одной из схем - поставки украинской мебели и стройматериалов министерству обороны РФ на 450 миллионов долларов в качестве оплаты российского топлива.
Речь идет о событиях, произошедших полтора десятилетия назад, в "лихие девяностые", когда Тимошенко только получила прозвище "газовая принцесса" и едва начала восхождение к политическим вершинам.
Если коротко, СБУ обвиняет Тимошенко в том, что она, руководя ЕЭСУ, газ из России получила, продала, однако обещанных кирпичей и стульев российские военные дождались только на 127 миллионов. В 1998 году ЕЭСУ приказала долго жить, а задолженность - 323 миллиона долларов, со временем "подросшая" до 405,5 миллиона - была переложена с частной компании на правительство Украины, которое гарантировало ее обязательства.
В результате деньги исчезли в неизвестном направлении, покровитель Тимошенко - бывший премьер-министр Павел Лазаренко - в 1999 году оказался в американских застенках по обвинению в отмывании сотен миллионов долларов, а она сама за короткий срок с 1999 по 2002 год успела последовательно побывать депутатом, вице-премьером, заключенной и снова депутатом.
Потом началась акция "Украина без Кучмы", потом - "Оранжевая революция", потом - изнуряющее противостояние в треугольнике Тимошенко-Янукович-Ющенко, потом очередные выборы... В общем, история с исчезновением миллионов как-то позабылась.
Однако летом 2011 года из министерства обороны РФ правительство Украины получило спокойное, но недвусмысленное письмо примерно такого содержания: "Коллеги, мы, конечно, все понимаем, но деньги-то где?"
В Киеве начался переполох. Какие такие деньги? Ах, эти? Да это и не наш долг вовсе. Ну ладно, наш. Но мы его не отдадим, так как это все козни Тимошенко, а народ против того, чтобы платить по ее обязательствам. Легкую неадекватность украинской реакции на письмо понять можно. Правительство Николая Азарова и так едва справляется с выплатами за российский газ по контрактам, подписанным прошлым правительством. А тут - дополнительные траты, причем немаленькие. Кроме того, послание из Москвы стало очень болезненным "крушением мечт": в Киеве царила твердая, хотя и ничем не подкрепленная убежденность, что невыгодные для Украины газовые соглашения в 2009 году Тимошенко заключила не просто так. Считалось, что в обмен на контракты российское руководство согласилось навсегда забыть о "пропавших" миллионах.
В Киеве начался переполох. Какие такие деньги? Ах, эти? Да это и не наш долг вовсе. Ну ладно, наш. Но мы его не отдадим, так как это все козни Тимошенко, а народ против того, чтобы платить по ее обязательствам.
Если такие гарантии и были (что еще большой вопрос), то давались украинскому экс-премьеру лично и устно, поэтому Азаров может не суетиться - его самого и его правительства они никак не касаются. Долг, похоже, выплачивать придется. Какую реакцию вызвала эта несложная логическая цепочка в украинском правительстве, сказать сложно. "Скрежет зубовный", наверное, будет правильным определением.
Злость вылилась в острую жажду мести. Письмо из Москвы пришло в Киев 10 июня, 21 числа того же месяца Азаров заявил, что долги отдавать не собирается, а уже 24-го Тимошенко вызвали в суд. Началось разбирательство по делу о превышении полномочий при заключении контрактов на поставку газа.
Соратники Януковича хотели не просто посадить организатора всех их несчастий. Расчет был на то, что экс-премьер испугается и сознается: да, одарила Россию соглашением невероятной щедрости в обмен на прощение былых грехов. Вкупе с обвинительным приговором такое признание могло бы послужить основанием для пересмотра газовых контрактов и отказа в выплате 405 миллионов.
Но Тимошенко не из того теста сделана. Никаких признаний от нее никто не добился. Хотя оппоненты "газовой принцессы" и заточили ее на семь лет в темницу, в результате все равно проиграли.
Внутри страны суд превратился в бенефис обвиняемой, представшей в образе "пламенного борца за демократию". На Западе произошедшее вызвало плохо скрываемую ярость - там не очень любят, когда власть отправляет политических оппонентов на нары. Россия тоже выразила недовольство - в Москве быстро вычислили связь между просьбами Киева пересмотреть газовые контракты и судом над их соавтором.
До высоких украинских начальников тут стало доходить, каких дров они наломали. Меньше, чем за два года президентства Янукович успел испортить отношения с Европой, США и Россией. (Кстати, с белорусами тоже поругался). Невыгодные газовые контракты, тянущие вниз экономику страны, в силе, да еще и старые-новые долги объявились. Тимошенко, медленно, но уверенно уходившая в политическое забытье, снова на коне. Рейтинги президента и Партии регионов катятся вниз. Оппозиция начала какое-то шевеление под названием "Украина без Януковича". Против властей поднялись уже "афганцы", "чернобыльцы" и даже шахтеры из Луганска - вотчины правящей элиты. В общем, ничего хорошего.
Тимошенко, медленно, но уверенно уходившая в политическое забытье, снова на коне. Рейтинги президента и Партии регионов катятся вниз. Оппозиция начала какое-то шевеление под названием "Украина без Януковича".
При этом, правда, в руководстве страны никто не станет обвинять ее президента во всех этих несчастьях. На вопрос "кто виноват?" ответ у Партии регионов универсальный - конечно же, Тимошенко.
Видя, что в превышение ею полномочий никто не поверил, украинские руководители породили очередной "гениальный план" отправления мести.
Суть замысла примерно такая. Требуется доказать миру, что Тимошенко - воплощенное зло, а Янукович - наоборот. Если Запад и Россия не верят тому, что она нарушала законы на Украине, значит надо показать, что и за границей она тоже успела набедокурить, а именно: сначала ограбила Минобороны РФ, а потом отмывала деньги в западных банках.
Для этого и понадобилось дело о коррупции в ЕЭСУ, материалы которого десяток лет пылились на полках архивов.
По связанным с ЕЭСУ делам в США до сих пор сидит Лазаренко - "крестный отец" компании, которую возглавляла Тимошенко. В России, также за неразборчивость в связях с ЕЭСУ, велись уголовные дела в отношении ряда офицеров из Минобороны РФ. Если доказать преступную связь Тимошенко с первым - в ее злокозненность поверят американцы, а если со вторыми - россияне.
А раз уж Тимошенко - очень плохая и сидит по делу, то Янукович - очень хороший и справедливый. Вуаля! Он реабилитирован в глазах мировой общественности. Такая вот хитромудрая логика.
Но процесс сразу же забуксовал. Новое дело против экс-премьера было возбуждено на основании того самого письма из министерства обороны РФ, в котором Анатолий Сердюков интересовался, когда будет выплачен долг. При этом следователи выставили все так, будто дело заведено чуть ли не по заявлению министра обороны России, который, бедный, смиренно ждет, когда украинские милиционеры принесут ему украденные деньги.
Реакция Москвы была молниеносной. Источник газеты "Коммерсантъ" в правительстве РФ сказал, что Минобороны ждет возврата долга от правительства Украины, а к Тимошенко письмо отношения не имеет.
Реакция Москвы была молниеносной. Источник газеты "Коммерсантъ" в правительстве РФ сказал, что Минобороны ждет возврата долга от правительства Украины, а к Тимошенко письмо отношения не имеет. "Мы никогда не поддерживали Киев в преследовании Тимошенко и особенно - в увязке этих уголовных дел с контрактами между 'Газпромом' и 'Нафтогазом'", - пояснил собеседник газеты.
Киеву жестко указали, что никакой поддержки в этом деле от Москвы он точно не дождется.
После этого генеральная прокуратура Украины объявила, что обратится за правовой помощью к США. Расчет строится на том, что американцы извлекут из Лазаренко показания о преступном характере деятельности Тимошенко на посту руководителя ЕЭСУ. Теоретически, это могло бы случиться. Но и тут все непросто.
Вашингтон крайне негативно отреагировал на семилетний приговор экс-премьеру. С заявлением, осуждающим украинские власти, выступил не кто-нибудь, а государственный секретарь Хиллари Клинтон. Наивно было бы ожидать, что после этого американцы захотят добавить Тимошенко срок и с энтузиазмом начнут искать новые доказательства ее вины. Это практически исключено и по еще одной причине. Если экс-премьер в 1990-е действительно что-то воровала или отмывала, срок давности по этим преступлениям все равно уже давно прошел. Новое уголовное дело по древним эпизодам в глазах Запада является еще одним доказательством "политической расправы над оппозицией". Так что украинская Генпрокуратура зря надеется - американцы ей тут не помогут.
Тюрьма, снова, как и в 2001 году, обнулила ее прошлые грехи, сделала из нее "жертву режима", символ борьбы против него. Кипящая ненавистью, сосредоточенная и популярная Тимошенко на свободе - это хуже лисы в курятнике Партии регионов.
В сущности, у Януковича и его соратников остается один более или менее приемлемый выход из тяжелого международного положения: как-то поменять законодательство, чтобы апелляция Тимошенко была удовлетворена - президент уже что-то такое говорил даже. Правда вот в мире это едва ли сочтут торжеством украинского правосудия. На Западе такой вариант скорее воспримут как доказательство эффективности давления на авторитарного лидера.
Кроме того, можно себе представить, какую бешеную политическую активность разовьет нынешняя заключенная после выхода на свободу. Тюрьма, снова, как и в 2001 году, обнулила ее прошлые грехи, сделала из нее "жертву режима", символ борьбы против него. Кипящая ненавистью, сосредоточенная и популярная Тимошенко на свободе - это хуже лисы в курятнике Партии регионов.
Для Януковича сейчас выпустить ее на волю - сильно осложнить себе жизнь в будущем. Не выпустить - разругаться с Западом и превратиться в аналог Александра Лукашенко, которого за политические репрессии в приличные страны даже не пускают.
Какое решение примет нынешняя украинская элита, выяснится уже скоро. Апелляцию на приговор суда от 11 октября адвокаты Тимошенко должны подать в 15-дневный срок.