Корреспондент: Битва за урожай. В борьбе украинского правительства и украинских экспортеров за доходы от экспорта зерна выиграла Россия

19 октября 2011, 08:50
💬 0
👁 193

В борьбе украинского правительства и украинских экспортеров за доходы от экспорта зерна выиграла Россия, - пишет Максим Бироваш в №40 журнала Корреспондент от 14 октября 2011 года

Харьковчанин Всеволод Кожемяко, призер международного первенства по гольфу, редко промахивается. Ему, генеральному директору группы компаний Агротрейд, чье состояние Корреспондент оценил в $ 126 млн, правильный расчет необходим не только в спорте, но и в бизнесе. Но в 2011 году даже спортивные навыки Кожемяко не помогли его компаниям избежать поражения на рынке зерна.

Победу у зернотрейдера увели судьи из украинского правительства. Желая пополнить казну за счет крупнейших экспортеров зерна, чиновники в самый разгар торгового сезона ввели экспортные пошлины на продажу зерновых.

С новой наценкой украинское зерно стало одним из самых дорогих на рынке, что не устраивало традиционных покупателей отечественной пшеницы. В итоге вместо лишней копейки в бюджет такой почин привел практически к полной остановке экспорта зерновых. По подсчетам старшего аналитика инвесткомпании Арт Капитал Андрея Патиоты, только в этом году, с момента ввода пошлин, мимо украинских аграриев прошло $ 1,5 млрд валютной выручки.

Желая пополнить казну за счет крупнейших экспортеров зерна, чиновники в самый разгар торгового сезона ввели экспортные пошлины на продажу зерновых

За три месяца действия пошлин страна, несмотря на рекордный урожай за последние 20 лет, потеряла все наработанные рынки сбыта зерновых. По словам исполнительного директора Европейской Бизнес Ассоциации Анны Деревянко, когда экспорт зерна из Украины замер, ситуацией воспользовались основные конкуренты - Россия и Казахстан. Экспортеры из этих стран легко захватили рынки Ближнего Востока и Северной Африки - традиционные рынки сбыта украинцев.

"Фактически украинское правительство, как говорится, сыграло на руку российским экспортерам, и сейчас это признают и украинские, и российские эксперты", - отмечает эксперт.

Жернова для экспортера

Фермер из Макаровского района Киевской области Дмитрий Коган хоть в гольф и не играет, но настроения ценителя этой игры зернотрейдера Кожемяко понять может. Он, как и его более состоятельный коллега, в 2011 году остался с нераспроданным урожаем.

Сначала продать зерно помешали пошлины и остановка экспорта. После их отмены зерно Когана оказалось слишком дорогим для большинства покупателей из-за падения цен на внешних рынках. "В итоге сегодня сотни таких, как я, сидят на своей золотой куче зерна, но без денег", - живописует Коган.

Потеря от сворачивания экспорта украинского зерна уже сейчас составляет 8 млрд грн, и эта цифра будет расти вместе с пикированием цен на внешних рынках.

Директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка подсчитал, что потеря от сворачивания экспорта украинского зерна уже сейчас составляет 8 млрд грн, и эта цифра будет расти вместе с пикированием цен на внешних рынках.

Когда стало ясно, что эта цифра уже в конце нынешнего года станет гораздо больше, аграрные бизнесмены пошли на бунт. По словам председателя Аграрного союза Украины Геннадия Новикова, люди были готовы на все, только чтобы отстоять свое право на бизнес.

В столицу приехали около 2 тыс. аграриев, которые с вилами и косами прошлись по правительственному кварталу столицы. Это было показательно, но, как уверяет Наливка, на поспешное решение правительства отменить пошлины повлияли совсем другие факторы.

По словам Наливки, ярким индикатором неэффективности экспортной политики, построенной на пошлинах, стало резкое уменьшение золотовалютных запасов Национального банка в октябре. Глава группы советников председателя НБУ Валерий Литвицкий сообщил, что в сентябре они снизились с $ 38 млрд до $ 35 млрд. И Наливка полагает, что отчасти по казне ударила именно остановка экспорта зерновых.

Ярким индикатором неэффективности экспортной политики, построенной на пошлинах, стало резкое уменьшение золотовалютных запасов Национального банка в октябре

"Все просто: бюджет не получает валюту - золотовалютные запасы тают, - говорит финансист. - Поэтому и отменили в срочном порядке".

Пошлины отменили, но вопросы остались. И теперь аграриев волнует не то, что было, а то, что будет. По словам Патиоты, остановка экспорта и убытки аграрных предприятий уже ударили по урожаю следующего года. Президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса считает, что вырученных от продажи урожая 2011 года денег не хватит для финансирования урожая 2012-го. Наливка, в свою очередь, прогнозирует снижение объема будущего урожая минимум на 20%.

Такой неконтролируемой ситуации в столь крупной отрасли экономики, как АПК, считает Лисситса, достаточно, чтобы отпугнуть потенциальных инвесторов. Эксперт уверен, что в 2011 году инвестиций в агропром поступит как минимум в два раза меньше. "Компании не имеют возможности строить планы по развитию и привлекать инвестиции, а именно это было залогом повышения урожаев зерна в Украине", - говорит Лисситса.

Между тем, пока украинские аграрии защищали свое право на бизнес, их рынки, по словам Новикова, заняли аграрии из России и Казахстана. За три месяца простоя отечественных экспортеров россияне через экспортировали около 9 млн т зерновых, в том числе 5 млн т через украинские порты, что практически равно всему экспортному потенциалу украинского рынка зерна в 10,4 млн.

Вырученных от продажи урожая 2011 года денег не хватит для финансирования урожая 2012-го

В итоге, отмечает старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Тамара Левченко, из-за пошлин и остановки экспорта украинцы потеряли рынки пшеницы в Турции, Египте, Израиле, Бангладеш, Ливии и Тунисе.

"Это было настолько слабое решение украинского правительства, что россияне до сих пор звонят и говорят, что о таком подарке они и мечтать не могли", - в унисон с коллегой рассказывает Новиков.

И очевидно, что восторгу российских зерновиков пока не видно конца. По словам Новикова, чтобы вернуть себе рынки, Украине потребуется не один год упорного продвижения своего товара.

Часть экспертов отказываются верить в то, что такую щедрость можно объяснить простой ошибкой Кабмина. "Или правительство действительно приняло одно из самых непродуманных решений, или оно осознанно пытается нанести ущерб сельскохозяйственной отрасли в целом в интересах отдельных субъектов хозяйствования и накануне введения рынка земли", - рассуждает Патиота.

В свою очередь Владимир Лановой, экс-министр экономики, президент Центра рыночных реформ, предполагает, что в таком странном поведении правительства, возможно, есть интерес таких зернотрейдеров, как структурное подразделение Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины компании Хлебинвестбуд, большая часть акций которой принадлежит неизвестным частным инвесторам.

Пока украинские аграрии защищали свое право на бизнес, их рынки, по словам Новикова, заняли аграрии из России и Казахстана.

Разбирательства на тему того, кто именно владеет контрольным пакетом акций в Хлебинвестбуде и не связаны ли эти люди с правительством, недавно вылились в один из крупнейших скандалов в современной истории СМИ Украины.

Журналисты англоязычной газеты Kyiv Post утверждают, что собственник газеты был вынужден уволить главного редактора издания Брайана Боннера, отказавшегося снять с печати интервью с министром сельского хозяйства Николаем Присяжнюком после давления со стороны неизвестных.

В интервью Присяжнюк путано отвечает на вопрос, знает ли он владельцев компании, и в конце беседы обещает в будущем прислать журналистам данные о том, кто стоит за компанией, которой его ведомство позволило контролировать значительную часть экспорта зерновых.

После разгоревшегося скандала Боннер был восстановлен в должности, а Присяжнюк факт давления отрицал. Данные о том, кто же владеет Хлебинвестбудом, министерство журналистам так и не предоставило, сославшись на коммерческую тайну.

Или правительство действительно приняло одно из самых непродуманных решений, или оно осознанно пытается нанести ущерб сельскохозяйственной отрасли в целом в интересах отдельных субъектов хозяйствования и накануне введения рынка земли

В самом Хлебинвестбуде уверили Корреспондент, что их компания, как и все участники рынка, ощутила изменения и ни о какой выгоде именно для Хлебинвестбуда речь идти не может.

Так или иначе, продолжает управляющий партнер Kreston GCG Сергей Атамась, оба события - введение экспортных пошлин в Украине и снятие Россией эмбарго на экспорт своих зерновых, которое она ввела незадолго до этого, - совпало с точностью в один день.

От зерен к плевелам

Сегодня, по словам Лисситсы, отечественное зерновое производство на фоне падения мировых цен приближается к нулевой рентабельности.

Более того, в итоге такой битвы за урожай, отмечает Атамась, рентабельность аграриев не просто снизилась, а в некоторых случаях стала отрицательной.

В целом, рассказывает Кожемяко, капитализация 14 крупнейших украинских агропромышленных компаний, которые котируются на международных фондовых биржах, упала на $ 1,4 млрд. В частности, корпорация самого миллионера с введением пошлин потеряла $ 2,5 млн валютной выручки.

20% потерь от невозмещения НДС практически сводят к нулю 30%-ю среднюю рентабельность аграриев

Такие фермеры, как Коган, сейчас балансируют на грани выживания. Несмотря на рекордный урожай зерна, они уже практически ничего не заработают. "Буду договариваться где-то хранить свое зерно до лучших времен", - говорит Коган.

Но эти лучшие времена могут и не наступить. Ведь вместе с введением экспортных пошлин украинское правительство с июля 2011 года отменило выплату НДС торговцам зерном. Причина - масса неподтвержденных заявок на его возмещение. В результате под одну гребенку с теми, кто обманывает государство, попали крупнейшие компании-зернотрейдеры.

Такой шаг чиновников, по словам Лисситсы, в очередной раз ставит под вопрос перспективу работы на украинском рынке зерновых для многих инвесторов, так как 20% потерь от невозмещения НДС практически сводят к нулю 30%-ю среднюю рентабельность аграриев.

Сейчас у украинских аграриев два варианта - плохой и очень плохой. Первый - продать зерно по низким ценам и не заработать ничего, но выйти в ноль. Второй вариант -понадеяться на чудо,

Поэтому сейчас у украинских аграриев два варианта - плохой и очень плохой. Первый - продать зерно по низким ценам и не заработать ничего, но выйти в ноль. Второй вариант - понадеяться на чудо, подождать до следующего года и тогда продать зерно. Но велика вероятность того, что позже бизнес зерновиков не окупится вообще, если цены продолжат падать или даже останутся на нынешнем уровне, - ведь значительная часть средств уйдет на хранение урожая.

"Продадут или не продадут наши аграрии свой урожай - мы уже потеряли. Потеряла и страна, и производители", - резюмирует Роман Сластен, аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса.

Закрома родиныВ нынешнем году Украина соберет один из наибольших урожаев за всю свою историю (год / производство зерновых, млн т)

1990 - 51,0
1991 - 38,7
1992 - 38,5
1993 - 45,6
1994 - 35,5
1995 - 33,9
1996 - 24,6
1997 - 35,5
1998 - 26,5
1999 - 24,6
2000 - 24,5
2001 - 39,7
2002 - 38,8
2003 - 20,2
2004 - 41,8
2005 - 38,0
2006 - 34,3
2007 - 29,3
2008 - 53,3
2009 - 46,0
2010 - 39,3
2011 - 50,0*-53,0**

* Прогноз Министерства аграрной политики и продовольствия
** Прогноз Министерства экономического развития и торговли
Данные Госкомстата Украины

Истина в зерне  

Производство и запас урожая с лихвой покрывают продовольственные нужды страны. Резерв для экспорта более чем достаточен

Прогнозные данные Минэкономики и Минагрополитики на 2011/2012 маркетинговый год


***

Этот материал опубликован в №40 журнала Корреспондент от 14 октября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: журнал Корреспондент экспорт НДС Пошлины зерно