Корреспондент: Бессилие слабых. Оппозиция упускает потенциал народной поддержки
После ареста Юлии Тимошенко оппозиция получила отличный потенциал народной поддержки, но не пользуется им, заменив реальные действия декларациями об усилиях, - пишет Кристина Бердинских в № 42 журналаКорреспондент от 28 октября 2011 года.
После того как Печерский суд 11 октября приговорил экс-премьера Юлию Тимошенко к семи годам тюрьмы, западная общественность возмутилась, а украинские политики разошлись по домам. Даже тот немногочисленный палаточный городок, который сторонники Леди Ю организовали под стенами суда, фактически перестал функционировать.
Впрочем, 22 октября под стены Лукьяновского СИЗО, где теперь находится Тимошенко, БЮТ собрал 70 пенсионеров, скандировавших: "Юле - волю" и "Банду - геть". Но и они очень быстро разбрелись по своим делам.
Свою активность политики-оппозиционеры перенесли с улиц на пятничные телевизионные ток-шоу и в парламент, где стали собирать подписи за роспуск Верховной Рады. При этом сами не стали сдавать мандаты.
Свою активность политики-оппозиционеры перенесли с улиц на пятничные телевизионные ток-шоу и в парламент, где стали собирать подписи за роспуск Верховной Рады. При этом сами не стали сдавать мандаты.
Лидеры партий, оппонирующих нынешней власти, лишь продемонстрировали желание что-то делать. Например, Арсений Яценюк, глава Фронту змін, анонсировал акцию Украина против Януковича, которая пока ограничивается сбором подписей и обсуждением в интернете плана действий. А Виталий Кличко, лидер партии УДАР, съездил в США обсудить внутреннюю политику.
Вся эта имитация борьбы происходит в условиях, которые для оппозиции выглядят идеальными. В стране, где арестовали ряд противников власти, у которой ухудшаются отношения с Западом, где экономическая ситуация становится все сложнее, электорат ищет выход своему недовольству. И оппозиционеры, по мнению аналитиков, могли бы стать рельсами, по которым на Банковую устремился бы паровоз народного гнева.
Оппозиционеры, по мнению аналитиков, могли бы стать рельсами, по которым на Банковую устремился бы паровоз народного гнева
Однако организовывать массовые акции оппоненты власти не спешат. Лишенные пламенной Леди Ю, они лишь вяло пытаются выработать общую линию действий, успев погрязнуть в конкуренции и разногласиях. "Каждый претендует на лидерство в оппозиции, - говорит политолог Вадим Карасев. - А оппозиционных сил очень много. Поэтому возникают проблемы со взаимной конкуренцией".
Если так дело пойдет и дальше, Украина покатится по пути России, где оппонентов правительства подменили искусственные проекты, реальной уличной политикой занимаются плохо организованные общественники, а Кремль полностью контролирует все ветви власти.
Конкурентная среда
Социология дает ощутимую фору борцам с властью Януковича. Суммарный рейтинг БЮТ, Фронту змін, праворадикальной Свободы и партии УДАР вкупе с более мелкими силами за последние полтора года вырос почти на 11%. И если в апреле 2010-го, по данным Центра Разумкова, доля сторонников этой части украинского политспектра составляла 22,8% от общего числа избирателей, то к августу этого года она увеличилась до 33,6%.
Тем временем аналогичный показатель правящего большинства - ПР, Блока Литвина, КПУ - упал за тот же период с 52,5% до 24,3%. И в этих цифрах еще не нашла отображение реакция на приговор Тимошенко, который, по мнению экспертов, добавит оппозиции голосов.
Суммарный рейтинг БЮТ, Фронту змін, праворадикальной Свободы и партии УДАР вкупе с более мелкими силами за последние полтора года вырос почти на 11%.
Однако реализовать это преимущество антиподы Януковича и Ко не спешат. Да и сам рост их поддержки пока порожден просчетами власти, а не активностью оппозиции, объясняет политолог Виктор Небоженко.
Пока вершиной усилий украинских оппозиционных политиков стало создание Комитета сопротивления диктатуре (КСД). Туда вошли силы Тимошенко, Яценюка, лидера Свободы Олега Тягнибока и еще с десяток других политических и гражданских структур. Но этот союз занят даже не тактикой, а сиюминутными вещами.
Тягнибок рассказал Корреспонденту, что сейчас КСД вырабатывает общую позицию по поводу нового закона о выборах, который проталкивает через Верховную Раду большинство. Его суть - смешанная система, в которой одна половина - это мажоритарщики, а другая - представители партий.
Пока вершиной усилий украинских оппозиционных политиков стало создание Комитета сопротивления диктатуре (КСД). Туда вошли силы Тимошенко, Яценюка, лидера Свободы Олега Тягнибока и еще с десяток других политических и гражданских структур
Кроме того, проходной барьер повышен с 3% до 5%. Все это вкупе с рядом других технических тонкостей делает законопроект инструментом, с помощью которого ПР, не имея перевеса в голосах избирателей, по итогам выборов-2012 сформировала бы в Раде большинство. Комитетчики решают, как заблокировать закон.
Но если в этом вопросе есть относительный консенсус, то уже в стратегических вопросах - о действиях в ходе избирательной компании 2012 года и на последующих выборах - царит разброд и шатание.
Лебеди, раки и щуки
"Следующие наши [оппозиции] задания - получить большинство в парламенте и объединить оппозиционные силы вокруг реального альтернативного плана развития государства", - считает, к примеру, Яценюк.
А вот Тягнибок выступает за то, чтобы утвердить план до начала кампании-2012. Иначе после прохождения в Раду члены КСД неожиданно выяснят, что на ключевые вопросы внутренней и внешней политики они смотрят по-разному.
"Надо договориться на берегу, перед тем как переплывать реку, - говорит главный свободовец. - Это будет залог того, что мы получим не только большинство, но это большинство сможет выстоять в жестких условиях админресурса".
Сейчас идет процесс слияния провластных партий: в ряды ПР уже одной ногой вступила Сильная Украина Сергея Тигипко, на подходе Владимир Литвин со своей Народной партией.
Впрочем, жесткие условия оппозиционеры создают себе сами. Карасев говорит, что власть уже сделала все, чтобы на ее электоральном поле не осталось конкурентов. Сейчас идет процесс слияния провластных партий: в ряды ПР уже одной ногой вступила Сильная Украина Сергея Тигипко, на подходе Владимир Литвин со своей Народной партией.
В то же время на поле противников Президента действует множество сил, и в один ручей они все никак не сольются. В среде товарищей-оппозиционеров просто нет согласия.
Так, недавно бютовец Николай Томенко, вице-спикер парламента, намекнул на возможное сотрудничество Свободы и действующей власти. В ответ Свобода пообещала подать на него в суд.
В адрес Кличко со стороны бютовцев звучат схожие упреки. "Кличко нужно самому определиться - или он проводит время в кабинете у [главы АП Сергея] Левочкина и [главы СБУ Валерия] Хорошковского, или действительно хочет составлять альтернативу нынешней власти и в Киеве, и в масштабах всей страны", - говорит Сергей Соболев, глава оппозиционного правительства и замглавы фракции БЮТ-Батьківщина.
Недавно бютовец Николай Томенко, вице-спикер парламента, намекнул на возможное сотрудничество Свободы и действующей власти
Хромает и синхронизация действий оппозиции. Сразу после вынесения приговора Тимошенко Яценюк призвал всех противников Януковича бойкотировать выборы-2012, если узницу не выпустят. На что один из потенциальных объектов призыва, Анатолий Гриценко, лидер партии Гражданская позиция, ответил, что бойкот - это либо технология, либо провокация.
"Это будет классно: не пойдет оппозиция на выборы, - заявил Гриценко в эфире телеканала ICTV. - Пойдет Партия регионов. Для того чтобы была видимость оппозиции, будет штук 15 радикальных, прогрессивно-социалистических, любых других партий".
Против идеи Яценюка высказался и набирающий популярность среди избирателей Кличко, УДАР которого не вошел в КСД. "Оппозиции необходимо объединяться вокруг конкретных дел, а не деклараций", - аргументировал он Корреспонденту свою позицию. Мол, "дружить" нужно не против кого-то, а формируя общие принципы, цели и задачи.
"Без этого любое объединение будет недолговечным", - говорит Кличко.
Политика зависания
Пока КСД и его союзники увязли в технических вопросах, в акциях протестов принимают участие только те силы, которые не борются за места в парламенте, - общественные организации афганцев, чернобыльцев и другие небольшие гражданские объединения. "Именно этой оппозиции боится власть. Потому что не понимает ее и не знает, что с ними делать", - уверен политолог Дмитрий Выдрин.
Именно из этой общественно-активной среды возможно появление в будущем новых мощных политсил, продолжают его коллеги. Но пока подобные объединения не способны составить конкуренцию политикам.
Пока КСД и его союзники увязли в технических вопросах, в акциях протестов принимают участие только те силы, которые не борются за места в парламенте, - общественные организации афганцев, чернобыльцев и другие небольшие гражданские объединения
Сами оппозиционеры свое пассивное поведение на улице объясняют тем, что их задача - информировать население о делах власти, а не водить людей на баррикады. Так, по крайней мере, считает Соболев.
А Кличко называет акции протеста лишь одним из возможных вариантов воздействия на власть.
На самом же деле, считают аналитики, оппозиция не от хорошей жизни игнорирует тактику прямых действий. Ведь социологи говорят, что почти половина населения страны, 42%, не поддерживает ни власть, ни ее противников.
Но главная проблема оппозиции, по мнению экспертов, состоит в том, что она и не пытается привлечь на свою сторону украинцев. Противники нынешней власти не предлагают альтернативных идей развития страны и не показывают граждан, что нужно сделать для достижения желаемого будущего.
Поэтому пока они находятся в пассивном ожидании старта избирательной кампании. "Оппозиция зависла между парламентом и улицей", - констатирует Карасев.
Срез Настроений
Электоральные предпочтения украинцев
Уровень одобрения населением деятельности украинских политиков, % опрошенных
Данные Центра Разумкова
***
Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 28 октября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь