Корреспондент: Martin против Martini. Имитация товаров известных брендов превратилась в Украине в безнаказанный бизнес
Имитация товаров всемирно известных брендов превратилась в Украине в безнаказанный и прибыльный бизнес, - пишет Каролина Тымкив в № 42 журнала Корреспондент от 28 октября 2011 года.
Елена Лимакова, старший юрист итальянской компании Ferrerо в Украине, демонстрирует Корреспонденту конфеты Місячний Рафаель производства луцкой кондитерской фабрики Вива. Они удивительно похожи на известные шоколадные шарики Raffaello, выпускаемые собственно Ferrerо, - такая же белая обертка с красно-черным логотипом.
Менеджеры итальянской компании, потратившей на рекламу своих конфет в Украине $ 5 млн, с плагиатом со стороны украинцев сталкиваются не впервые и знают, как действовать.
"Если на официальное письмо производителю с просьбой устранить нарушение нет никакой реакции, обращаемся в Антимонопольный комитет или в суд", - рассказывает Лимакова.
Плагиаторы становятся серьезной проблемой как для иностранных известных брендов, так и украинских. Отечественные компании-имитаторы, как правило, отслеживают популярность того или иного продукта, а затем выпускают свой, снаружи лишь немного отличающийся от оригинала.
Отечественные компании-имитаторы,как правило, отслеживают популярность того или иного продукта, а затем выпускают свой, снаружи лишь немного отличающийся от оригинала.
Например, всего в одной букве состоит разница между этикетками украинского слабоалкогольного напитка Martin и всемирно известного вермута Martini, как и между наклейками лимонада Peps! и знаменитого выбора нового поколения Pepsi.
За такое "заимствование" фирмам-нарушительницам грозит штраф в размере 5% от годовой выручки, а также изъятие спорной продукции из торговых сетей, но это мало кого пугает. "Воровство интеллектуальной собственности в Украине не считается зазорным, а правоприменительная практика хромает", - объясняет Лимакова.
Тем временем копирование чужих брендов, по словам Тараса Кислого, старшего юриста по защите прав интеллектуальной собственности компании Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры, значительно экономит маркетинговые расходы авторов плагиата и бьет по карману и репутации собственников оригинала.
"Мне известны судебные дела, в которых сума убытков, присужденных к возмещению нарушителем, превышала 200 тыс. евро", - отмечает Александр Мамуня, глава комитета Европейской Бизнес Ассоциации по защите прав интеллектуальной собственности.
Мартини из Забугорья
Увидев в супермаркете бутылку вышеупомянутого Martin, произведенного харьковской компанией Осанн, 30-летняя киевлянка Елена Левченко приобрела его без раздумий. "Он стоил дешево, и я подумала, что он будет такой же качественный, как известный вермут Martini", - объясняет Левченко свой выбор. Она надеялась, что напиток, внешне напоминающий известный бренд, будет напоминать его по вкусу. Но ошиблась.
На внешнюю схожесть продукта-клона с оригиналом как раз и рассчитывают его производители. К примеру, на туристическом рынке работает немало компаний-клонов, использующих репутацию хорошо известных фирм. Так, у туроператора Загорье объявился незаконнорожденный брат Забугорье, а у Спутника - двойник со столичным уклоном Киевский Спутник.
На туристическом рынке работает немало компаний-клонов, использующих репутацию хорошо известных фирм
Хотя самая благодатная почва для брендового "копипаста" - алкогольные напитки, лекарства, автохимия и продукты питания. "Здесь нарушитель может добиться максимального эффекта и выгоды, поскольку это массовая продукция", - объясняет Мамуня.
Порой украденные логотипы срабатывают даже в том сегменте товаров, к которому оригинал не имеет ни малейшего отношения. Так, пару лет назад накануне новогодних праздников на прилавках украинских магазинов появилось шампанское Raffaell Севастопольского завода шампанских вин.
Этикетка напитка, оформленная в красно-черно-белых тонах до мелочей напоминала обертку все тех же Raffaello. Дошло до абсурда: из-за схожести продуктов продавцы супермаркетов без лишних раздумий принялись составлять из них так называемые праздничные наборы.
Однако история завершилась печально: по решению суда, который инициировала Ferrerо, из торговых сетей было изъято около 50 тыс. бутылок на сумму более 1 млн грн.
Судебные тяжбы между владельцем марки и автором подделки часто длятся годами.
В 2008 году российский завод Нижфарм вывел на рынок препарат от воспаления суставов Хондроксид, на что вскоре украинский завод Фармак дал"симметричный ответ" - лекарство со сходной формулой и названием Хондрасил
В 2008 году российский завод Нижфарм вывел на рынок препарат от воспаления суставов Хондроксид, на что вскоре украинский завод Фармак дал "симметричный ответ" - лекарство со сходной формулой и названием Хондрасил. С тех пор иск Нижфарма прошел уже три инстанции, и Высший хозяйственный суд Украины в итоге вернул дело на новое рассмотрение.
"До конца этого года вряд ли можно будет ожидать решения", - разводит руками Ирина Кириченко, юрист компании Ильяшев и партнеры, представляющая интересы Нижфарма.
По похожему сценарию развивается выяснение отношений между Ferrero и луцкой Вивой. Місячний Рафаель Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) был признан имитацией продукции Fererro, но отечественная компания оспорила это заключение. Дело дошло до Верховного суда и было возвращено на доследование. В Виве отказались прокомментировать Корреспонденту свою позицию в этом процессе.
Впрочем, луцкие производители не первый раз схвачены АМКУ за руку во время "списывания" чужих этикеток. Рафаэль Кузьмин, первый замглавы ведомства, рассказывает, что в 2010 году его комитет признал конфеты Вивы Twist, Milla, Success и Бамбо откровенной подделкой под всемирно известные батончики Twix, Milka, Snickers и Bounty производства компании Mars. В 2011 году предприятие-имитатор уже заплатило за это штраф в размере 20 тыс. грн.
Удержать марку
Юрист Кислый, который на делах о промышленном плагиате собаку съел, делит похитителей брендов на "профессиональных захватчиков" и "дистрибьюторов".
Первые отслеживают успешно продающиеся крупные бренды и копируют их. Вторые - это бывшие партнеры известных компаний, по тем или иным причинам расставшиеся с ними, но решившие использовать наработанный там опыт в интересах уже собственного бизнеса.
Так, Игорь Маркитанов, основатель российской кондитерской компании Ландрин, выпускающей известные и в Украине конфеты Wafferatto, напоминающие Raffaello, в свое время был дистрибьютором Ferrero в Северо-Западном регионе.
Итальянскому концерну удалось добиться запрета продажи Wafferatto во всех странах, где они появились, и даже в России, и лишь украинский суд отказал Ferrero в удовлетворении иска.
Любопытно, что в этой, казалось бы, чужой истории плагиата Украина - а точнее, отечественная юстиция - сыграла роковую роль. Итальянскому концерну удалось добиться запрета продажи Wafferatto во всех странах, где они появились, и даже в России, и лишь украинский суд отказал Ferrero в удовлетворении иска.
По словам Лимаковой, даже таким гигантам, как Ferrero, трудно добиться правосудного решения, особенно когда ответчик - также крупная компания. Ведь бизнесмены пойдут на все, чтобы не снимать с производства товар-клон, поскольку это чревато большими убытками.
Добиться возмещения ущерба для пострадавшей стороны - почти непосильная задача, отмечает Мамуня: адвокатам нелегко доказать, что их клиент действительно терпит убытки от конкуренции сымитированных товаров.
Кроме того, по словам Лимаковой, из-за коллизий в украинском законодательстве решения АМКУ легко оспариваются в Хозяйственном и Административном судах.
Разгул плагиата зависит не только от несовершенства юстиции, а во многом - и в этом Украина существенно отличается от западных стран в худшую сторону - от законопослушности предпринимателей, замечает Мамуня.
Из-за коллизий в украинском законодательстве решения АМКУ легко оспариваются в Хозяйственном и Административном судах
Факты нарушения интеллектуальной собственности случаются и в Западной Европе, и в США, отмечает Илья Липаев, советник по вопросам интеллектуальной собственности в России и странах СНГ компании Ferrerо. "Но там судебные разбирательства если и возникают, то решаются быстро и, как правило, в пользу правообладателя", - рассказывает Липаев и добавляет, что в целом его отдел одинаково пристально следит за нарушением прав компании на всех рынках - как в Западной, так и в Восточной Европе.
Что касается Украины, то здесь эксперты советуют производителям оригинальных брендов не особенно рассчитывать на совесть и правосудие, а бороться за свое имя в области маркетинга и рекламы - громче и ярче рассказывать о принципиальных отличиях своих товаров от имитации.
Липаев уверен, что вал брендов, паразитирующих на чужих идеях, будет не только расти, но и сам плагиат станет более изощренным. "Поэтому компаниям придется продумывать стратегию более тщательно", - резюмирует эксперт.
***
Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 28 октября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь