Корреспондент: Холодная арабская весна. Ливия готова вверить свою судьбу исламистам

2 ноября 2011, 10:51
💬 0
👁 65

Ливия, как и другие арабские страны, где недавно свергли светских диктаторов, готова вверить свою судьбу нечуждым террору исламистам или погрузиться в вечную гражданскую войну, - пишет Наталья Мечетная в №42 журнала Корреспондент от 28 октября 2011 года.

Хаос, страх, груды мусора, вооруженные подростки и женщины, закутанные в мусульманские одежды. Именно так описывает нынешнюю Ливию Сергей Николаев, украинский фотокорреспондент, совсем недавно побывавшей в этой стране. "Раньше [во времена правления Муаммара Каддафи] Триполи [столица Ливии] был нормальный город, а теперь непонятно что", - говорит он.

Термин "непонятно что" применим и ко всей стране. Покой и достаток - в прошлом. Нынче страна погружена в поствоенный период, где светский режим сменяется религиозным фанатизмом, а новая власть, не успев отпраздновать победу, убила не только застигнутого на родине Каддафи, но и расправляется с его сторонниками.

Хаос, возникший после того, как повстанцы при поддержке НАТО свергли режим непотопляемого полковника, шокирует не только иностранцев, но и коренных жителей. Николаев говорит, что в частных беседах некоторые ливийцы признаются: видя нынешний результат, они сомневаются в необходимости произошедшей революции.

Страна погружена в поствоенный период, где светский режим сменяется религиозным фанатизмом, а новая власть, не успев отпраздновать победу, убила не только застигнутого на родине Каддафи, но и расправляется с его сторонниками

"Кто-то рад, а кто-то делает вид, что рад, а втихаря говорит совсем обратные вещи", - рассказывает фотокорреспондент. Люди показывают свою лояльность новому режиму в том числе и для того, чтобы не навлечь на себя гнев скорых на расправу повстанцев.

На небывалую жестокость пришедших к власти сил уже обратили внимание сотрудники международной правозащитной организации Human Rights Watch. Они призвали переходное правительство провести расследование многочисленных убийств каддафистов.

Однако новые власти вряд ли озаботятся подобными призывами. Нынче они намерены завершить историю светской Ливии. В стране уже объявлен шариат, а действовавший ранее запрет на многоженство снят.

"Мы, как исламское государство, приняли шариат в качестве основного источника законодательства, - заявил глава Переходного национального совета (ПНС) Махмуд Джибриль. - И любой закон, противоречащий шариату, будет отменен".

Смена идеологии не осталась незамеченной и на Западе. "Я вижу, что Ливия стала на путь исламизма", - говорит Корреспонденту Дэниел Пайпс, президент американской общественной организации Middle East Forum.

Ливийцы признаются:видя нынешний результат, они сомневаются в необходимости произошедшей революции.

Впрочем, происходящее в Ливии не удивляет никого из тех аналитиков, кто следит за так называемой арабской весной - чередой революций, охвативших в последнее время значительную часть арабского мира. Почти во всех государствах, затронутых этим процессом, ситуация развивается по схожему сценарию: вначале протесты против светского режима засидевшегося на своем месте лидера, затем - гражданская война, смена власти, и в конце концов на сцену выходят происламские силы, которые имеют наибольшие шансы возглавить государство и превратить его в подобие Ирана.

Есть и другой вариант: гражданское противостояние затягивается, и страна рискует встать на путь Афганистана или Сомали с их непрекращающейся межплеменной войной.

"Если Каддафи падет, в мире произойдут еще большие катастрофы", - так еще в начале операции сил НАТО в Ливии заявил Карел Шварценберг, глава чешского МИДа. Тогда дипломата стали критиковать едва ли не все европейские и американские чиновники. Но теперь дело идет к тому, что его слова могут стать пророческими.

Конец Джамахирии

Каждый тиран должен знать размер своей шеи, сказал некогда польский сатирик Влодимеж Счисловский. Практически растерзанный повстанцами лидер Джамахирии сполна почувствовал на себе силу этого афоризма. Каддафи был взят в плен, а потом убит при невыясненных обстоятельствах.

Кадры, попавшие в интернет, свидетельствуют о том, что перед смертью полковника жестоко пытали. Позже истерзанный труп выставили на всеобщее обозрение в холодильнике торгового центра города Мисурата. На фоне главного "трофея" революции - окровавленного тела бывшего лидера - мог сфотографироваться любой желающий. Похоронили полковника лишь на пятый день после гибели в тайном месте, опасаясь паломничества каддафистов на его могилу.

На фоне главного"трофея" революции - окровавленного тела бывшего лидера - мог сфотографироваться любой желающий

Средневековая расправа над экс-главой Джамахирии потрясла цивилизованный мир. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте уже заявил, что не считает смерть Каддафи хорошей новостью, так как судить и решать дальнейшую судьбу полковника должен был Гаагский трибунал.

Однако последующие события показали, что европейцам предстоит еще неоднократно содрогаться от вестей, которые приходят из бывшей Джамахирии. После убийства полковника в стране начались масштабные зачистки его сторонников. Недавно в гостинице Сирта - родного города Каддафи - местные жители обнаружили тела 53 каддафистов, причем у некоторых из убитых были связаны руки.

Еще 95 тел обнаружили на месте поимки полковника. Повстанцы убили и одного из сыновей Каддафи - Мутассима. На остальных членов семьи идет охота.

Путь к богу

Если ужасы гражданской войны настораживают Запад нынешний, то перспективы того, каким путем может пойти Ливия, способны напугать Запад будущий.

Дело в том, что страна определенно движется по пути Ирана или Афганистана - управляемой или неуправляемой исламизации.

"Если Ливией будут править исламисты, Барак Обама [президент США, одобривший свержение режима лидера Джамахирии] еще затоскует по Каддафи", - уверен Пайпс.

Лидеры повстанцев вводят в бывшем светском государстве законы шариата, уже разрешили многоженство, а местные женщины, очевидно, испугавшись самосуда, все чаще появляются на улицах в типично мусульманских закрытых одеждах

Лидеры повстанцев вводят в бывшем светском государстве законы шариата, уже разрешили многоженство, а местные женщины, очевидно, испугавшись самосуда, все чаще появляются на улицах в типично мусульманских закрытых одеждах. И это может быть лишь началом.

Сейчас страна колеблется между двумя политическими полюсами - умеренным исламом, который олицетворяет глава временного правительства Джибриль, учившийся в свое время в США (изучал стратегию политического планирования), и радикалами с их лидером Абдель-Хакимом Бельхаджем, командиром трипольских повстанцев. Последний даже был когда-то арестован ЦРУ в качестве лидера исламской боевой группы, близкой к Аль-Каиде, и передан Каддафи. Полковник бросил его в тюрьму.

Теперь знакомый с США с лучшей стороны Джибриль ратует за прозападный вектор развития Ливии, а Бельхадж, имеющий кардинально иной жизненный опыт общения с американцами, мечтает о построении на территории своей родины халифата. И есть большие шансы, что именно полевой командир повстанцев одержит верх в этой внутриполитической борьбе.

"Мы не можем исключить такой возможности, что экстремисты попробуют использовать ситуацию и совершить прорыв в условиях вакуума власти", - заявил Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО.

Знакомый с США с лучшей стороны Джибриль ратует за прозападный вектор развития Ливии, а Бельхадж, имеющий кардинально иной жизненный опыт общения с американцами, мечтает о построении на территории своей родины халифата

Эксперты же менее осторожны в своих оценках. "Исламисты пришли к власти, - уверен Евгений Сатановский, президент российского Института Ближнего Востока. - Как мы знаем из примеров своей собственной революции [большевистского переворота 1917 года], радикалы дорежут умеренных и будут править".

Причем исламское государство, возникшее на обломках прежней Джамахирии, это еще не самый худший вариант развития событий. Аналитики опасаются, что сегодняшнее кровопролитие - лишь начало полномасштабной гражданской войны, которая продлится долгие годы.

Альберт Штаель, профессор Института стратегических исследований Цюрихского университета, в комментариях Корреспонденту прогнозирует для Ливии судьбу другого африканского государства - Сомали. Там после свержения диктатора Саида Мухаммеда Барре на протяжении 20 лет не утихают межплеменные распри.

"Слишком много доступного оружия. Различные племена. Множество конфликтов между арабами и берберами [вместе с туарегами - основные этнические группы страны]. Нет единства", - объясняет эксперт ключевые моменты, способные запустить в Ливии сомалийский сценарий.

По мнению Сатановского, будущее Ливии - это шариат, гражданская война, Аль-Каида и ее соперничество с другими исламистскими группировками, легальная и нелегальная миграция и межплеменное соперничество.

Лихая весна

Авторитетный ливийский ученый Али аль-Саллаби уверен, что после долгих десятилетий притеснения представители происламских сил должны наконец-то занять достойное место в политике. "В прошлом они были лишены возможности претворять в жизнь принципы ислама", - считает он. Мол, такой путь для страны неизбежен.

Для региона, пережившего арабскую весну, перспектива исламизации - по пути Ирана или Сомали, - не является чем-то исключительным. Схожее направление выбирают для себя и другие государства, где недавно пали светские режимы многолетних диктаторов.

Так, недавно на парламентских выборах в Тунисе победу одержала умеренная исламистская партия Ан-Нахда, в то время как светские левоцентристские политики оказались в числе аутсайдеров. По схожему сценарию развивается ситуация и в Египте, где фаворитом назначенных на ноябрь парламентских выборов стала радикальная исламская партия Братья-мусульмане.

После долгих десятилетий притеснения представители происламских сил должны наконец-то занять достойное место в политике

"Египет - это исламское государство и ничего более", - кратко описал свое видение будущего мировой туристической Мекки Собхи Салех, представитель Братьев-мусульман.

Видя все это, Сатановский все более укрепляется во мнении, что ожидать от арабского региона расцвета демократии в ее западном варианте не стоит. Ведь здесь, в отличие от ЕС и США, религия не отделена от власти, история парламентаризма крохотная и светские реформы не изменили общества. Поэтому чуда не будет - будет так, как было всегда.

"Нет недиктаторов на Ближнем Востоке и в Африке. Не бывает. Там система правления - или авторитарная светская диктатура, или монархия, или племенная анархия в стиле Сомали, Судана, Афганистана, Ирака, где формально, может, и существует государство, а на самом деле всем заправляют племенные шейхи, лидеры местных криминальных группировок и так далее", - резюмирует эксперт.

Плохо кончили

Многие диктаторы современности в итоге были убиты, казнены или скончались в тюрьме

Муаммар Каддафи, Ливия

Годы правления: 1969-2011

Лет у власти: 42

Муаммар Каддафи пришел к власти вследствие военного переворота и, заняв сразу несколько постов, единолично управлял государством в течение 42 лет. Собственное видение идеального социального устройства полковник изложил в своей программной работе, Зеленой книге, согласно которой власть в Ливийской Джамахирии должна была основываться на системе революционных комитетов.

Режим Каддафи ознаменовался некоторым улучшением социальных показателей (вырос уровень грамотности, заработала система здравоохранения, ливийцев обеспечили жильем) с одной стороны и кардинальным изменением общественных норм с другой. Реформы шли бок о бок с насилием и репрессиями против несогласных с режимом. Ливия поддерживала революционные движения, в том числе террористические, по всему миру. За время правления Каддафи Джамахирия несколько раз вступала в вооруженные конфликты с соседями.

В результате революции 2011 года резиденция Каддафи была захвачена повстанцами, а сам он был убит 20 октября в Сирте.

Саддам Хусейн, Ирак

Годы правления: 1979-2003

Лет у власти: 24

Спустя неделю после прихода к власти Саддам Хусейн объявил о раскрытии заговора в возглавляемой им партии Баас, вследствие чего 68 чиновников-"заговорщиков" были арестованы, а 21 казнен.

Общее число жертв режима Хусейна, по разным оценкам, достигло 1 млн. Во время правления Хусейна Ирак был вовлечен в несколько вооруженных конфликтов. Жертвами ирано-иракской войны стали около 300 тыс. человек, в ходе вторжения в Кувейт и последовавшей за ним расправы над курдами и шиитами погибли сотни тысяч. Десятки тысяч заключенных подвергались пыткам.

Хусейн схвачен 13 декабря 2003 года после вторжения американцев в Ирак. В ноябре 2006-го приговорен к смертной казни, а месяц спустя повешен. Казнь транслировалась по иракскому телевидению

Слободан Милошевич, Сербия, Югославия

Годы правления: 1989-2000

Лет у власти: 11

Вскоре после избрания на пост президента Слободан Милошевич существенно ограничил автономию Косова, что вызвало волну протестов в регионе. Тогда в Косово были введены военные подразделения. В 1991 году, после провозглашения независимости Словенией и Хорватией, входивших в состав Югославии, Милошевич, выступая под лозунгом сохранения территориального единства, направил в эти республики войска. Обострение ситуации вылилось в гражданскую войну, в ходе которой погибли сотни тысяч человек с обеих сторон.

Милошевич проиграл президентские выборы 2000 года, однако лишь акции протеста и давление Запада вынудили диктатора признать поражение.

В марте 2001-го был арестован сербской полицией и передан Международному трибуналу по бывшей Югославии. Экс-главу государства обвинили в депортациях, массовых казнях во время войны в Косове, а также масштабных этнических чистках в Хорватии, Боснии и Герцеговине.

Умер от сердечного приступа 11 марта 2006 года в камере тюрьмы Шевенинген в Гааге до вынесения приговора

Аугусто Пиночет, Чили

Годы правления: 1973-1990

Лет у власти: 17

Аугусто Пиночет пришел к власти в результате военного переворота. Оппозиционная ему компартия сразу же была объявлена врагом номер один, вследствие чего за годы правления диктатора несколько тысяч противников режима были убиты, десятки тысяч арестованы и подвергнуты пыткам. Пиночет ушел с поста добровольно после того, как большинство чилийцев высказались на референдуме за возвращение гражданского правительства.

В 1998 году Испания обвинила предводителя хунты в убийстве своих граждан. Вскоре после этого верховный суд Чили лишил Пиночета неприкосновенности, против него были выдвинуты обвинения в похищении людей, убийствах, нарушении прав человека и коррупции.

Умер 10 декабря 2006 года после сердечного приступа в госпитале Сантьяго до окончания судебного процесса

Николае Чаушеску, Румыния

Годы правления: 1974-1989

Лет у власти: 24

После прихода к власти Николае Чаушеску учредил для себя должность президента, закрепив за собой этот пост пожизненно, назначил супругу Елену первым помощником премьер-министра, а сына - руководителем одной из провинций страны.

Когда в декабре 1989 года в стране начались массовые акции протеста, чету Чаушеску арестовали и отправили под суд, где им предъявили обвинения в разрушении национальной экономики, вооруженном выступлении против народа, а также уничтожении госинститутов.

25 декабря 1989 года Чаушеску вместе с женой признаны виновными по всем выдвинутым обвинениям и расстреляны.

Пол Пот, Камбоджа

Годы правления: 1974-1979

Лет у власти: 4 года

За четыре года правления красные кхмеры - коммунистическое движение страны во главе с Пол Потом (настоящее имя Салот Сар) - уничтожило около 2 млн человек (четверть населения Камбоджи) и полностью разрушило ее экономику. Ради построения бесклассового аграрного общества всех камбоджийцев насильно переселяли из городов в села, обязывали работать в поле и жить в коммуне. Границы были закрыты, деньги уничтожены, всех протестующих против режима расстреливали или забивали насмерть мотыгами.

В 1979 году правительство Пол Пота было свергнуто в результате вторжения вьетнамской армии, а сам лидер кхмеров со сторонниками бежал в джунгли.

Умер в глубинке страны при странных обстоятельствах (по некоторым данным, был отравлен) 16 апреля 1998 года - до начала процесса по обвинению в преступлениях против человечества.

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 28 октября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: журнал Корреспондент Ливия Каддафи шариат