Художники Синтия Марселле и Александр Ройтбурд рассказали Корреспонденту о современном искусстве
Два художника-звезды, рожденных и творящих по разные стороны земного шара - в Бразилии и Украине, - перед открытием своих персональных выставок в киевском PinchukArtCentre ответили на восемь одинаковых вопросов в интервью журналу Корреспондент.
Речь идет о бразильской художнице Синтии Марселле, обладательнице Главной премии Future Generation Art Prize 2010, и одном из самых дорогих украинских художников Александре Ройтбурде.
На вопрос Как бы вы объяснили неискушенному зрителю, что такое contemporary art? Марселле ответила, что современное искусство - явление, которое постоянно меняется. Но в любом случае это что-то, что переносит публику в другую ситуацию, в другое место.
"Я не уверена, что [это краткое] объяснение прояснит все его многочисленные идеи, но я думаю, contemporary art - это точка зрения. И она побуждает публику думать и чувствовать и способна изменить зрителя. Но и эта точка зрения тоже может меняться: например, в зависимости от того, где вы находитесь, это значение может разрушаться, и та же работа в другом месте зазвучит совершенно по-другому", - отметила Синтия.
В свою очередь Александр Ройтбурд ответил:
"Как рассказать человеку, который начал смотреть фильм на 265-й серии, как все началось и как к этому пришло? Кто потерял память, кто от кого родил ребенка, кто с кем кому изменил? Это сложно, надо смотреть сначала. Либо воспринимать все таким, как есть. Вряд ли у неискушенного зрителя в результате объяснения появится понимание. Да и понимание, наверное, не обязательно. Гораздо важнее приятие и привычка. Просто надо снять установку "все непонятное раздражает". Ведь когда раздражает, сразу включается агрессия. Вот эту агрессию надо выключить, и все будет нормально".
Художники также попытались охарактеризовать современное искусство своей страны. Так, Синтия Марселле рассказала Корреспонденту, что в Бразилии есть "очень традиционное направление, стиль, который называется неоконкретизм. [Художественное движение в Бразилии, возникшее как реакция на математическую точность в искусстве. Его участники вводили субъективные, символические и природные элементы и материалы в свои работы, а в форме предпочитали округлые, мягкие очертания]".
"Они открыли мир искусства широкой публике, поскольку их эксперименты были более чувственными, рассчитанными на эмоциональное восприятие", - отметила художница.
Ройтбурд в свою очередь считает, что украинское искусство не сильно отличается от мирового.
"Мы те же люди, слушаем ту же музыку, смотрим те же фильмы, едим те же продукты. А основное отличие связано с тем, что у нас остатки старой советской системы функционирования искусства, поэтому какие-то определенные виды художественной активности остаются совершенно невостребованными. У нас жлобское государство, поэтому бюджет на культуру - в рамках статистической погрешности [то есть до 7%] и уходит в основном не на культуру, а на какую-то ее имитацию. Нет серьезно финансируемых государством кураторских проектов, которые бы позволяли создавать новые формы, большие скульптуры, инсталляции", - отметил он.
"Мариновать все это в мастерской художник не имеет возможности, поэтому доминирует в современном искусстве Украины живопись. Не сказал бы, что это хорошо, хотя сам я люблю живопись. Не чувствую себя по этому поводу ущемленным, но в свое время, если бы были реальные механизмы, я бы реализовался другим образом", - добавил художник.
Полностью интервью Синтии Марселле и Александра Ройтбурда читайте в новом номере журнала Корреспондент №43 (480) от 4 ноября 2011 года.
Корреспондент.net