Корреспондент: Красочный протест. Мастера украинского стрит-арта низвергают социальные шаблоны и политические авторитеты

8 ноября 2011, 10:44
💬 0
👁 214

Мастера стрит-арта с именем и без быстро осваивают серые стены украинских городов, попутно низвергая социальные шаблоны и политические авторитеты, - пишет Инна Прядко в №43 журнала Корреспондент от 4 ноября 2011 года.

Молодая пара, чьи фигуры составлены из символов самых популярных торговых брендов мира, а яблоком раздора им служит ядовито-зеленый логотип Apple, - эдакие Адам и Ева эпохи потребления. Спецназовец, замахнувшийся на беззащитную фигуру. Иосиф Сталин в фуфайке дворника, деловито сметающий в кучу символы мира, включая христианский крест и мусульманский полумесяц.

Подобных провокационных рисунков на зданиях Симферополя насчитывается уже более двух десятков, и жители столицы Крыма тщетно пытаются выследить, кто же оставляет эти художества.

Их работы это уже не традиционные граффити, зачастую понятные лишь самим авторам, а рисунки с ясным и зачастую глубоким смыслом.

Автора, подписывающего свои творения незамысловатым никнеймом Шарик, уже окрестили крымским Бэнкси - так зовут знаменитого британского граффитчика, прославившегося своими авангардными рисунками, разрушающими традиционные общественные нормы, чья личность не установлена полицией до сих пор.

Последователи эксцентричного британца сегодня появились практически во всех крупнейших городах Украины. Их работы это уже не традиционные граффити, зачастую понятные лишь самим авторам, а рисунки с ясным и зачастую глубоким смыслом. Анонимные художники бросают вызов и традиционному искусству, и государственным устоям, и общепринятым нормам поведения.

"Стрит-арт обладает колоссальной имиджевой силой: люди воспринимают независимое, неконтролируемое, не согласованное с властями высказывание", - говорит Иосиф Бакштейн, директор российского Института проблем современного искусства. Как в России, так и в Украине он считается одним из главных специалистов по стрит-арту.

Разочаровавшиеся в своих политических кумирах украинцы ищут новых лидеров и новые формы протеста. Стрит-арт - как раз то, что надо

Аналитики связывают массовые проявления такого протестного искусства с ситуацией, которая зреет в обществе: разочаровавшиеся в своих политических кумирах украинцы ищут новых лидеров и новые формы протеста. Стрит-арт - как раз то, что надо.

Масштабно, заметно и в то же время совершенно независимо - так характеризует уличное искусство психолог Алевтина Шевченко. "Мощность социальной составляющей художественных работ определяется острой социальной ситуацией в Украине", - отмечает эксперт.

Инкогнито из Донецка

В том, что стрит-арт - зеркало реальности, нынешним летом убедились жители Донецка. Уличный художник, скрывающийся под псевдонимом Михалыч, заполнил столицу Донбасса работами, раскрывающими колорит этого и многих других подобных постсоветских регионов: на стенах города - гопники в спортивных костюмах, лузгающие семечки, вульгарные дискотечные девицы и полукриминальные личности, сидящие по-тюремному на корточках.

Одиозные персонажи массово-тусовочной субкультуры появились в виде больших графических портретов, наклеенных на зданиях и остановках. Провокационную серию, названную автором Со стороны, местные жители приняли в штыки: уже через неделю от доброй части бумажных фигур почти ничего не осталось.

На стенах города - гопники в спортивных костюмах,лузгающие семечки, вульгарные дискотечные девицы и полукриминальные личности,сидящие по-тюремному на кор

"Не нравится нашим людям на стенах ничего, кроме рекламы и объявлений, - сетует Михалыч на своей странице в Facebook, но при этом грозно предупреждает, что на достигнутом не остановится. - Это только начало!"

К творчеству его симферопольского коллеги Шарика окружающие отнеслись снисходительнее. "Рисунки настолько интересны и необычны, что большинство из них никто не решается чем-то закрыть", - утверждает местный журналист Александр Калинчук. Он подчеркивает, что мастер стирт-арта вызывает у горожан скорее симпатию, чем раздражение.

По словам Калинчука, негативной реакция была лишь однажды, да и то, вероятнее всего, со стороны властей: портреты Виктора Януковича и Николая Азарова, появившиеся прямо на мусорных ящиках напротив Верховного совета Крыма, исчезли на следующий же день вместе с ящиками.

Впрочем, украинские уличные художники далеко не сплошь анархисты и революционеры, и чисто декоративная миссия им не чужда: яркие рисунки, каково бы ни было их содержание, в любом случае оживляют серую атмосферу постсоветских городов, рассуждают они.

Рисунки настолько интересны и необычны, что большинство из них никто не решается чем-то закрыть

"Меняется образ жизни, дети растут в другой среде, видят, что на стенах можно рисовать, что что-то делается не ради денег", - считает художник Роман Минин, который уже третий год проводит в Харькове фестиваль StreetArtFest. По его твердому убеждению, уличные картинки влияют на общественные устои, даже если напрямую и не кричат о социальных проблемах.

Однажды Минин, выпускник Харьковской академии дизайна и искусств, после нескольких лет скучной настенной росписи под заказ капризных клиентов отважился сделать своим главным полотном свободные городские стены.

С тех пор его пристрастие к монументально-декоративному искусству обрело второе дыхание в десятках работ - от вариаций на тему массовых идолов, как в работе Мадонна-Марадона, и до стилизованных под соцарт зарисовок шахтерского быта, а также попыток тематически оживить городское пространство. К примеру, он снабдил улицы Пушкинскую и Гоголевскую соответствующими персонажами из произведений писателей.

Наши панельные девяти-, пяти-, трехэтажные дома еще простоят очень долго, и на торцах этих советских суррогатов нужны проекты в стиле стрит-арт

"Наши панельные девяти-, пяти-, трехэтажные дома еще простоят очень долго, и на торцах этих советских суррогатов нужны проекты в стиле стрит-арт", - уверен в пользе нового искусства художник из Сум Константин Аленинский, недавно организовавший в родном городе маштабный арт-проект Резервация - в его рамках художники "освоили" пространство Сумской ТЭЦ.

Дальше всех в оживлении унылых стен пошла киевская группа Interesni Kazki в составе Алексея Бордусова и Владимира Манжоса. Их узнаваемые фантасмагорические герои и яркие истории-сны украсили в столице не одну промзону, а также фасады хрущевок, опоры мостов и крупные торговые центры.

Нарушая запреты

Киевский художник Анатолий Белов к стилю таинственных звезд эпатажа из Симферополя и Донецка хотя и относится скептически - мол, не дает им покоя слава Бэнкси, - но их права на социальный протест не отрицает.

"Улица тем и крута, что высказаться может каждый и цензоров нет", - резюмирует художник.

Четыре года назад Белов, желая выйти за рамки тесного галерейного формата, расклеил по Киеву свою первую серию уличной графики Мы не маргиналы, в которой изобразил себя и своих коллег по цеху.

Его серия Почем(у) мораль? 2009 года, где главными персонажами были люди с потребительскими корзинками вместо голов, стала ответом на принятие Верховной Радой Закона о защите общественной морали

С тех пор он регулярно будоражит столицу стрит-арт-проектами на острые темы. Так, его серия Почем(у) мораль? 2009 года, где главными персонажами были люди с потребительскими корзинками вместо голов, стала ответом на принятие Верховной Радой Закона о защите общественной морали.

А героев своего проекта Баланс (2010) Белов поместил на верхушки шатких несуразных пирамид из накопленных материальных ценностей. "Улица своей формой, структурой, контекстом, атмосферой меняет рисунок, вдыхает в него жизнь, и если вдруг появляется что-то действительно интересное - происходит взрыв", - объясняет художник механизм действия стрит-арта.

Правда, Бордусов и Манжос, мастера, чье творчество признано далеко за пределами родины, считают, что возможностей устроить такой взрыв у художников-соотечественников, которые не хотят играть в Бэнкси, а желают творить открыто, значительно меньше, чем у их зарубежных коллег.

"В Киеве почти невозможно заниматься масштабным стрит-артом по многим причинам - чиновничий бюрократизм при получении разрешений, отсутствие заинтересованных спонсоров", - рассказывает Бордусов, приводя в пример свою работу над одним из проектов в США. Мол, власти Майами полностью отдали на откуп ведущим стрит-арт-художникам мира целый индустриальный район, который в дальнейшем планируется сделать культурным центром города.

В Киеве почти невозможно заниматься масштабным стрит-артом по многим причинам - чиновничий бюрократизм при получении разрешений, отсутствие заинтересованных спонсоров

Хотя украинские власти делают первые робкие шаги навстречу передовому культурному явлению - за последний год фестивали стрит-арта прошли при поддержке мэров и губернаторов в Днепропетровске, Сумах и Харькове, но, по признанию самих художников, абсолютной свободы самовыражения они не получили.

"Если тебе власть дает леса, машину и краску, чтобы ты рисовал, то она, как правило, очень четко и хорошо знает, что именно ты должен нарисовать", - уверен харьковский художник Гамлет Зиньковский.

Готовность общества воспринять стрит-арт как альтернативный взгляд на мир, не вписывая его в определенные рамки, напрямую зависит от развитости гражданского общества, убежден Бакштейн.

"И в Украине, и в России этот процесс - становление гражданского общества - пока идет достаточно сложно, но, мне кажется, вы [Украина] здесь можете дать нам пример", - говорит эксперт. Он подчеркивает, что в западном мире уличное искусство гораздо более органично взаимодействует с общественными институтами.

Если тебе власть дает леса, машину и краску, чтобы ты рисовал, то она, как правило, очень четко и хорошо знает, что именно ты должен нарисовать

В то же время, чем жестче рамки государства, тем настойчивее уличное искусство стремится их разрушить, считают эксперты. "Украинский стрит-арт гораздо более скромный [чем европейский и американский], он более настроен в сторону социальной полемики, а не индивидуальной, эстетической или сексуальной", - отмечает украинский арт-критик Константин Дорошенко.

И ориентацию отечественных настенных рисунков специалисты объясняют крайней заполитизированностью украинского общества. По словам Шевченко, протестный месседж, который во время оранжевой революции в 2004 году был прямым, лобовым и четко направленным, из мощного потока разбился на множество ручейков один из которых - социальный стрит-арт.

"Выбрать, из какого ручья напиться, сейчас нелегко, - образно развивает она свою мысль. - Но жажда выразить несогласие намного больше, чем была семь лет назад".

Однако и без социальной нагрузки стрит-арт способен повлиять на атмосферу в обществе, убежден Бакштейн. "Главное, он расширяет пространство в головах людей, в восприятии ими собственных городов и тех городов, в которые они попадают, а также внутреннее пространство и пространство вкуса - и это очень интересно", - резюмирует искусствовед.

***

Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 4 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: искусство журнал Корреспондент графити протест