Корреспондент: Проглотили пилюлю. Украинцы лечатся таблетками, от которых давно отказались во многих странах мира
Украинцы лечатся таблетками, от которых давно отказались во многих странах мира. Эксперты-медики уверены: 40% препаратов на отечественном рынке неэффективны и опасны для здоровья, - пишет Каролина Тымкив в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года.
30-летняя киевлянка Анна, попросившая не называть ее фамилию в печати, отправляясь в Финляндию, взяла с собой купленное в обычной столичной аптеке без рецепта кардиологическое и успокоительное средство Корвалтаб - аналог широко используемого в Украине Корвалола. Она даже не подозревала, что препарат, содержащий вещество фенобарбитал, по финским законам приравнивается к наркотику и его ввоз в страну уголовно наказуем.
"Даже не помню, где лежала косметичка с лекарствами - в ручной клади или в багаже. Ехали автобусом, какого-то особого досмотра не было. Так и провезли!" - вспоминает теперь Анна, узнавшая о статусе провезенного ею препарата от местного гида. Чтобы не рисковать на обратном пути, в финской гостинице она избавилась от Корвалтаба.
Небезосновательные опасения за рубежом вызывает не только популярный Корвалол, ежегодный объем продаж которого в Украине составляет 16 млн упаковок, но и главные таблетки от боли - Анальгин (30 млн упаковок в год).
Небезосновательные опасения за рубежом вызывает не только популярный Корвалол, ежегодный объем продаж которого в Украине составляет 16 млн упаковок, но и главные таблетки от боли - Анальгин (30 млн упаковок в год). По мнению медиков из 40 стран мира, эти средства опасны для здоровья, поэтому они там запрещены.
А популярные в Украине противовирусный Арбидол и сердечный Валидол не используются в Западной Европе из-за недоказанности их эффективности. Также сомнительным средством в ЕС считается Эссенциале форте для лечения печени, тогда как в Украине, по данным аналитической компании Business Credit, в 2010 году этот препарат занял вторую позицию по объемам продаж.
Сергей Сур, директор по вопросам разработок и исследований украинской фармацевтической корпорации Arterium, разное отношение закона и медиков к одним и тем же препаратам объясняет более жесткими требованиями к обороту лекарственных средств в Западной Европе.
К тому же, добавляет эксперт, ведущие мировые фармкомпании, стремясь быстрее получить прибыль от новейших препаратов, регистрируют их прежде всего на крупнейших мировых рынках - в США, ЕС и Японии.
Популярные в Украине противовирусный Арбидол и сердечный Валидол не используются в Западной Европе из-за недоказанности их эффективности
"В Украине такие продукты, как правило, регистрируются через пять-десять лет", - отмечает Сур.
Отечественным и зарубежным фармкомпаниям на украинском рынке гораздо выгоднее вкладывать средства в рекламу лекарств, чем в их клинические испытания, продолжает тему Николай Полищук, экс-министр здравоохранения. Государство слабо контролирует этот процесс, а доктора, выписывающие рецепты, зависимы от лоббизма производителей тех или иных препаратов - в итоге, по мнению Полищука, украинцы лечатся сомнительными средствами.
"В прошлом году в Украине было продано медикаментов на 20 млрд грн., и 40% из них неэффективны или опасны для людей", - убежден Полищук.
Без лекарств, давно отвергнутых западной медициной, - таких как Анальгин или Корвалол - безденежной государственной медицине просто нечем будет лечить соотечественников, описывают критическую ситуацию эксперты: мол, это дешевые средства, и в данном ценовом сегменте в Украине у них аналогов нет.
Однако в Минздраве уверяют, что все препараты проходят в Украине тщательную экспертизу и регистрируются согласно европейским стандартам. "В этом процессе задействованы десятки специалистов, ведущих клиницистов, фармацевтов, профессоров, которые входят в состав экспертной группы", - рассказывает Василий Блихар, гендиректор Государственного экспертного центра Минздрава.
Анальгиновый рай
Индийский жаропонижающий препарат Найз, содержащий вещество нимесулид, в странах Западной Европы из-за токсичного влияния на печень никогда не назначали детям, не достигшим 12 лет.
В Украине с 2000 по 2007 год это ограничение даже не было прописано в инструкции к лекарству, и сегодня врачи по привычке рекомендуют Найз самым маленьким пациентам.
Так случилось, когда пару лет назад серьезно заболел трехлетний сын Елены. Чтобы сбить температуру, она по совету педиатра дала малышу Найз. "Он дал побочный эффект. У сына было сильнейшее отравление", - вспоминает Елена.
Аспирин разрушает ослабленные болезнью кровеносные сосуды и провоцирует кровотечения, а у детей еще и дает тяжелые осложнения на печень
Массу осложнений может вызвать теофелин, который используется во многих препаратах от бронхиальной астмы, говорит Полищук, а они свободно продаются в Украине, хотя запрещены на Западе.
Известная каждому украинцу с детства ацетилсалициловая кислота, или Аспирин, который чаще всего здесь применяют для снижения температуры при ОРЗ, врачи Западной Европы и США не рекомендуют своим пациентам употреблять как раз при простудных заболеваниях, а также детям до 15 лет. По их мнению, Аспирин разрушает ослабленные болезнью кровеносные сосуды и провоцирует кровотечения, а у детей еще и дает тяжелые осложнения на печень.
Во Франции, США, Швейцарии и Германии из-за сомнительной эффективности отказались от спазмолитиков с дротаверином, а в Украине они популярны, приводит следующий пример Виктор Сердюк, президент Всеукраинского союза защиты прав пациентов.
В той же категории средств, от которых ни вреда ни пользы, оказался популярный среди украинцев препарат Актовегин, предназначенный для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
Тем временем недостатка в альтернативах лекарствам, исключенным из аптечного прейскуранта, европейцы не испытывают. После того как вышеупомянутый Корвалол несколько лет назад запретили в Латвии и Литве, местные жители без доступных и эффективных успокаивающих средств не остались.
В той же категории средств, от которых ни вреда ни пользы, оказался популярный среди украинцев препарат Актовегин, предназначенный для лечения сердечно-сосудистых заболеваний
"Крупные фармацевтические компании выпустили отличные аналоги", - рассказывает Инга Эйда, директор латвийской туристической компании Kandahar group tour operator.
Впрочем, нередко случается, что и в рамках Евросоюза нет единого мнения по поводу того или иного препарата.
Например, Анальгин в Великобритании и Швеции запретили еще 30 лет назад, поскольку тамошние медики установили, что его частое применение негативно влияет на костный мозг, провоцируя заболевания, связанные с системой кроветворения.
Тем временем в Болгарии, Польше, Испании Анальгин до сих пор свободно отпускается в аптеках. А в Германии, по словам киевлянки Татьяны Косиловой, постоянно живущей там вот уже десять лет, его можно приобрести только по рецепту.
Такой разнобой во взглядах на легитимность медпрепаратов, по мнению Блихара, - обычное явление. Идентичных списков разрешенных к продаже препаратов не может быть априори, говорит он. Мол, в каждой стране в первую очередь регистрируются национальные разработки, а уж затем при необходимости импортные.
Анальгин в Великобритании и Швеции запретили еще 30 лет назад, поскольку тамошние медики установили, что его частое применение негативно влияет на костный мозг
Кроме того, продажа и применение тех или иных лекарственных средств зависит от распространенности в данной стране определенных заболеваний, от климатических условий и даже генетических особенностей различных наций.
Однако Раса Баушене, медицинский директор литовской частной клиники Kardiolita, готова возразить своему украинскому коллеге. Она убеждена, что национальные особенности и эффективность лекарства никак не взаимосвязаны.
"Да, у разных народов из-за образа жизни есть определенные склонности к заболеваниям, но чтобы лекарство действовало на человека с учетом того, живет он в Антарктике или в Европе, - такого не слышала", - удивлена Баушене.
Сама Баушене отличия лекарственных списков связывает скорее с традициями местного здравоохранения - мол, врачи в каждой стране привыкли назначать определенный набор препаратов.
Кроме того, по ее словам, в странах ЕС согласно правилам страховой медицины государство частично возмещает расходы на лекарства застрахованным гражданам, и регистрация тех или иных новинок, особенно дорогостоящих, зависит от экономического развития страны - сможет ли госказна компенсировать их стоимость.
В странах ЕС согласно правилам страховой медицины государство частично возмещает расходы на лекарства застрахованным гражданам, и регистрация тех или иных новинок, особенно дорогостоящих, зависит от экономического развития страны
Так, в Германии, по словам экспертов из Университетской клиники города Фрайбурга, существуют национальные стандарты, в которых написано, какие медикаменты применяются при каких заболеваниях. Эти стандарты не носят принудительного характера, а являются своего рода руководством для врачей и аптек. Существует также список медикаментов, не оплачиваемых медицинскими страховыми компаниями.
А в США список рекомендуемых лекарств может существенно отличаться даже у разных страховщиков, рассказывает Марк Левин, директор детского кардиохирургического госпиталя в Сиэтле, объясняя это социальным положением клиентов: дешевые страховые компании используют самые простые средства, а дорогие - новейшие фармацевтические разработки.
Фуфло-медицина
По данным медицинской статистики, в США от врачебных ошибок, связанных с неправильным применением лекарственных средств, ежегодно умирают около 7 тыс. человек, в Китае - 200 тыс. Во Франции, согласно отчету тамошнего минздрава, в течение 2004-2009 годов было зафиксировано 395 тыс. случаев тяжелых последствий нерациональной фармакотерапии.
По словам Полищука, в Украине подобная статистика не ведется, но количество пострадавших от некачественных и опасных препаратов здесь в разы больше, чем в странах ЕС.
Однако еще десять лет назад регистрация новых лекарственных средств в Украине была довольно либеральной. Например, учреждения, проводившие их испытания, не всегда предоставляли сведения о побочных эффектах. На украинский рынок могло попасть немало неэффективных и даже опасных препаратов, резюмирует Полищук.
Во Франции, согласно отчету тамошнего минздрава, в течение 2004-2009 годов было зафиксировано 395 тыс. случаев тяжелых последствий нерациональной фармакотерапии.
Сегодня этот процесс более суров и длится приблизительно столько же, сколько в странах ЕС, - около семи месяцев. А вот стоимость данной процедуры в Украине значительно ниже, чем на Западе. Здесь компании-производителю она обойдется в $ 10-12 тыс., тогда как в Германии - $ 55 тыс., в Великобритании - сотни тысяч долларов, в США - и вовсе заоблачные $ 6-7 млн.
Легко выйти на украинский рынок можно благодаря не только дешевизне регистрации, но и возможности "договориться" с Минздравом за откаты - и убрать со своего пути конкурентов.
"В Украине действует сильнейшее фармакологическое лобби, победить которое не в силах ни врач, ни больница", - констатирует семейный врач Константин Зеленский.
Однако представитель Минздрава Блихар категорически отрицает участие своего ведомства в этом процессе.
Впрочем, Украина - лакомый кусочек для фармкомпаний и по вполне объективным причинам. По масштабам прибыли на постсоветском пространстве отечественный фармрынок занимает второе место после российского - в прошлом году, по данным исследовательской компании Proxima Research, он достиг 23,2 млрд грн.
В Украине действует сильнейшее фармакологическое лобби, победить которое не в силах ни врач, ни больница
Только за восемь месяцев 2011 года украинский фармрынок вырос на 17,8%, и сегодня в стране зарегистрировано около 14 тыс. лекарственных препаратов, более 80% которых — иностранного производства.
Этот рынок раздут в десятки раз, убежден известный телепедиатр Евгений Комаровский. "Лишь 10% препаратов от этого числа имеют лечебные свойства, а все остальное - фуфло-медицина", - резок он в оценках.
Общенациональный лечебный эффект снижает и распространенная среди украинских медиков практика, когда они назначают препараты за вознаграждение от фармкомпаний, а также излишняя доверчивость соотечественников к рекламе лекарств и их склонность к самолечению.
В странах ЕС назначение препаратов регламентируется гораздо жестче. Так, без рецептов там продается 20-30% средств, в то время как украинская норма - 39%, но, по наблюдениям экспертов, и она не соблюдается.
Также в западноевропейской врачебной практике приняты специальные лекарственные формуляры, четко указывающие, какие препараты выписывать в том или ином случае. За этими следят медицинские страховые компании, не заинтересованные в неэффективном лечении. Кстати, введение в Украине страховой медицины, по мнению экспертов, способно навести порядок и в отечественном обороте лекарств.
Общенациональный лечебный эффект снижает и распространенная среди украинских медиков практика, когда они назначают препараты за вознаграждение от фармкомпаний
Терапевт из Донецка Николай Рутченко, проработавший несколько лет в Ливии, ратует также и за принятие закона, который позволил бы допускать в Украину препараты, прошедшие сертификацию в Западной Европе. Он уверен, что после этого более половины лекарственного рынка [неэффективные импортные препараты] сразу же исчезнет из аптек.
А вот с отечественными Анальгином, Корвалолом, Валидолом и другими лекарствами прошлых поколений Украина расстанется не скоро, полагают эксперты. Мол, это дешевые средства, аналогов которым пока в стране нет. "Тем же врачам скорой вообще нечем будет оказывать медицинскую помощь", - объясняет Комаровский.
Он считает, что вопрос изменения списка разрешенных препаратов - дело не одного дня. "Прежде чем что-то запрещать, необходимо создать альтернативу, то есть чтобы новые лекарства были всем доступны. Если такой возможности нет, тогда даже не стоит браться за это дело", - резюмирует педиатр.
Но, по мнению Зеленского, в ближайшее время отечественному рынку не избежать влияния мощных мировых корпораций. "С оглядкой на них и будут составляться "новые" списки старых препаратов. Поэтому рекомендую украинцам искать не лекарства и диагноз в интернете, а доктора, которому бы они доверяли", - резюмирует врач.
Не их средство
Наиболее популярные в Украине лекарства, которые запрещены или не рекомендуются к продаже во многих странах мира
Актовегин
Используется после инсультов, черепно-мозговых травм, при нарушениях кровообращения
В США, странах Западной Европы, Австралии, Канаде, Японии и большинстве других стран мира не одобрен к применению из-за использования при производстве препарата крови молочных телят
Анальгин
Болеутоляющее и жаропонижающие средство
В ряде стран ЕС, в США, Японии, Австралии запрещен из-за осложнений на систему кроветворения. В Германии отпускается только по рецепту врача
Ацетилсалициловая кислота (Аспирин)
Обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное средство. Рекомендуется при лихорадочных состояниях, головной боли, невралгиях
Во многих странах препарат не рекомендуют принимать во время гриппа, так как он может разрушать кровеносные сосуды, а также детям, поскольку он дает тяжелые осложнения на печень
Валидол
Седативное и сосудорасширяющее средство, применяемое при неврозах, истерии, дистонии, стенокардии, морской болезни
В большинстве стран Европейского союза препарат не используется из-за недоказанности его эффективности
Корвалол
Седативное и спазмолитическое средство, применяемое при неврозах, бессоннице, тахикардии
Препарат практически неизвестен за пределами Восточной Европы. Во многих странах приравнивается к наркотику и запрещен к ввозу
Эссенциале
Используется для лечения заболеваний печени. Рекомендуется при гепатите, циррозе печени, токсикозе беременности
Убедительных данных, доказывающих эффективность препарата, нет.
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь