Корреспондент: Экономист-оптимист. Интервью с директором одного из наиболее авторитетных экономических аналитических центров в мире
Фред Бергстен, директор американского Института Петерсона, одного из наиболее авторитетных экономических аналитических центров мире, - о кризисе в Европе и перспективах Украины, - в интервью Ирине Соломка в №46 журнала Корреспондент от 25 ноября 2011 года.
Утром в пятницу, 18 ноября, человек, попавший в холл отеля Hyatt - одного из самых дорогих заведений подобного рода в Украине, - мог лицезреть зрелого мужчину в темно-синем деловом костюме. Почти утопая в мягком кожаном диване и закинув ногу на ногу, он попивал там свой утренний чай.
В самом чаепитии ничего экстраординарного не было, но вот сам по себе обитатель Hyatt - личность знаковая для мировой экономики. Ведь за неприметной внешностью скрывается один из самых влиятельных экономистов современности, основатель и директор Института Петерсона (Вашингтон) Фред Бергстен.
Он создал крупнейшую в мире исследовательскую организацию, работающую в сфере финансов, и на сегодня является самым цитируемым экономистом планеты. По оценкам экспертов, Бергстен входит ТОП-50 людей, наибольше ощутимо влияющих на мировые финансовые рынки.
Бергстен входит ТОП-50 людей, наибольше ощутимо влияющих на мировые финансовые рынки.
К советам этого человека прислушивается даже Барак Обама, президент США. Белый дом сейчас, к примеру, активно реализовывает идею директора Института Петерсона о создании Зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Несмотря на всемирное признание, 70-летний экономист почивать на лаврах не намерен. "Я достиг многого, но останавливаться нельзя", - говорит Бергстен.
В Киеве он приехал впервые, по приглашению филантропа и бизнесмена Виктора Пинчука, чтобы 18 ноября прочитать трем сотням украинских студентов лекцию на тему Как повернуть мировую экономику на правильный путь.
Кроме наставлений студентам Бергстен успел пообщаться с Корреспондентом и рассказать о будущем евро, доллара и юаня, а также дать Украине совет - ни в коем случае не упустить свой исторический шанс и сделать все, чтобы подписать Договор об ассоциации с ЕС.
- Сегодня все взгляды европейцев прикованы к Греции. Как вы оцениваете план по спасению этой страны, который сейчас подготовили в ЕС?
- Греция на самом деле сложный пример. У других стран, которые сейчас переживают трудности, - Италии, Испании, Португалии - проблемы временные. А вот с Грецией ситуация другая. Это страна со слабой и плохо конкурентоспособной экономикой, расходы которой во многом превышают доходы. Поэтому Греция - это большая проблема для ЕС. В то же время эта страна вызывает у меня некое сочувствие, особенно когда я вспоминаю ее старт в ЕС. Ведь рынки отнеслись к ней с большим оптимизмом и уважением. Она получила низкие процентные ставки по кредитам, почти как у Германии. Поэтому обидно, что шанс не был использован.
Но я не склонен хоронить эту страну. Здесь показателен пример Латвии. Она пережила огромнейший кризис три года назад, падение экономики было 25%. Но власти смогли адекватно оценить ситуацию и среагировать - максимально оптимизировать расходы. Сделано все было оперативно, что крайне важно, поэтому сейчас понемногу начался процесс выздоровления. И еще один важный факт - правительство, делавшее такие непопулярные шаги, было снова переизбрано. Это свидетельствует о том, что обычные люди отнеслись к не совсем приятным для себя преобразованиям с пониманием.
Ситуация с Латвией показывает: при адекватных мерах кризис преодолеть можно. В Греции сменилось правительство, и большинство населения в целом понимает, что нужно принимать не совсем популярные шаги.
- Но вы не считаете, что Греции нужно покинуть, например, еврозону, чтобы не тянуть за собой весь ЕС?
- Я абсолютно уверен, что в этом нет необходимости. Греция будет выбираться из ямы в любом случае. Конечно, сейчас происходящее отражается на курсе евро, но это временно, и нужно понимать риски. Какие-то радикальные меры против Греции повлияют на будущее страны - она лишится доступа к финансам, есть большой риск, что начнется регресс, она станет государством так называемого третьего мира.
- Насколько вы разделяете прогнозы отдельных экспертов относительно нового кризиса, с которым столкнется Европа уже весной?
- Это ошибка - ожидать нового кризиса. Ситуация будет улучшаться. Очень важно понимать, что половина мировой экономики сейчас - это так называемые развивающиеся рынки (Китай, Индия, Бразилия) - переживает бум, она активно растет.
Постепенно поднимается и экономика США. Да, рост еще медленный, около 2,5%, но в следующем году уже будет 3%. Именно поэтому вероятность нового кризиса все меньше. Конечно, еврозона переживает непростые времена. Но я всегда, когда меня спрашивают о перспективах ЕС, говорю: обращайте внимание не на то, что они [руководство ЕС и лидеры ключевых стран] говорят, а на то, что они делают. Каждый раз, когда возникают какие-то сложности, они всегда делают правильные вещи. В Греции и Италии уже поменялось правительство, это хороший знак.
Вся история европейской интеграции, в ходе которой было много сложных моментов, доказывает: с каждым кризисом ЕС становится сильнее. Европа делает один шаг назад и два вперед. И в этот раз ЕС выйдет из кризиса с новыми институтами, сильным экономическим союзом. Ведь когда ЕС создавался, то речь шла об экономическом и монетарном союзе, но пока путь проделан только наполовину, а нужно было идти до конца. У ЕС нет общей фискальной политики, например. Поэтому ЕС будет идти по пути создания единой европейской экономической системы управления.
Если я прав, то на этом фоне США и дальше не смогут совладать со своими проблемами и через два-три года мы, возможно, получим обратную ситуацию - евро станет резко укрепляться, а доллар слабеть. Произойдет существенная перестановка экономик. И это может стать источником нового давления на США [чтобы заставить их] начать решать свои основные экономические проблемы.
- Какие еще вызовы перед мировой экономикой вы видите сейчас?
- Отвечая на этот вопрос, хотел бы снова поделить мировую экономику на две части, которые весьма отличаются. Одна половина - это, как я уже сказал, развивающиеся страны, чьи рынки стремительно растут, в год в среднем на 6%. Они автономны и не зависят от того, что происходит в развитых странах. И это очень важно. Остальная экономика - США, Европа, Япония - переживает длительный период восстановления после глубокого финансового кризиса. Период полного выздоровления может занять пять-восемь лет, но это не новая рецессия.
В связи с этим нужно понимать, что рост экономики в США и Европе будет весьма скромным, пока их рынки не пройдут болезненный процесс восстановления. Сейчас рост всего около 2%.
Если говорить об Украине, то вы находитесь где-то посередине. С одной стороны, у вас большой потенциал роста развивающейся страны, с другой - вы не можете полностью избавиться от влияния рынков развитых стран, потому что Украина слишком близка к Европе. Вы где-то посередине, поэтому есть риски и нужно это учитывать.
- Вы не согласны с тем, что весной кризис может пережить Европа. А как насчет России? Согласно оценкам, в будущем году возможно падение цен на нефть, что ударит по экономике этой страны.
- По моим данным, цены на нефть продолжат небольшой рост и в 2012-м. Спрос на нее очень высокий, в том числе и среди активно развивающихся стран. Высокие цены на нефть - это своего рода индикатор того, что мировая экономика не такая уже слабая. Если экономика упадет, то вместе с ней рухнут и цены на нефть.
Высокие цены на нефть - это хорошо для России, но только в краткосрочной перспективе. Страна получает много денег, так что [премьер-министру РФ Владимиру] Путину, конечно, повезло, а вот населению и экономике нет. Вся эта ситуация расслабляет и совершенно не способствует проведению уже давно назревших серьезных экономических реформ. Необходимы преобразования, которые сделают экономику более динамичной и конкурентоспособной.
- В одной из своих последних авторских колонок вы доказывали, что миру нужны три мировые валюты.
- Безусловно. Долгое время доллар доминировал в мировой экономике. У него не было конкурентов, а экономика США была самой большой. И вот сейчас ситуация изменилась. Появился евро, а экономика ЕС превзошла своими масштабами США. Поэтому евро постепенно стал конкурировать с долларом. Конечно, сейчас из-за кризиса у валюты ЕС есть сложности. Но после кризиса она снова увеличит свою долю в мировых финансах и потеснит доллар.
Помимо Европы, на авансцену вышел Китай. Согласно некоторым подсчетам, его экономика уже сегодня больше, чем у США. Это самая большая торгующая страна, она - влиятельный и сильный игрок на глобальном рынке. Это означает, что ее валюта должна выходить на мировой уровень. Проблема лишь в том, что сам Китай сильно контролирует использование валюты, она частично конвертируема для расчетов, но не для инвестиций. Конечно, тут выбор за Китаем, когда снимать эти ограничения.
Но сегодня уже очевидно, что на мировом рынке валют три главных игрока - доллар, евро и юань. И лет через десять система трех валют заработает. Это очень хорошо, поскольку у нас будет конкуренция. Всемирная экономика не будет зависеть от валюты одной страны и ее экономики.
- Китая сегодня - страна с одной из наиболее динамично развивающихся экономик в мире. Но нет ли в такой ситуации скрытых рисков?
- Перед Китаем много рисков. Например, банки дают большие займы, поэтому может случиться банковский кризис. У страны демографические проблемы - население начинает быстро стареть. Существует большой риск, что Китай постареет еще до того, как станет богатым. США, Европа и Япония тоже стареют, но они богаты и в состоянии себе это позволить. В Китае старение может стать проблемой. Он также имеет политические проблемы: на фоне роста экономики все больше людей ожидают открытости и демократичности.
Раньше говорили, что если у США простуда, то у остального мира - сразу воспаление легких. Но сейчас все по-другому - место США занял Китай. Если он простудится, то мировая экономика заболеет пневмонией, поскольку Китай - самый большой двигатель глобального экономического роста.
- Китай еще уникален тем, что при активном росте его экономики уровень жизни населения остается низким. То есть плодами экономического бума пользуется очень узкая прослойка людей.
- Да, Китай все еще беден, но уровень жизни в стране растет очень быстрыми темпами. Доход на душу населения в Китае выше, например, чем в Украине. У вас - $ 633, в Китае в сельской местности - $ 811, а в городах - $ 2.700.
- Отдельные эксперты утверждают, что кризис-2008 был связан с тем, что люди тратили больше, чем зарабатывали. Но этот процесс продолжается и сегодня.
- Не все так однозначно. Тут нужно смотреть на распределение доходов и расходов. Конечно, в целом было высокое потребление, потому что до кризиса происходил экономический рост. Поэтому процесс потребления должен сопровождаться процессом накопления.
Нагляден в этом плане пример Китая. В этой стране очень высокий показатель национальных сбережений - 50% от ВВП [в Украине - всего 19%], сбереженные средства реинвестируются. Это во многом и обеспечило Китаю экономический бум.
- Какой совет вы могли бы сегодня дать украинским властям?
- Для Украины сейчас самое главное завершить переговоры и парафировать Договор об ассоциации с ЕС. Уверен: Украина получила исторический шанс, это будет трагедия, если она его не использует.
Как показывает история развития восточноевропейских государств в постсоветском пространстве, ассоциация с ЕС несет в себе огромную экономическую выгоду. Подписание договора моментально улучшит инвестклимат в стране. Компании, которые придут в Украину, могут использовать ее как базу для производства продукции для продажи в ЕС.
Такой путь уже прошла Ирландия. Пример этого маленького государства на окраине Европы - история успеха. Не менее показательный пример того, что дает стране Зона свободной торговли и ассоциация с Европой, - Турция. Несмотря на кризис, экономика страны растет очень быстро.
Есть много историй успеха, на которых Украина может поучиться. Но очень важно для вашей страны иметь более прозрачный и предсказуемый инвестиционный климат. Именно это откроет двери для инвесторов. Я вижу потенциал Украины - он впечатляющий.
***
Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 25 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь