Взгляд аналитика: Путин не понимает настоящую демократию

Русская служба Би-би-си,  16 декабря 2011, 05:59
💬 0
👁 13

Пытаясь угадать, чем Владимир Путин ответит на беспрецедентные протесты против его правления, стоит вспомнить, как он реагировал на проявления недовольства в соседних странах, пишет британский журналист Ангус Роксборо.

Первой реакцией Путина на демонстрации после выборов, стало его высказывание о том, что они вызваны внешним вмешательством. Конкретно, он обвинял в подстрекательстве к протестам госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая заявила, что "российские избиратели заслуживают полного расследования фальсификации выборов".

Российский премьер назвал это заявление сигналом лидерам оппозиции – по его словам, "они этот сигнал услышали и при поддержке госдепа США начали активную работу".

Кремль уже много лет видит в массовых акциях с требованиями демократии руку Запада.

И с другой стороны, это правда, что правительства западных стран на словах поддерживают демократические движения повсюду, а в посткоммунистических странах они активно работали над обеспечением честных выборов. Там, где движения за демократию возникали как прямое следствие фальсификаций выборного процесса, Запад подкреплял свои слова деньгами и организационной поддержкой.

Кремль впервые начал возражать против этого в 2000 году, когда молодежное движение "Отпор" в Сербии при поддержке Запада заставило уйти в отставку президента Слободана Милошевича.

В 2003 году главным локомотивом "революции роз" в Грузии было оппозиционное движение "Кмара", организованное по образцу "Отпора" и получавшее поддержку от таких американских организаций, как Институт "Открытое общество" миллиардера-филантропа Джорджа Сороса и Национальный институт демократии, который занимается продвижением демократии во всем мире.

В 2004 году эти же организации помогали оппозиции на Украине вести президентскую кампанию Виктора Ющенко и следить за ходом выборов. Кремль, со своей стороны, отправил на помощь Виктору Януковичу "политтехнологов", таких как Глеб Павловский и Сергей Марков.

Из разговоров с Павловским и Марковым – эти беседы войдут в мой многосерийный документальный фильм, который Би-би-си покажет в новом году, а также в мою новую книгу "Сильный человек", которая готовится к изданию, – становится ясно, что Кремль действительно верит в западный заговор. Там убеждены, что Запад стремится не просто разрушить российскую сферу влияния в "ближнем зарубежье", но и уничтожить саму Россию.

Эта уверенность граничит с паранойей. И именно этим была вызвана первая реакция Путина на протесты. Он, по всей видимости, искренне верит, – а его окружение не пытается его переубедить, – что российская оппозиция спонсируется Западом, а возмущение подтасовками на выборах не порождается внутри России, а привносится извне.

После "оранжевой революции" на Украине Путин стал бороться с неправительственными организациями, получающими западное финансирование. Тогда же было создано движение "Наши", официально заявленной целью коего было подавлять прозападные демократические организации в России.

На прошлой неделе российский премьер пригрозил затянуть петлю еще туже. "Когда деньги из-за границы вкладываются в политическую деятельность внутри страны, это должно нас заставить задуматься", – заявил Путин, обращаясь к членам своего предвыборного штаба.

"Особенно недопустимо вливание иностранных денег в избирательные процессы. Это просто недопустимо", – добавил он.

Этим могут объясняться претензии властей к единственной в России независимой организации по наблюдению за выборами "Голос", которая и в самом деле получает финансирование из-за рубежа. Придирки усилились накануне выборов, а на весь день голосования сайт "Голоса" был фактически выведен из строя.

Есть ли за всем этим что-то, кроме паранойи?

На самом деле, нет никаких доказательств того, что иностранцы провоцируют протесты против итогов выборов, хотя они их явно поддерживают.

Путин не может понять, что впервые за все время его правления простые люди осмелились высказаться против удушения демократии. Явные подтасовки 4 декабря, зафиксированные в видеозаписях и рассказах очевидцев, вкупе с нежеланием властей рассматривать эти жалобы всерьез, возмутили даже тех россиян, которые до сих пор не участвовали в протестах из-за апатии.

"Вмешательство Запада" – это отговорка. Революции в Грузии и на Украине Запад поддерживал, но он не был их первопричиной. Первопричиной были неприкрытые подтасовки выборов. Путин как будто боится настоящей демократии.

А возможно, он просто не понимает ее смысла. Если бы понимал, то как бы он и его президент Дмитрий Медведев посмели объявить, что после следующих выборов они просто поменяются местами, будто от избирателей ничего не зависит?

У россиян, возможно, не столь долгая история свободных выборов, но ни один народ не любит, чтобы с ним обращались, как с идиотами. Следующие дни и недели покажут, действительно ли Путин готов ослабить контроль над СМИ и выборным процессом и дать расцвести настоящей демократии. А никакого западного заговора с целью разрушения России нет – есть лишь желание западных правительств, чтобы демократия в России пустила корни.

Книга Ангуса Роксборо The Strongman выходит в издательстве I.B. Tauris в январе. Русский перевод выйдет в последующие месяцы в издательстве "Эксмо".

ТЕГИ: Путин демократия