ЕЖ: Что и требовалось доказать
Янукович попытался перенести имитацию парадигмы поведения московских товарищей из области внутренней в область внешней политики, по какой-то причине предположив, что на него распространяется та безвольная позиция, которую руководство ЕС раз за разом занимает на встречах с российскими лидерами, - пишет Аркадий Мошес в российском Ежедневном Журнале.
"Европейский парламент для меня ничего не означает…".
Можно ли представить себе эту или похожую фразу в устах президента Украины Виктора Януковича? Вряд ли, даже непублично. Собственно, этим и объясняется фундаментальное отличие в отношениях ЕС с двумя его "стратегическими партнерами" на Востоке Европы - Россией и Украиной, продемонстрированное саммитами в Брюсселе и Киеве соответственно.
Янукович попытался перенести имитацию парадигмы поведения московских товарищей из области внутренней в область внешней политики, по какой-то причине предположив, что на него распространяется та безвольная позиция, которую руководство ЕС раз за разом занимает на встречах с российскими лидерами. Но расчет оказался ошибочным. Господа ван Ромпей и Баррозу четко дали понять, что Украина - не Россия, не упустив возможности проявить "принципиальность", вполне похвальную, если бы она не была столь избирательной.
Ни соглашение об ассоциации, ни даже договор о зоне свободной торговли, в подготовку которых украинская дипломатия за последний год вложила немало усилий, подписаны не были. Правы оказались те эксперты, включая автора этих строк, которые утверждали, что аргументы о "геополитической важности Украины" и "риске" подтолкнуть ее в сторону России не окажут решающего воздействия на окончательное решение Брюсселя. Если подтолкнут, то не к тонкому балансированию, а к полной сдаче, но на это Киев пока не готов. Был бы готов, давно бы сдался, невзирая ни на какие еэсовские коврижки.
Правы оказались те эксперты, включая автора этих строк, которые утверждали, что аргументы о "геополитической важности Украины" и "риске" подтолкнуть ее в сторону России не окажут решающего воздействия на окончательное решение Брюсселя.
Так или иначе, пока подписанных документов нет, и все остальное, включая заявления о том, что переговоры вроде бы успешно завершены, суть лирика, которую нет смысла анализировать.
Янукович и его советники сами загнали себя в угол. В августе и даже в октябре все сводилось к личности и делу Тимошенко. Если бы ее выпустили из заключения, пиар-эффект сегодня был бы уже погашен, и у Януковича оставалось бы поле для игры. Но за прошедшие месяцы даже самым неинформированным европейским бюрократам разъяснили, что дело Тимошенко - проблема не само по себе, а опасный симптом последовательного курса на отход от демократических и правовых стандартов, достигнутых Украиной в предыдущие годы. Тот, кто в этих условиях будет выступать адвокатом соглашений с администрацией Януковича, рискует потерять репутацию в Европе. И ради чего? Явно не ради бизнес-перспектив. Не случайно же накануне саммита ЕС-Украина на влиятельном сайте EU Observer появляется статья о корпоративном рейдерстве в стране.
А раз украинские проблемы, в восприятии европейцев, начинают носить системный характер, то спешить становится некуда. Поскольку встречи ЕС с Украиной на высшем уровне проходят раз в год, а не раз в полгода, как с Россией, вероятным становится откладывание подписания вроде бы готовых договоров до следующих парламентских выборов, назначенных на осень 2012 года.
Поскольку встречи ЕС с Украиной на высшем уровне проходят раз в год, а не раз в полгода, как с Россией, вероятным становится откладывание подписания вроде бы готовых договоров до следующих парламентских выборов, назначенных на осень 2012 года.
Насколько неспособность администрации Януковича зафиксировать прогресс на пути сближения с Европой влияет на электоральные перспективы Партии регионов, сказать трудно. С одной стороны, Виктор Янукович по определению не является кумиром проеевропейски настроенной части избирателей, в особенности после харьковских соглашений апреля прошлого года, зафиксировавших крен в сторону России. С другой стороны, он не может позволить себе полностью игнорировать электорат, составляющий как минимум относительное большинство в стране. Напомним, что согласно ноябрьским опросам общественного мнения, проведенным Центром Разумкова, 45% опрошенных по-прежнему за вступление в ЕС (34% против и 21% не определился), 37% считают, что лично выиграют от вступления страны в ЕС (26% считают, что проиграют). 56% респондентов полагают, что действия власти практически не отвечают ее же собственным евроинтеграционным декларациям. И главное, 47% опрошенных выражают мнение, что внешняя политика сегодняшней Украины не отвечает ее национальным интересам, и только 8% думают, что она им полностью соответствует.
Спору нет, на парламентских выборах внешняя политика не главное. Но она может быть полезной для отвлечения внимания - от экономики, например, где дела тоже не блестящи. Украина не оправилась от провала 2009 г., и с нынешними темпами роста ей понадобилось бы еще несколько лет для того, чтобы оказаться на уровне 2008-го, а тут еще вторая волна глобального кризиса. Налоговый террор в отношении малых и средних предприятий, логичный со стороны политических представителей крупного олигархического капитала во власти, привел к резкому сокращению их количества и, соответственно, росту недовольства. Открытой и потому прибыльной приватизации ждать не приходится, пока свои все не поделили. А тут еще серьезная угроза все-таки получить из России газ по 400 долларов за тысячу кубометров, а не за 200, на что нацеливались друзья президента. А сдашь трубу - опять-таки гарантированно получишь протесты. Под выборы.
С возвратом мажоритарной системы избрания части парламента дисциплина в партии власти неминуемо расшатается, поскольку региональным бонзам будет выгоднее провести в Раду своих людей, которые будут лоббировать днепропетровские, харьковские и другие "недонецкие" интересы, а не людей Януковича.
И с административным ресурсом все не так однозначно. Уже приходилось говорить о том, что с возвратом мажоритарной системы избрания части парламента дисциплина в партии власти неминуемо расшатается, поскольку региональным бонзам будет выгоднее провести в Раду своих людей, которые будут лоббировать днепропетровские, харьковские и другие "недонецкие" интересы, а не людей Януковича. Но все на самом деле еще сложнее. Вопрос о том, насколько президент контролирует спецслужбы, до конца не прояснен. Не стоит забывать о том, что нынешний глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский, человек изначально тоже не донецкий, на нынешней должности должен заботиться в первую очередь о собственной бизнес-империи и собственных миллиардах. Януковичу он, в общем, ничего не должен, а свою способность договариваться с разными властями доказал еще при оранжевых, когда возглавлял другое хлебное место — таможню.
Так что Брюссель в нынешних условиях ничем не рискует. Выиграет Янукович честно парламентские выборы, получит поощрение в виде зоны свободной торговли и, возможно, пакета экономической помощи. Не выиграет - в Украину вернется политика, и президенту придется идти на компромиссы с новым парламентом и кабинетом министров, и в новой системе сдержек и противовесов наверняка найдется место для учета фактора ЕС. Выиграет нечестно - составит компанию Александру Лукашенко.
Но этого Янукович себе как раз позволить не может. Потому что Украина - не Россия. И если по аналогии со списком Магнитского ЕС возьмется за составление списка Тимошенко, в нем может оказаться масса людей, не безразличных украинскому лидеру. И уж им-то еврократы, как повелось, будут рады в лицо высказать все то, что хотели бы, но не решаются сказать свои российским партнерам и друзьям.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.