Корреспондент: На пустом месте. Израиль заставил плодоносить камни
С помощью высоких технологий Израиль заставил плодоносить камни - настолько щедро, что эта крохотная страна теперь кормит не только себя, но и миллионы людей за рубежом, - пишет Александр Пасховер в № 50 журнала Корреспондент от 23 декабря 2011 года.
Всего два часа езды из цветущего Тель-Авива в сторону Негева, крупнейшей пустыни Израиля, и автобус медленно погружается в горячую долину Арава. Пассажирам в салоне раздают воду. Без нее в южном Израиле некомфортно даже зимой.
На календаре декабрь, а солнце неустанно греет камни, не оставляя шанса на жизнь даже маленькой травинке. Тем не менее посреди этой мертвой зоны процветает фермерство, которое круглый год обеспечивает страну овощами, фруктами и ягодами, причем большая часть этого изобилия уходит на экспорт.
В другой части Израиля, в центре и на севере, природный ландшафт значительно зеленее. Вдоль железнодорожного полотна по пути следования из Хайфы в Тель-Авив тянутся банановые плантации и апельсиновые сады. Склоны возле Иерусалима отданы под виноградники. В приграничной зоне возле Ливана - сотни гектаров всевозможных теплиц.
Без чернозема и собственных энергоресурсов, при колоссальном дефиците пресной воды,в окружении преданных врагов Израиль рвется в мировую элиту аграрных государств
Без чернозема и собственных энергоресурсов, при колоссальном дефиците пресной воды, в окружении преданных врагов Израиль рвется в мировую элиту аграрных государств. Страна за считаные годы обеспечила население собственными продуктами питания и завалила овощами, фруктами, молочными и морепродуктами всю Западную и Восточную Европу, США и Канаду.
"У нас нет воды, но мы экспортируем цветы в Великобританию, морковку в Россию, - хвастает Шимон Перес, 86-летний президент Израиля. - Природа нас не балует, мы балуем ее". Израильские ученые заставили плодоносить даже пески Негева, сумев при этом заработать миллиарды долларов, экспортируя передовые агротехнологии.
На вопрос Корреспондента, почему же при такой природной скудости Библия называет Землю обетованную местом, где "течет молоко и мед", Юрий Озиранский, руководитель русского отдела Международного центра сотрудничества в области развития сельского хозяйства в Тель-Авиве (CINADCO) отвечает с еврейским остроумием: "Главное богатство Израиля находится меж двух ушей, - а затем добавляет: - Сейчас у нас есть и молоко, и мед".
Бледное солнце пустыни
Вечером 6 декабря диктор телевидения сообщила, что в связи с террористической угрозой на юге Израиля отменяются все экскурсии для школьников. "Район взят под усиленную охрану военных", - успокоила тележурналист.
Такие новости мало у кого вызывают тревогу. А на курсирующие по небу истребители уже никто не задирает голову. Армия занята обеспечением безопасности страны, а у аграриев свои заботы.
Безжизненные просоленные грунты юга - угроза для продовольственной безопасности Израиля. По своему масштабу она не менее остра, чем угроза терроризма. Пустыня занимает более 60% территории фактически карликового государства. Осадки на юге крайне редки. Здесь выпадает около 20 мм влаги в год - это в 20 раз меньше, чем в засушливых степных районах Крыма.
"Количество потребления воды из-за роста населения растет, - рассказывает Юваль Эсхдат, старший научный сотрудник отдела агрокультуры при министерстве сельского хозяйства. - 50% воды, которая используется на орошение, - это переработанная вода. Это самый высокий процент переработанной воды в мире". Резервов для восполнения дефицита влаги практически нет.
Пустыня занимает более 60% территории фактически карликового государства
О проблеме дефицита пресной воды президент Перес высказался весьма лаконично: "У нас есть два озера, одно мертвое, другое умирает". Речь о Мертвом море и Кинерете, главном водохранилище Израиля, расположенном на севере страны и очень зависимом от сезона дождей.
Экономить приходится не только воду, но и энергоресурсы, так как Израилю "повезло" быть единственной страной Ближнего Востока, где нет нефти. Поставки газа - еще одна зона риска. 18 декабря террористы взорвали трубопровод из Египта в Израиль, таким образом совершив десятый в 2011 году теракт на этом газотранспортном маршруте.
В Израиле нет центральной системы подачи горячей воды, но и перебоев с этим здесь тоже не возникает. Единственный доступный круглогодичный источник энергии — солнце. Солнечными батареями покрыты здесь практически все крыши домов и учреждений.
Еврейский заговор
Автобус быстро спускается по серпантину вглубь пустыни Негев. Слева, справа и впереди машины однообразная унылая картинка - камни, скалы и песок. Но вот на горизонте вырисовывается огромный каскад теплиц площадью 4,5 тыс. га. Затем открылась панорама пальмовой плантации. С каждым километром пейзаж преображается до неузнаваемости. Первая остановка - возле теплицы, где выращивают овощи.
Ронен Шлахет, рабочий фермы в долине Арава, угощает гостя огромным болгарским перцем. Ему не жалко - здесь этого продукта горы. По соседству в теплицах его коллеги собирают помидоры. Урожай томатов достигает 500 т с гектара, чуть дальше - подвешенные в воздухе "грядки" клубники, на тот же гектар - 250 т ягод. (По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, в Украине с каждого тепличного гектара в среднем собирается 54 т помидоров и 78,3 т ягод.)
Урожай томатов достигает 500 т с гектара, чуть дальше - подвешенные в воздухе "грядки" клубники, на тот же гектар - 250 т ягод.
Дальше еще интереснее - ферма по выращиванию тропической рыбы. Для этих изнеженных пород рыбы необходима частая смена воды. Фермеру Ефаму Гинафу приходится менять ее каждый час. Хотя в нескольких километрах от фермы протекает река Иордан, тропические рыбы крайне привередливы к качеству воды - мрут без предупреждения, по поводу и без.
"Мы должны проверить ее [воды] качество, - рассказывает 34-летний рабочий. - Нужно проверить уровень бактериальности. Мы искусственно контролируем параметры воды, на нас климат не влияет". Использованную воду отправляют в теплицы на полив овощей и фруктов.
Самым значимым технологическим изобретением аграриев стала система капельного орошения, она позволяет экономить ценный ресурс. К каждому кусту или дереву подведена трубка с небольшим отверстием, куда точечно поступает живительная влага, буквально по капле выдавая порцию H2O. 98% всей оросительной системы Израиля применяет капельное орошение. Это мировой рекорд бережливости.
Отец Ади Моттеса, директора и владельца компании Mottes, еще в 1950-х начал заниматься капельным орошением, потом он изобрел тенсиометр, который внедряется в почву и проверяет ее качество. Теперь наукоемкое семейное дело гарантирует Моттесу-младшему финансовое благополучие. "Бизнес очень прибыльный, - рассказывает он Корреспонденту. - Капельное орошение в Израиле очень популярно".
Сделано с умом
Вся земля в Израиле находится в собственности государства, фермеры берут ее в аренду на 49 лет. Частные хозяйства объединены в кибуцы. В середине прошлого века эти коммуны по своей структуре напоминали советские колхозы: общее имущество, плата за труд - еда и жилье.
Теперь кибуцы больше напоминают многопрофильные аграрные холдинги процветающего капитализма. В кибуцах развивают туристический и гостиничный бизнес, научные и образовательные центры, аквапарки, торговые центры. Диверсификация и концентрация производства - новый тренд отрасли, что обеспечивает ее безубыточность.
Поскольку минимальная зарплата в Израиле начинается с 4 тыс. шекелей ($ 1,1 тыс.), на фермы выгодно привлекать наемную рабочую силу из дальних стран, где уровень жизни относительно низкий. В кибуцах трудятся гости из Таиланда, России, Украины и других государств.
Правительство активно поддерживает фермерство, финансируя программы повышения квалификации собственников агрокомпаний,топ-менеджеров и даже наемной силы.
Дабы сохранить рабочие места, правительство Израиля объявило о намерении запретить наем гастербайтеров в сельском хозяйстве. Но фермеры вот уже несколько лет упрашивают власти переносить срок действия этого закона. В случае отказа аграрии гарантируют существенный рост цен на продукты питания. Пока этот шантаж срабатывает.
Вместе с тем правительство активно поддерживает фермерство, финансируя программы повышения квалификации собственников агрокомпаний, топ-менеджеров и даже наемной силы.
Профессор Иорам Капульник, руководитель исследовательского центра при профильном министерстве, рассказывает Корреспонденту, что в следующем году, ведомство будет продвигать и финансировать не столько классическое сельское хозяйство, сколько высокие технологии в аграрном секторе, которые позволят экономить ресурсы и совершенствовать продукт.
"В почве много фосфатов, и их постоянно добавляют, это наносит вред экологии, - говорит ученый. - Из-за того что экспорт занимает значительную долю [в аграрном рынке Израиля], нужно иметь качество, которым можно конкурировать. Себестоимость продукта поползет вниз, если будем использовать меньше фосфатов".
Кушать продано
Рис, пшеница, сахар - то немногое что Израиль вынужден закупать на внешних рынках. Практически все остальное меню местного производства. Сельское хозяйство заполняет 90% места на продуктовых полках супермаркетов. Внутренний рынок был насыщен еще в середине 1970-х. Излишки агробизнесмены превращают в валюту - евро, доллары, фунты, рубли, гривни.
Перес приводит в пример Россию, страну сказочно богатую природными ресурсами, обладающую своим газом, нефтью и 25% мирового запаса пресной воды. При этой мощи Россия импортирует из Израиля баклажаны, картошку, морковь и даже черную икру. Кроме того, Израиль снабжает помидорами Великобританию, рыбой - Германию, цветами - Нидерланды, болгарским перцем - Болгарию и ее европейское окружение.
Сельское хозяйство заполняет 90% места на продуктовых полках супермаркетов.
С одного гектара, где собирается этот перец, чистая прибыль израильского фермера - около 400 тыс. евро. Фермер Гинаф, тот, который выращивает в Араве тропических аквариумных рыб, говорит, что и это, как может показаться, скромное дело, приносит неплохой доход. Продажа гупий в текущем году принесла его маленькой ферме 600 тыс. евро дохода.
"Практически вся продукция, которая выращивается в пустыне, идет на экспорт, - говорит Алон Гадиэль, директор исследовательского центра Арава. - Вы видите, что это возможно".
Основными конкурентами на рынке ЕС израильтяне называют Испанию. Во-первых, здесь хорошая климатическая зона, во-вторых, близко рынки сбыта. Шлахет говорит, из-за того что Израиль окружен недружественным поясом арабских государств, продавать продукцию приходится за тридевять земель.
Хотя приграничные страны крайне нуждаются в продуктах питания, тысячелетний конфликт препятствует торговым отношениям сторон. Из-за усложненной логистики и необходимых мер безопасности, транспортировка продукции в ЕС обходится израильтянам вчетверо дороже, чем соседям.
Из-за того что Израиль окружен недружественным поясом арабских государств, продавать продукцию приходится за тридевять земель
Чтобы выжить, Израиль изловчился проходить сквозь игольное ушко мировой экономики. "Есть время года, когда за две недели продается 40% всего урожая болгарского перца, - поясняет Капульник. - Это первая и вторая недели января".
Уникальность этого межсезонья в том, что к рождественским праздникам продается весь перец из Голландии, и рынок на полмесяца пустеет. Израиль наловчился за этот малый срок делать большой гешефт. За пять лет перед экономическим кризисом страна более чем вдвое увеличила экспорт фруктов, втрое - картошки, вчетверо - всех других овощей.
Мозговой штурм
Амнон Офен, директор NaanDanJainIrrigation, разрабатывает современные агротехнологии, суть которых бизнесмен уложил в одну фразу: "Оставь мир в лучшем состоянии, чем ты его нашел".
Офен рассказывает, что 80% стран мира используют традиционный полив пашни, теряя при этом 50% эффективности, так как половина воды испаряется. Но новые технологии способны щадить природные ресурсы. Израильские ученые активно экспортируют в мир свои разработки. Такой бизнес приносит NaanDanJainIrrigation около $ 500 млн в год.
Нати Барака, директор компании Нетафим, которая специализируется на внедрении современных оросительных технологий, работает в 110 странах. Годовой оборот его фирмы - $ 800 млн. В одной только Индии ему удалось осуществить проект орошения и культивирования земель ценой $ 249 млн. Даже консервативный исламистский Афганистан открыл Израилю путь на свой технологически отсталый рынок.
Это всего лишь одна из новинок,помогающая Израилю удерживать первое место в мире по уровню удоя молока с одной коровы - 12,5 тыс. л в год.
"Заинтересованные люди есть везде, - говорит Барака. - Афганистан заинтересован в нас больше, чем мы в них".
Гай Ицкович, директор по продажам SCR Engineers из Натании, тоже удачно торгует мозгами. Его компания обеспечивает коров специальными датчиками, которые сигнализируют фермеру, когда телица находится на пике своей репродуктивной формы, чтобы быть готовой к искусственному осеменению.
50% израильских коров уже носят такие чипы, а 100% коров привязали на ноги педаметры. Они считают шаги скотины, чтобы подсчитать процентность возможного удоя. Это всего лишь одна из новинок, помогающая Израилю удерживать первое место в мире по уровню удоя молока с одной коровы - 12,5 тыс. л в год. (В Украине данный показатель - 4,5 тыс. л.) Сейчас подобную технологию Ицкович продает в Украину для корпорации Агро-Союз. Центральный офис компании размещен в Днепропетровске, она с 1991 года занимается внедрением сельскохозяйственных технологий в Украине, России и Казахстане.
Озиранский из CINADCO на прощание предлагает Корреспонденту пригласить украинские агрокомпании на ликбез в Израиль, или же организовать выездную образовательную сессию. Сельскохозяйственный потенциал Украины огромен, уверяет эксперт, но пока очень слабо развиты высокие технологии.
Говоря о еврейском аграрном феномене, Перес отметил, что в Израиле уже заключен договор между Богом и фермером. "У них есть третий [посредник] - наука, - резюмирует президент. - Наука становится основой будущей экономики".
***
Этот материал опубликован в №50 журнала Корреспондент от 23 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь