Сотни тысяч безработных жителей Венгрии, возможно, вскоре будут рыть канавы и подметать улицы
Сотни тысяч безработных жителей Венгрии, возможно, вскоре будут рыть канавы и подметать улицы в соответствии с новыми планами правительства по борьбе с безработицей.
Деже Бара и члены его команды встают в 7:30 утра.
С десяток мужчин, вооружившись бензопилами, идут расчищать дорогу у деревни Рожалы на границе с Украиной.
Они оттаскивают с дороги деревья и колючие кусты ежевики, погружают распиленные поленья в большие металлические контейнеры, которые тащат тракторы.
Это и есть ответ Венгрии на безработицу.
По плану, поддержанному парламентом, тысячи венгерских безработных вскоре тоже могут заняться подобной физической работой. Если же они откажутся или не будут усердно работать, то не смогут получить пособие.
24-летний Деже был одним из первых, кто стал работать по новой схеме после нескольких лет жизни на пособии.
"Темп работы не слишком высок, поэтому для меня и моей семьи так даже лучше, - говорит он. – Но я не думаю, что забирать деньги у тех, кто не работает, правильно".
Венгрия имеет один из самых низких в Европе показателей работающего населения. Только 55% трудоспособного населения имеет работу. В силу ориентированной на экспорт экономики, Венгрия тяжело переживает кризис в еврозоне.
Рост экономики в стране остановился, и два ведущих кредитных агентства присвоили стране "мусорный" рейтинг. Однако нынешняя экономическая ситуация – только часть проблемы.
В провинциальных городках и деревнях целые семьи живут на социальные пособия после падения коммунизма.
"Некоторые люди потеряли работу 20 лет назад", - говорит статс-секретарь правительства Венгрии по связям с общественностью Золтан Ковач.
"Целое поколение людей выросло, не видя, как их родители по утрам идут на работу. Это процесс, порождающий новых безработных, который мы должны как-то остановить", - добавляет он.
Весь следующий год правительство планирует платить 200 тысячам венгров за участие в общественных работах.
Идея заключается в том, чтобы создавать новые рабочие места, которые сейчас частный сектор не предлагает. Речь идет о физической работе. А это означает, что участники программы будут рыть канавы, собирать овощи и фрукты, а также подметать улицы.
Работающие по этой схеме будут получать как минимум 12 долларов в день - больше, чем пособие по безработице, но меньше минимальной зарплаты в Венгрии.
"Если посмотреть на страну, то работы здесь много. – говорит Золтан Ковач. – Для некоторых людей такого рода работа может стать естественным способом возврата на рынок труда".
Правительство привлекает средства на эту программу, сокращая пособия. Теперь пособие для тех, кто ищет работу, будет выплачиваться всего три месяца вместо полугода, критерии для получения других видов пособия также ужесточаются.
Те, кто откажутся от участия в этой программе или будут плохо работать, не смогут получать государственное пособие. Эта идея пользуется поддержкой населения, но некоторые экономисты настроены критически.
Один из них - научный руководитель Института центральноевропейского рынка труда Мартин Каганец.
"Общественные работы, требующие низкой квалификации, могут поставить своего рода клеймо на этих людях и отбить охоту у частных работодателей нанимать их", - говорит ученый.
"Это создаст армию незащищенных работников, которые окажутся перед ужасным выбором: либо не получать пособия от государства, либо заниматься сомнительной работой", - добавляет Каганец.
Многие также опасаются того, как эти планы правительства скажутся на заметном цыганском меньшинстве страны.
По статистике правительства, только четверть цыган имеют постоянную оплачиваемую работу.
Власти говорят, что их меры не направлены против какой-то общины, но признают, что именно на цыганах тяжелее всего отразятся последствия расширения схемы общественных работ.
Адвокат Бюро по юридической защите национальных и этнических меньшинств Мартон Удвари полагает, что новый закон увеличивает риск коррупции и дискриминации.
"Если вас увольняют с общественных работ, то вас исключают из системы получения пособий. – говорит он. – Человек, который будет отвечать за это, представляет серьезную угрозу для выполняющих общественные работы. Никто не захочет с ним конфликтовать".
Он также считает, что участники проекта должны по меньшей мере получать минимальную зарплату.
Но жителям деревни Рожалы в данный момент тяжело найти любую работу.
49-летняя Адам Шандорн без работы уже четыре года с того времени, как закрылась хлебопекарня, на которой она трудилась.
После долгого периода зависимости от пособий она стала выполнять общественные работы, и в холодный зимний день подметает улицу.
"Если бы у меня был выбор, я, конечно же, вернулась бы на пекарню, - говорит она. – Я скучаю по ней даже сейчас, но для меня не проблема делать то, что я делаю. Я понимаю, что должна зарабатывать на жизнь".